ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-96/2022 от 30.09.2022 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-96/2022

РЕШЕНИЕ

30 сентября 2022 года п. Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Швецова И.С.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя АО «Торговый порт Посьет» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Кулишовой А.А. № 15-078/2022 от 04.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО «Торговый порт Посьет»

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Кулишовой А.А. от 04.03.2022 года АО «Торговый порт Посьет» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст.8.13 КоАП РФ, в соответствии с которой ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

На данное постановление представителем АО «Торговый порт Посьет» подана жалоба о признании постановления незаконным и его отмене.

В обоснование жалобы представитель указывает, что протокол об административном правонарушении содержат описание выявленных в ходе рейдовой проверки обстоятельств, однако причинно-следственная связь между действиями общества и нарушениями требований законодательства департаментом Росприроднадзора не установлена, обстоятельства, указывающие на вину заявителя, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не изложены. Доказательств того, что именно в результате производственной деятельности заявителя произошло загрязнение ледяного покрова бухты Новгородская угольной пылью, административным органом не представлено.

Тот факт, что АО «Торговый порт Посьет» расположено в непосредственной близости от места правонарушения, не свидетельствует о том, что именно Портом совершено выявленное административное правонарушение.

Более того, административным органом в ходе рейдовой проверки не изымались пробы загрязнения ледового покрова бухты Новгородская, не проводились лабораторные исследования, не определялось наличие вредных веществ, их вид и степень их концентрации, фоновым концентрациям взвешенных веществ.

Следовательно, вывод административного органа о наличии на ледяном покрове бухты Новгородская загрязнения в виде угольной пыли, а также виновности Порта в этом не подтверждено материалами административного производства. Взвешенные вещества - не равно угольная пыль (к взвешенным веществам относится и флора, фауна водоема, а также песок, грунт и т.д.), данные пробы были взяты в воде, а не на ледовом покрове.

Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года N 1316-р, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Пункт 12 - взвешенные вещества, пункт - 37 (1) - пыль каменного угля (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 года N 914-р), что говорит о разных веществах. Для воды уголь не является специфическим веществом, может входить в состав взвешенных веществ, но возможности отделить угольную пыль и другие вещества, которые могут входить в состав взвешенных веществ не имеется.

Общество считает, что законные основания для вывода о наличии их вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 8.13 КоАП РФ, у административного органа с учетом установленных фактических обстоятельств в данном случае отсутствовали.

Представитель заявителя по доверенности Тотолина Т.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы, в дополнении указала, что согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ дата совершения правонарушения указана 31.01.2022 года, при этом дата проведения видеосъёмки иная, следовательно, видеосъёмка не является относимым и допустим доказательством по делу и не может быть принята судом, видеосъёмка не подтверждает факт загрязнения ледового покрытия угольной пылью, поскольку данный факт может быть подтвержден только результатами проб ледового покрытия, в которых однозначно будет указано присутствие угольной пыли.

Кроме того, по мнению представителя, видеосъёмка велась с нарушением требований закона, на ее проведение не было получено согласие АО «Торговый порт Посьет», не были разъяснены цели проведения и права, достоверность данной видеосъёмки ничем не подтверждена, что свидетельствует о недопустимости в качестве доказательства по данному делу.

Выводы административного органа о том, что факт загрязнения ледового покрова может быть подтверждён съемкой, проведенной в ветреную погоду, неправомерны, недопустимы и не могут быть приняты судом, в нарушение статьи 77 ГПК РФ административным органом не направлялось ходатайство о просмотре данной видеосъёмки и приобщении в качестве доказательства по делу.

Таким образом, заявитель полагает, что утверждение административного органа о природе вещества, увиденного на поверхности ледяного покрова не подтверждено достаточными и достоверными доказательствами и не является установленным и доказанным фактом, достаточным для привлечения Общества к ответственности.

Мнение административного органа о том, что 04.02.2022 года была ветреная погода и при северо-западном направлении угольная пыль попадает в акваторию не обосновано, не подтверждено, носит предположительный характер и противоречит фактическим обстоятельствам.

