ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-971/17 от 19.12.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ декабря 2017 года <адрес>

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва ФИО5, рассмотрев жалобу представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ ФИО2, в интересах начальника ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ ФИО1 административного наказания по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

с участием представителя заявителя ФИО2,

установил:

Представитель по доверенности ФИО2 в интересах начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15000 рублей, указав что постановление незаконно, так как оно вынесено с нарушением процессуальных норм, что за вменяемое нарушение в вину правонарушение должностное лицо ФИО1 может нести лишь дисциплинарную ответственность, поскольку имеет специальное звание сотрудника уголовно-исполнительной системы. Основанием для вынесения, в отношении начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ ФИО1 постановлений о назначении административного наказания послужили имеющиеся у государственного инспектора труда в РТ основания полагать, что ФИО1 как должностное лицо своими действиями (бездействиями) нарушил требования действующего законодательства в области охраны труда. Согласно приказу ФСИН России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ-лс начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ присвоено звание – полковник внутренней службы. Таким образом, считают, что постановление главного государственного инспектора труда в РТ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ полковника внутренней службы ФИО1 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ вынесены с существенным процессуальным нарушением.Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания отменить, и прекратить производство по делу.

Представитель заявителя по доверенности ФИО2 просила удовлетворить ходатайство о восстановлении срока, а также жалобу по указанным в ней основаниям.

Государственный инспектор труда ФИО3-Д., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена. В проведенном ранее судебном заседании с ходатайством не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, его копия получена в этот же день. Первоначальная жалоба в суд подана ДД.ММ.ГГГГ, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба возвращена, заявителем получена ДД.ММ.ГГГГ, подана вновь в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает, что срок обжалования заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. ст. 212, 221 ТК РФ работодатель должен приобрести за счет собственных средств (и в соответствии с установленными нормами обеспечить лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением) прошедшие обязательную сертификацию или декларирование средства индивидуальной защиты: специальную одежду, специальную обувь и др., а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Как следует из материалов дела, на основании требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ, предметом которого являлось соблюдение обязательных требований трудового законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки назначено государственному инспектору Госинспекции труда в РТ ФИО9

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлены нарушения требований трудового законодательства.

Так, установлены следующие нарушения: 1. Начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ ФИО1 и врио начальника ФИО4 пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Основание: ст. 225 ТК РФ, ГОСТа 12.0.004-2015 и Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организации»; 2. Работодателю организовать внеплановое в обучающих организациях обучение и проверку знаний и требований охраны труда для членов комиссии по охране труда по проведению проверки знаний требований охраны труда, ответственных лиц по охране труда. Основание: ст. 212 ТК РФ, пункт 7.9 и пункт 10.6 ГОСТа 12.0004-2015 пункт 2.1.6 Порядка; 3. Работодателю в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ ГОСТа 12.0.004-2015 разработать и утвердить новые программы вводного инструктажа по охране труда, первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда, программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим; 4. Работодателю привести в соответствие приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Основание: ст. ст. 212, 225 ТК РФ ГОСТа 12.0.004-2015 и Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организации»; 5. На основании ст. 212 ТК РФ обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверки знания требований охраны и труда в установленном законом порядке всех трудоустроенных осужденных; 6. Работодателю проверки вводных инструктаж по охране труда с трудоустроенными осужденными. Основание: ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1.1 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организации»; 7. Работодателю ознакомить с результатами специальной оценки условий труда осужденных работающие на рабочих местах где проведена СОУИ. Основание: ст. 212 ТК РФ, ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; 8. Работодателю утвердить в соответствии с Типовыми нормами которые устанавливаются в порядке, определяемой Правительством РФ, перечень профессий, должностей получающих спецодежды и другие средства индивидуальной защиты. Основание ст. ст. 212, 225 ТК РФ; 9. На основании ст. 212 ТК РФ, «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ, а также правильностью применения работниками средств в индивидуальной и коллективной защиты, запретить допуск к работе без получения СИЗ трудоустроенных работников; 10. Работодателю в учетной политике ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ в сроки выдачи заработной платы трудоустроенных осужденных привести в соответствие со ст. 22, 136 ТК РФ; 11. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ утвердить перечень профессий и должностей имеющих право на оплату труда в повышенном размере, занятых на работах в вредными или опасными условиями труда. Основание: ст. ст. 22, 135, 147 ТК РФ; 12. Работодателю с декабря 2016 года начислять и не выплатить работникам (осужденным) работающим на должности столяр оплату труда в повышенном размере, произвести перерасчет заработной платы 72 осужденным работающим на должности столяр. Основание ст.ст. 22, 136, 147 ТК РФ; 13. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ утвердить перечень профессий и должностей имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Основание: ст.ст. 22, 135, 117 ТК РФ; 14. Работодателю организовать на рабочем месте повара (столовая) проведение специальной оценки условий труда. Основание: ст.ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон .

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ от работы отстранены работники, не прошедшие обучение, инструктаж, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить о выполнении.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ направило в Госинспекцию труда в РТ об исполнении предписания об отстранении от работы работников.

Также, направлен приказ -ос от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении работников от работы.

ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, которое получено в тот же день.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-1 КФСИН России по РТ установлены нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением -ТПР/17/43/10 от ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУ ИК-1 КФСИН России по РТ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Рассматривая доводы в жалобе, суд переходит к следующему.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что по ст. 5.27.1 КоАП РФ должен нести дисциплинарную ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 этой статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.7.5, 19.7.2, 19.7.4, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, указанные в части 1 статьи 2.5 данного Кодекса, несут административную ответственность на общих основаниях (часть 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-лс подполковник внутренней службы ФИО1 назначен на должность начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ.

На основании приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ-лс подполковнику внутренней службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ присвоено очередное звание старшего начальствующего состава – полковник внутренней службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Виды специальных званий, присваиваемых сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, установлены Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в исправительных учреждениях, в том числе утверждена должность начальника колонии, который имеет специальное звание подполковника внутренней службы, полковника внутренней службы.

С учетом изложенного, ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он может нести дисциплинарную ответственность.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Тыва ФИО7 о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Тыва ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.Б. Хертек