ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-96/2021 от 05.07.2021 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-96/2021

Р Е Ш Е Н И Е

05 июля 2021 года г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е:

Председательствующего судьи Ворсловой И.Е.

При секретаре Алжибаевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе начальника <данные изъяты>Коренева А. И. на постановление заместителя руководителя <данные изъяты>Васильева С.К. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя <данные изъяты>Васильева С.К. от ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты>Коренев А.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Коренев А.И., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России» в ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» были изданы приказы: «Об установлении норм обеспечения сотовой и междугородней связью из средств Ф. бюджета на 2019 год» от ДД.ММ.ГГГГ «О финансировании из средств Ф. бюджета на ДД.ММ.ГГГГ затрат на услуги связи отдельным категориям сотрудников» от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств Ф. бюджета, выделенных по КБК КОСГУ произведена выдача денежных средств в подотчет 4 сотрудникам на оплату услуг сотовой связи. В соответствии с Распоряжением МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении плана информатизации МЧС России на и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» и Распоряжением МЧС России от 14.03.2019г. «О внесении изменений в приложение к распоряжению МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ», до ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» были доведены лимиты бюджетных обязательств на обеспечение «Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь», тип мероприятия «Эксплуатация», уникальный номер мероприятия «». На основании расходных расписаний доведенных ЛБО на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет» сформированы предложения по изменению в сметный расчет с обоснованиями расходов на предоставление услуг связи отдельным категориям сотрудников. Предложения согласованы и утверждены распорядителем бюджетных средств и главным распорядителем бюджетных средств. На основании утвержденных предложений по изменению сметный расчет сформирован и утвержден, документ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Приложению от ДД.ММ.ГГГГ. в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет» МИНФИНом РФ для ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» установлена связка КБК и КМИ , что подтверждается обращением в службу технической поддержки системы «Электронный бюджет» от ДД.ММ.ГГГГ. Отражение расходов по элементу вида расходов «242 Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в 2020 году регулировалось п. 48.2.4.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ. н, предусматривало отражение расходов Ф. бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на реализацию мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов...в качестве полномочий конкретному Ф. государственному органу, Ф. государственному казенному учреждению или органу У. государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Таким образом, считает, что порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации нарушен не был, денежные средства подлежат отражению по кодам БК . В постановлении о назначении административного наказания указано, что зачисление средств Ф. бюджета на оплату услуг сотовой связи осуществлялось на личные номера сотрудников в размере нормативов, предусмотренных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России», не подлежащего применению в связи с отсутствием на балансе казенного учреждения пользовательского (оконечного) оборудования. Считает это неверным, поскольку в вышеуказанном приказе отсутствует прямое указание на обязательное наличие сотовых телефонов (пользовательского (оконечного) оборудования) на балансе Ф. казенного учреждения. Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. устанавливает предельный размер оплаты услуги связи отдельным категориям сотрудников. Так, в п. 9.1.6 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. затраты на оплату услуг подвижной (радиотелефонной) связи (Зсот) определяются исходя из количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети подвижной связи по 1-ой должности; ежемесячной цены услуги подвижной связи в расчете на один номер сотовой абонентской станции по 1-ой должности; количества месяцев предоставления услуги подвижной связи по 1- должности. В данном случае речь идет непосредственно об абонентских номерах, без привязки к наличию (отсутствию) пользовательского (оконечного) оборудования. Так, в соответствии со ст. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, абонентским номером является телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем. Таким образом, расчет затрат и предоставление денежных средств на оплату услуг подвижной связи не зависит от наличия или отсутствия пользовательского (оконечного) оборудования на балансе учреждения. В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. -ДСП «Об утверждении Перечня срочных донесений и иных отчетно-информационных документов МЧС России», отдельным сотрудникам ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» необходимо незамедлительно предоставлять донесения в телефонном режиме вышестоящему руководству, быть на оперативной связи. Это осуществляется посредством использования услуг мобильных операторов связи. На балансе ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» отсутствуют мобильные телефоны. В ДД.ММ.ГГГГ. ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» были сформированы и направлены заявки в Главное У. пожарной охраны МЧС России по потребности в мобильных телефонах. Однако до настоящего времени централизованным снабжением мобильными телефонами от вышестоящей организации ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» не обеспечивалось. В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что оплата услуг сотовой связи осуществлялась на личные номера сотрудников. С данными выводами Коренев А.И. не согласен, поскольку сим-карты, указанные в приказе ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ. , в приказе ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ. , числятся за ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» на основании договора на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ГУ «Специальное У. ФПС МЧС России» (ГУ «Специальное У. ФПС МЧС России» является правопреемником ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России»). Условиями договора предусмотрен раздельный учет лицевых счетов по настоящему договору. Каждый абонент самостоятельно оплачивает выделенный ему абонентский номер денежными средствами, предоставляемыми ему в подотчет ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России». ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «МТС» <адрес> направлен запрос о предоставлении сведений о принадлежности абонентских номеров, номеров сим-карт и номеров счетов, используемых сотрудниками, указанными в приказах ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. . Услуги сотовой связи за 2019ДД.ММ.ГГГГ года были оплачены сотрудниками денежными средствами, выдаваемыми им в подотчет. Данный способ оплаты является законным и предусмотрен учетной политикой ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России». Так, согласно Приложению к приказу ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ «Об учетной Политике» на ДД.ММ.ГГГГ, начальник ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» полковник внутренней службы Коренев А.И., начальник отделения службы и подготовки ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» подполковник внутренней службы Курусь К.С., заместитель начальника ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» подполковник внутренней службы Каськов И.С., заместитель начальника ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» подполковник внутренней службы Кобер М.В. также входят в список сотрудников, которым разрешено получение под отчет денежных средств и доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.