АО «Торговый порт Посьет» в целях регулярного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха установлены автоматические пункты наблюдения за атмосферным воздухом и метеорологическим параметрам, расположенные на производственной площадке и границе санитарно-защитной зоны в АО «Торговый порт Посьет» силами специалистов ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и переданы им на техническое сопровождение и поверку МКС-М5. Фактические данные о состоянии воздуха и метеорологических параметрах ежедневно поступают на сервер ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Фактов превышения предельно- допустимых концентраций вредных загрязняющих веществ, выявленных в январе, феврале и марте 2022 года не наблюдалось, в том числе в период проверки 04.02.2022 года, при этом скорость и порывы ветра не были сильными, что подтверждается данными с сервера. В случае сильного ветра (15 м/с) согласно мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утвержденных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края перегрузка угля грейферными кранами приостанавливается. 04.02.2022 деятельность не была приостановлена, что, по мнению представителя свидетельствует, что сильного ветра в этот день не было.

По мнению представителя, пробы загрязнения ледового покрова бухты Новгородская не изымались, не проводились лабораторные исследования, не определялось наличие вредных веществ, их вид и степень их концентрации, фоновым концентрациям взвешенных веществ. Пробы природной морской воды, отобранные 04.02.2022 специалистами ФГБУ «Цлати по ДФО» содержат превышение загрязняющих веществ по показателю нефтепродукты, к которым не относится угольная пыль, однако при проведении данных исследований не ставилась цель установления принадлежности взвешенных частиц и взаимосвязи с деятельности порта, при проведении исследований не был проведен анализ обнаруженных взвешенных частиц на предмет присутствия в них угольной пыли, поскольку взвешенные вещества - не равно угольная пыль (к взвешенным веществам относится и флора, фауна водоема, а также песок, грунт и т.д.), данные пробы были взяты в воде, а не на ледовом покрове.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года N 1316-р, утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Пункт 12 - взвешенные вещества, пункт - 37 (1) - пыль каменного угля (Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 года N 914-р), что говорит о разных веществах. Для воды уголь не является специфическим веществом, может входить в состав взвешенных веществ. Помимо угля в состав взвешенных частиц входят: продукты размыва почв, горных пород, зола, сажа, дым, сульфаты, нитраты, продукты жизнедеятельности организмов и друге вещества.

По мнению представителя, при рассмотрении данного дела необходимо учесть то обстоятельство, что источниками загрязнения могли служить иные источники: процессы горения ископаемых и других видов топлива (в зимний период особенно интенсивна работа поселковых котельных, располагающихся в непосредственной близости от акватории б. Новгородская), выбросы сгорающего топлива с транспортных средств (в непосредственной близости от акватории находятся автотранспортные дороги пгт. Посьет), сдув пыли с асфальтных и гравийных дорожных покрытий, наличие в непосредственной близости Цукановского карьера, а также то, что в порту стояли суда, с которых попадают в водную среду как взвешенные частицы, так и нефтепродукты и путем естественной миграции водных масс распространяются по территории бухты, следовательно, уравнивание показателей «взвешенные частицы» и «угольная пыль» недопустимо и неправомерно.

В период проведении проверки административным органов в бухту Новгородская под действием течения воды поступал ломанный лед с других бухт, имеющий загрязнения под воздействием солнца, повышением атмосферной температуры, таяния льда и прочих источников, представленные административным органом фотоматериалы при проведении осмотра не подтверждает наличие угольной пыли на ледовом покрытии, а фиксируют лишь имеющиеся потемнения на ледовом покрове.

В месте осуществления деятельности АО «Торговый порт Посьет» в пгт. Посьет органами местного самоуправления осуществляется сброс неочищенных сточных вод с п. Краскино и пгт. Посьет в городской коллектор, откуда неочищенные стоки беспрепятственно попадают в водную среду в бухте Новгородская, что влечет за собой превышение загрязняющих веществ в водной среде согласно Отчета за 3 квартал, подготовленного в результате мониторинга ООО «Искра. Эксперт».

АО «Торговый порт Посьет» в своей деятельности применяются доступные технологии, предусмотренные информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям (НДТ) ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»:

Также для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на предпринимателей в условиях санкций введено Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 24.03.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Данным документом предусмотрены ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок, введен мораторий на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, который будет действовать до окончания 2022 года.

Представитель административного органа- государственный инспектор Кулишова А.В. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы, полагает, что оснований для отмены постановления не имеется.

Выслушав представителя заявителя, административного органа, изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по информации, опубликованной федеральным телеканалом «Россия 1» 30.01.2022 года по вопросу загрязнения угольной пылью ледового покрова акватории бухты Новгородская в результате перегрузки угля в морском порту , на основании Приказа руководителя №155 от 31.01.2022 «О проведении выездного обследования ледового покрова акватории бухты Новгородская, », должностным лицом Управления Росприроднадзора 31.01.2022 года проведено выездное обследование, с целью проверки опубликованных доводов о нарушении требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в ходе которого установлено, что ледовый покров бухты Новгородская начинается ориентировочно в 300-500м от причалов АО «Торговый порт Посьет» далее в направлении к полуострову Краббе бухта скована льдом. Ледовый покров водного объекты (бухты Новгородская), загрязнён угольной пылью. Площадь загрязнения ориентировочно 5 000 м?.

АО «Торговый порт Посьет» расположено в границах водоохранной зоны бухты Новгородская, основной производственной деятельностью Общества является, складирование и отгрузка угля потребителю, общество зарегистрировано в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВ.ОС) - код объекта П, категория объекта - II, категория риска - высокая (2).

По данному факту должностным лицом Управления 31.01.2022 было возбуждено административное дело и проведено административное расследование в отношении АО «Торговый порт Посьет».

В рамках административного расследования с целью объективного и всестороннего разрешения данного дела с привлечением специалиста-эксперта ФГБУ «ТОтехмордирекции» 04.02.2022 года и 11.02.2022 года были проведены осмотры территории АО «Торговый порт Посьет», так же проведены осмотры прилежащей акватории и ледового покрова б. Новгородская. В ходе каждого осмотра специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны пробы природной морской воды в районе причалов и пробы промышленных выбросов при осуществлении производственной деятельности Общества.

В ходе осмотра территории причалов 04.02.2022 года, который производился в ветренную погоду 7 м/с, с порывами ветра до 15 м/с, при северо-западном направлении ветра, в районе штабелей с углем, не орошенных пылеподавляющими устройствами, наблюдалось сильное пыление угольной пыли (взвешенными веществами). Вместе с тем на момент осмотра, на территории открытого склада угля работало 2 снегогенератора и спринклерная система орошения. Учитывая тот факт, что причалы в порту построены в направлении с Севера на Юг, а зона открытого склада угля расположена в западном направлении, при направлении северо-западного или западного ветра угольная пыль (взвешенные вещества) при сильном пылении попадает на акваторию б. Новгородская. При осмотре 04.11.2022 на поверхности водного объекта (б. Новгородская) вдоль 1, 2 и 3 причалов была зафиксировано полоса в виде шлейфа из угольной пыли (взвешенных веществ).

Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны пробы природной морской воды в двух точках (протокол отбора проб (вода) от 04.02.2022 №16):

Проба № 1 - природная морская вода б. Новгородская, в районе причала №3 АО «Торговый порт Посьет»;

Проба № 2 - природная морская вода б. Новгородская, в районе причала №1 АО «Торговый порт Посьет».

Согласно экспертному заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 45 от 25.02,2022:

-в пробе № 1 природной морской воды, отобранной в районе причала №3 АО «Торговый порт Посьет» выявлено значительное содержание взвешенных веществе 73 мг/дм3 (проба №1, протокол отбора проб № 16 от 04.02.2022).;

-в пробе № 2 природной морской воды, отобранной в районе причала №3 АО «Торговый порт Посьет» выявлено значительное содержание взвешенных веществе 80 мг/дм3 (проба №2, протокол отбора проб № 16 от 04.02.2022).

Сравнение полученных данных с ПДК, утвержденными приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения».

На момент осмотра 04.02.2022 года акватория б. Новгородская в районе причалов АО «Торговый порт Посьет» не замёрзшая, ледовый покров присутствует в северовосточном направлении и в 300 м в восточном направлении от причалов. При обследовании акватории б. Новгородская на буксире «Хасан» зафиксированы колотые льдины, часть из которых загрязнена черным пылеобразным веществом (угольной пылью). Далее подойдя к кромке ледового покрова водного объекта установлено, что ледовый покров загрязнен черным пылеобразным веществом (угольной пылью) вплоть до п-ова Краббе.

Согласно декларации о воздействии на окружающую среду OHBOJC 05-125- 001294-П от 29.10.2020 и программе ПЭК, утвержденной приказом от 26.02.2021 №75, на Объекте в процессе перевалки угля зафиксировано четыре организованных источника промышленных выбросов: - система аспирации в здании вагоноопрокидывателя источник №0001; -система аспирации в здании вагоноопрокидывателя источник №0002; -система аспирации в пересыпной станции ПС 1 источник №0003; -система аспирации в пересыпной станции ПС 2 источник №0004.