В судебном заседании заявитель Коренев А.И. и его защитник Довыденко Ж.И., допущенная судом на основании устного ходатайства, доводы жалобы и дополнения к ней поддержали в полном объеме.

Представитель У. Ф. казначейства по Новосибирской областиПетрик А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал письменные возражения на жалобу.

Суд, выслушав объяснения Коренева А.И., его защитника, представителя УФК по НСО, показания свидетеля Мамлеевой Е.А., исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих постановлений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

П.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Судом установлено, что Коренев А.И. является начальником ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» в соответствии с приказом начальника У. специальной пожарной охраны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4.18 Устава начальник ФГКУ «Специальное У.. ФПС МЧС России» обеспечивает правомерное, целевое, эффективное расходование средств Ф. бюджета, несет ответственность за нецелевое расходование средств Ф. бюджета.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Коренев А.И., как начальник ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России», в ДД.ММ.ГГГГ утвердив 2 авансовых отчета на общую сумму 14600 руб., допустил расходование средств Ф. бюджета на цели, не соответствующие бюджетной смете и планам информатизации МЧС России на 2020г., оплатив по КБК расходов услуги мобильной связи личных мобильных телефонов сотрудников, не принадлежащих ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России», не числящихся в составе основных средств получателя средств Ф. бюджета.

Вместе с тем судом не установлено в действиях Коренева А.И. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Так, в соответствии с Распоряжением Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении плана информатизации МЧС России на 2020 и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов», до ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» были доведены лимиты бюджетных обязательств на обеспечение «Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь», тип мероприятия «Эксплуатация», уникальный номер мероприятия «».

П.48.2.4.1. Приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" предусмотрено, что по элементу вида расходов "242 Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на закупку товаров, работ и услуг по виду расходов код КОСГУ на ДД.ММ.ГГГГ год предусматривали расходы на оплату сотовой связи отдельным категориям сотрудников.

В ДД.ММ.ГГГГ году за счет средств Ф. бюджета, выделенных по КБК код КОСГУ , произведена выдача денежных средств в подотчет 2 сотрудникам ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» на оплату услуг сотовой связи на основании приказа начальника ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ. «О финансировании из средств Ф. бюджета на 2020 год затрат на услуги связи отдельным категориям сотрудников», изданного в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций МЧС России», действовавшего на момент издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ. .

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. установлены предельные годовые нормы обеспечения, финансируемые из средств Ф. бюджета на ДД.ММ.ГГГГ. на предоставление услуг в сети подвижной связи: начальнику ФГКУ «Специально У. ФПС МЧС России» Кореневу А.И. (абонент , лицевой счет , номер сим-карты ) в размере 500 руб. в месяц; для предоставления доступа к сети «Интернет» - для обеспечения деятельности оперативной группы ФГКУ «Специально У. ФПС МЧС России» (абонент , лицевой счет , номер сим-карты ) – в размере 450 руб. в месяц.