В рамках административного расследования при проведении осмотра 11.02.2022 года территории АО «Торговый порт Посьет», специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны пробы промышленных выбросов (протокол отбора проб промышленных выбросов от 11.02.2022 №33-В):

Согласно экспертному заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 18.02.2022 №34:

- превышение загрязняющих веществ в отобранной пробе №1 (источник № 0001) отсутствует.

- превышение загрязняющих веществ в отобранной пробе №2 (источник № 0004) отсутствует.

Осмотром 11.02.2022 территории и причалов АО «Торговый порт Посьет», а также акватории и ледового покрова бухты Новгородская установлено, у причала №1 под погрузкой левым бортом ошвартован сухогруз «SUNROAD YATSUIKA». На момент осмотра погрузка на судно была приостановлена, в связи с нехваткой мощности в порту, связанной с перебоем подачи электроэнергии в Хасанском районе (по этой же причине не хватило мощности при отборе проб промышленных выбросов от системы аспирации в пересыпной станции ПС 1). К левому борту стоящего судна закреплены полога предотвращающие попадание угля в акваторию при погрузке, под пологами установлены металлические щиты. К причалу № 3 правым бортом ошвартован сухогруз «POAVOSA АСЕ». Данное судно оформляло «приход», погрузка не велась.

На территории открытого склада угля работало 2 снегогенератора и спринклерная система орошения, велось орошение водой из 2-х оросительных установок, расположенных в границах открытых складов угля. Сплинкерная система работает в автоматическом режиме, с переключением очередности оросительных установок.

Осмотр 11.02.2022 года проводился при температуре - 0 °С, слабом северо-восточном ветре 2 м/с. При данных погодных условиях пыление угольной пыли на территории порта не зафиксировано.

При дальнейшем обследовании 11.02.2022 акватории б. Новгородская на буксире «Алеут» установлено, что в связи с потеплением на ледовом покрове бухты Новгородская наблюдаются проталины. Вместе с тем на акватории присутствует колотые льдины, часть из которых загрязнена черным пылеобразным веществом (угольной пылью). Произвести отбор проб отходов со льда акватории, не представилось возможным, специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны пробы природной морской воды в трех точках (протокол отбора проб (вода) от 11.02.2022 №25):

Согласно экспертному заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № 36 от 18.02.2022:

-в пробе № 1 природной морской воды, отобранной в районе причала №2 АО «Торговый порт Посьет» установлено превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (Приказ Минсельхоза России от l3.12.2016 №552) по показателю нефтепродукты в 1,5 раза (проба №1, протокол отбора проб № 25 от 11.02.2022).

-в пробе № 2 природной морской воды, отобранной в районе причала №3 АО «Торговый порт Посьет» установлено превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 №5 52) по показателю нефтепродукты в 1,1 раза (проба №2, протокол отбора проб № 25 от 11.02.2022);

-в пробе № 3 природной морской воды, отобранной в акватории б. Новгородская в координатах 42.64833°С.Щ. 130,81406°В.Д. превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (Приказ Миксельхоза России от 13.12.2016 №552) не обнаружено (проба № 3, протокол отбора проб № 25 от 11.02.2022).

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Торговый порт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 8.13, в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

В соответствии с ст. 42 и 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с; Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 56 Водного кодекса).

Водное законодательство состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса).

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» установлено, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащим и водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о портах операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Для обеспечения исполнения требований Технического регламента, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10,2018 № 363 разработан и введён в действие «СП 389.1326000.2018. Свод правил. Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта» (далее - СП 389.1326000.2018).

Пункт 4.5.2 устанавливает, что эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского порта обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения территории и акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и ее производными, другими вредными и опасными для человека и окружающей среды веществами, а также производить своевременную утилизацию этих веществ.

Согласно п. 4.5.3 СП 389.1326000.2018 в процессе переработки сыпучих и навалочных грузов во избежание засорения и загрязнения территории и акватории морского порта эксплуатирующая организация должна принимать меры, предотвращающие их просыпание.

Пунктом 4.5.10 СП 389.1326000.2018 предусмотрено, что в границах акватории морского порта и морского канала запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег мусор, отходы хозяйственной и производственной деятельности, а также нефтесодержащие жидкости, масла, жиры, ядовитые и вредные вещества в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пыль каменного угля является загрязняющим веществом, в отношении которого применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (п. 37(1) перечня, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 131 б-р).

В судебном заседании обозревалась представленная представителем административного органа видеозапись от 04.02.2022 года к протоколу осмотра территории АО «Торговый порт Посьет», а именно непосредственно причалов 1,2,3, а также примыкающей акватории бухты новгородская и ледового покрова бухты от 04.02.2022 года, данная видеозапись подтверждает указанные в протоколе осмотра обстоятельства, при этом данный осмотр, как следует из протокола осмотра (л.д. 114) проводился при участии управляющего директора АО «Торговый порт Посьет».

Данная запись была произведена административным органом в ходе проведения административного расследования, в связи с чем оснований полагать, что данная видеозапись была сделана необоснованно, не имеется.

Как следует из видеозаписи, действительно в момент проведения осмотра территории АО «Торговый порт Посьет» имело месте сильное пыление со штабелей с углем, причем пыление было в сторону акватории бухты Новгородская, в связи с чем оснований доводы представителя о том, что могли служить иные источники: процессы горения ископаемых и других видов топлива (в зимний период особенно интенсивна работа поселковых котельных, располагающихся в непосредственной близости от акватории б. Новгородская), выбросы сгорающего топлива с транспортных средств (в непосредственной близости от акватории находятся автотранспортные дороги пгт. Посьет), сдув пыли с асфальтных и гравийных дорожных покрытий, наличие в непосредственной близости Цукановского карьера, а также то, что в порту стояли суда, с которых попадают в водную среду как взвешенные частицы, так и нефтепродукты и путем естественной миграции водных масс распространяются по территории бухты, следовательно, уравнивание показателей «взвешенные частицы» и «угольная пыль», являются необоснованными.

Согласно ответа от 14.02.2022 следует, что по данным АПН (автоматический пункт наблюдения) на территории АО «Торговый порт Посьет» в зимний период времени преобладают, западные и северо-западные сильные ветра, ФГБУ «Приморское УГМС» регулярно предоставляет информацию о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) для АО «Торговый порт Посьет» с указанием направления ветра.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 1,0.01.2002 № 7-ФЗ устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении которой, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Часть 1 ст. 68 Водного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении «водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность и соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Осуществляя работы по погрузке угля, АО «Торговый порт Посьет» является владельцем источника воздействия на окружающую среду обитания.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Вина Общества в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ подтверждается доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия АО «Торговый порт Посьет» квалифицированы по ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Ссылка заявителя на отсутствие доказательств, подтверждающих загрязнение ледового покрова б. Новгородская и акватории в районе причалов порта при осуществлении обществом производственной деятельности, в части перевалки угля в порту, убедительной не является, поскольку зафиксированные административным органом нарушения, которые могут повлечь загрязнение водного объекта и свидетельствуют о нарушении АО «Торговый порт Посьет» требований к охране водных объектов и являются достаточными для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.

В данном случае, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество, являясь профессиональным участником рынка, осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, должно проявить должную степень осмотрительности с целью соблюдения требований, в частности, природоохранного законодательства, такую осмотрительность общество не проявило. При этом, общество профессионально осуществляющее вышеуказанную деятельность обязано не только знать нормы природоохранного законодательства, но и обеспечить неукоснительное их соблюдение, а также предвидеть негативные последствия совершения или не совершения отдельных действий, принять разумные и адекватные меры к недопущению допустимого воздействия на водном объекте.

Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица АО «Торговый порт Посьет» содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ, а именно загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, (спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных субъектах.

На основании ч. 1 ст. 68 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Вина Общества в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ подтверждается доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Несогласие АО «Торговый порт» с оценкой доказательств, не свидетельствует о том, что административным органом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Представленный представителем заявителя в судебное заседание в качестве доказательства отсутствия вины Общества в совершении инкриминируемого ему правонарушения отчете «Отбор проб, анализ, контроль качества морской воды, водных биологических ресурсов, донных отложений для АО «Торговый порт Посьет», выполненный ООО «Искра. Эксперт», не принимаю во внимание, поскольку отчет представлен вне проведения административным органом административного расследования.

В данном случае нарушение положений ФЗ «Об охране окружающей среды выявлено в результате должностными лицами Росприроднадзора на основании поступившей информации о причинении вреда окружающей среде.

В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, надлежащим образом.

Совершенное лицом правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в рамках санкции статьи 8.13 КоАП РФ.

Также при назначении наказания обоснованно в качестве обстоятельства, отягчающего наказания административным органом учтено - повторное совершение однородного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для изменения постановления о назначении административного наказания АО «Торговый порт Посьет» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Кулишовой А.А. от 04.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.13 КоАП РФ в отношении АО «Торговый порт Посьет» оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Торговый порт Посьет» - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.

Судья