Кореневым А.И. утверждены расходы средств Ф. бюджета по 2 авансовым отчетам на сумму 14600 руб., осуществленные посредством перечисления средств на лицевой счет начальника ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ., заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ. о перечислении денежных средств Кореневу А.И. по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 9600 руб., с последующим предоставлением авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ и выдачи наличных денежных средств в подотчет на основании рапорта старшего инженера группы ресурсного и материально-технического обеспечения Киреева А.Е от ДД.ММ.ГГГГ. по расходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 6000 руб., с предоставлением авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5000 рублей и возвратом в кассу неиспользованного аванса 1000 руб.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. между ОАО «МТС» и ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» был заключен договор о предоставлении услуг сети подвижной радиотелефонной связи следующих номеров: , лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ.; , лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ.; , лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ.; , лицевой счет ДД.ММ.ГГГГ.; номера включались путем составления приложений А.

Денежные средства по оплате услуг связи были переведены Кореневым И.А. в сумме 9600 руб. (абонент ) и Киреевым А.В. в сумме 5000 руб. (абонент ) ПАО «МТС», что подтверждается выпиской из банковского счета, квитанцией по операции, кассовым чеком.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что средства Ф. бюджета в ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 14600 руб. были израсходованы на цели, соответствующие бюджетной смете и планам информатизации МЧС России на 2020г. по виду расходов «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Спорные расходы были осуществлены в связи с оплатой услуг мобильной связи, исходя из заключенного между ПАО «МТС» и ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» договора, и соответственно правомерно были отнесены ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» на вид расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», что в данном случае не может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии в действиях Коренева А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.

При этом суд учитывает, что согласно Приложению от ДД.ММ.ГГГГ. в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет» Минфином РФ для ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» установлена связь КБК с КМИ , что подтверждается обращением в службу технической поддержки системы «Электронный бюджет» от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка в постановлении на то, что мобильные телефоны принадлежат сотрудникам и не состоят на балансе учреждения, не является основанием для привлечения к административной ответственности, исходя из следующего.

Так, основанием издания приказа на оплату услуг сотовой связи отдельным категориям работников для ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России» являлось указанные в приказе МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. правила определения нормативных затрат и обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждение.

В соответствии с пунктом 9.1.6 вышеуказанных правил затраты на оплату услуг подвижной (радиотелефонной) связи (Зсот) определяются исходя из количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенной к сети подвижной связи по 1-ой должности; ежемесячной цены услуги подвижной связи в расчете на один номер сотовой абонентской станции по 1-ой должности количества месяцев предоставления услуги подвижной связи по 1-ой должности.

Абонентский номер - телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем, что следует из п.2 Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи».

При таком положении, поскольку затраты на оплату услуг подвижной (радиотелефонной) связи (Зсот) определяются исходя из количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, в связи с чем суд приходит к выводу, что отсутствие учета на балансе учреждения мобильных телефонов, с помощью которых осуществляется связь, не может расцениваться как нецелевом использовании денежных средств, потраченных на оплату услуг связи.

Более того, такой способ оплаты услуг связи как оплата услуг телефонной связи посредством выдачи денежных средств в подотчет сотрудникам ФГКУ, не противоречит учетной политике ФГКУ «Специальное У. ФПС МЧС России», применяемой с ДД.ММ.ГГГГ., утвержденной приказом ФГКУ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об учетной политике», что было подтверждено и свидетелем Мамлеевой Е.А. в судебном заседании.

Следовательно, постановление заместителя руководителя У. Ф. казначейства по <адрес>Васильева С.К. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении начальника ФГКУ «Специальное У. Ф. противопожарной службы » Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании ст. 15.14 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя <данные изъяты>Васильева С.К. от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Прекратить производство по административному делу в отношении начальника ФГКУ «Специальное У. Ф. противопожарной службы » Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Коренева А. И. по ст. 15.14 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Удовлетворить жалобу Коренева А. И..

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ И.Е. Ворслова

Подлинник решения находится в административном деле № 12-96/2021 Калининского районного суда г. Новосибирска, УИД
54RS0004-01-2021-001633-23.

Судья И.Е. Ворслова

Секретарь К.А. Алжибаева