ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-972/2013 от 20.09.2013 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-972/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вологда 20 сентября 2013 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Улитина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании (г.Вологда, ул.Гоголя, д.89) административное дело по жалобе Анищенко Н. И. на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ

у с т а н о в и л :

Анищенко Н.И. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области, в соответствии с которым он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей. В обосновании жалобы Анищенко Н.И. указал, что на момент рассмотрения пакета документов, представленных для субсидирования, и принятия решения выделение средств сельхозпроизводителям области из федерального бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным на срок от 2 до 10 лет, проводилось на основании правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 90.

Всего по представленным документам принята сумма 9688000 рублей, из них в ДД.ММ.ГГГГ просубсидировано затрат на уплату процентов по кредиту, полученному ЗАО «<данные изъяты>» в сумме 152664 рубля. Между ЗАО «Племзавод «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>»(Вологодский филиал) был заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ. № на сумму 10263000 рублей. Заемщик обязался использовать полученный кредит на приобретение продуктивного скота по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ОАО «<данные изъяты>». Кредитор вправе осуществлять контроль за целевым использованием кредита. Никаких санкций со стороны кредитора за нецелевое использование кредита не предпринималось. На момент поступления в Департамент пакета документов на получение субсидии и принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии к субсидированию суммы 9688000 рублей нормативного акта, определяющего порядок и форму племенного свидетельства не было. Приказ Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил ведения учета в племенном скотоводстве молочного и молочно-мясного направлений продуктивности» регламентировал форму племенных свидетельств и порядок данного учета только с ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент действовавшим законодательством не было предусмотрено периодически запрашивать вновь пакет документов для продления субсидирования и всякий раз принимать по нему решение, либо периодически проводить экспертизу представленных однажды документов на предмет того, не перестали ли они соответствовать действующему законодательству.

Считает что Территориальным управлением вина Анищенко Н.И. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения не установлена, следовательно его не вправе были привлекать к административной ответственности. Просит отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области.

В судебном заседании представитель привлекаемого лица по доверенности Сысоева О.Н. жалобу поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в жалобе, просила суд удовлетворить жалобу.

В судебном заседании Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области по доверенности Денисова О.А. в удовлетворении жалобы просила отказать по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. В отзыве на жалобу указано, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенному ОАО «<данные изъяты>», ЗАО <данные изъяты>» приобретено 309 голов коров голштино-фризской породы, стоимостью 9688000,00 рублей(счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ. №, накладная от ДД.ММ.ГГГГ №, акт-счет от ДД.ММ.ГГГГ. без номера). Оплата скота произведена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. № на сумму 9688000,00 рублей. На данный скот ОАО «<данные изъяты>» выданы 309 племенных свидетельств крупного рогатого скота(с № по №). Однако, приобретенный ЗАО Племзавод «Заря» крупный рогатый скот не является племенным, поскольку не имеет надлежащего документально подтвержденного происхождения, в силу следующего. ОАО «НУТРИТЕК-АГРО-Вологда» не имело статуса организации по племенному животноводству. Согласно ст.13 Федерального закона от 03.08.1995г. № 123-ФЗ «о племенном животноводстве» племенные свидетельства выдает государственная племенная служба. До введения в действие данных изменений действовала прежняя редакция ст.13 Закона № 123-ФЗ, согласно которой государственная племенная служба выдавала сертификаты(свидетельства) племенного скота. Полномочия государственной племенной службы осуществляет Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. Начальник Департамента Анищенко Н.И. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № также сообщил, что крупный рогатый скот ОАО «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в государственный племенной регистр не включен. Департаментом племенные свидетельства ОАО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году не выдавались. Племенные сертификаты также не были представлены в ходе проверки. Таким образом 309 голов крупного рогатого скота, приобретенные ЗАО <данные изъяты>» у ОАО «<данные изъяты>» не являются племенными животными. В связи с чем право на получение субсидии у ЗАО <данные изъяты>» отсутствовало.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, административный материал в отношении Анищенко Н.И., приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что проверкой Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области установлено, что Анищенко Н.И., являясь начальником Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, которое выразилось в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 152664 рубля.

При проверке использования бюджетных средств, на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ДД.ММ.ГГГГ по программе «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» за ДД.ММ.ГГГГ в Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ не по целевому назначению использованы средства, поступившие из федерального бюджета в бюджет Вологодской области в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным на срок от 2 до 10 лет в сумме 152664 рубля. Указанная сумма субсидии Департаментом была перечислена ЗАО Племзавод «Заря» на возмещении части затрат по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ. № ЗАО <данные изъяты>» в Вологодском региональном филиале ОАО «<данные изъяты>» был получен кредит в сумме 10263000 рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ на приобретение продуктивного скота.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с ОАО «<данные изъяты>», ЗАО <данные изъяты>» приобрел 309 голов коров голштино-фризской породы, стоимостью 9688000 рублей. ОАО «<данные изъяты>» выдало 309 племенных свидетельств крупного рогатого скота.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О племенном животноводстве"(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) государственная племенная служба в соответствии с настоящим Федеральным законом: выдает сертификаты (свидетельства) на племенных животных.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "О племенном животноводстве"(в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) Государственная племенная служба в соответствии с настоящим Федеральным законом: выдает племенные свидетельства.

ЗАО Племзавод «Заря» обратился в Департамент с пакетом документом на предоставление субсидий в ДД.ММ.ГГГГ. В этом же ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом было послано в адрес ЗАО <данные изъяты>» уведомление о принятии суммы 9688000 рублей к субсидированию. В ДД.ММ.ГГГГ году часть из этой суммы в размере 152664 рубля была предоставлена ЗАО <данные изъяты> в виде субсидий.

На момент рассмотрения пакета документов, а также на момент выплаты субсидии на закупленный рогатый скот не были представлены документы, подтверждающие происхождение племенных животных т.е. племенные сертификаты или племенные свидетельства, выданные государственной племенной службой.

В соответствии с подпунктом 2.2.4. пункта 2.2, пункта 2.5. положения о Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, Департамент осуществляет полномочия государственной племенной службы в части, отнесенной законодательством РФ к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ, региональный надзор в области племенного животноводства.

Материалами проверки подтверждается, что в Департамент были представлены племенные свидетельства на крупный рогатый скот, выданные ОАО «<данные изъяты>»(согласно титульного листа свидетельства). На самих свидетельствах помимо печатей ОАО «<данные изъяты>» и ЗАО <данные изъяты>» стоят печати администраций местных поселений.

На основании вышесказанного следует, что государственной племенной службой в лице Департамента племенные свидетельства выданы не были.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» племенное животное - сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.

Согласно ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» государственная регистрация племенных животных и племенных стад осуществляется посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр.

В государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр заносятся данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах, а также другие данные, необходимые для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности. Указанные данные должны быть доступными для заинтересованных лиц. Государственная книга племенных животных и государственный племенной регистр ведутся соответствующими органами государственной племенной службы.

Пунктом 3 Правил определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402(действовавшим на момент продажи скота ОАО «<данные изъяты>»), определение видов организаций по племенному животноводству осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России).

Согласно п.7 данных Правил соответствующая информация об организации по племенному животноводству вносится в государственный племенной регистр.

ОАО «<данные изъяты>» не имело статуса организации по племенному животноводству.

Исходя из вышеизложенного суд делает вывод, что 309 голов крупного рогатого скота, приобретенные ЗАО <данные изъяты>» у ОАО «<данные изъяты>», не являются племенными животными, в связи с чем, право на получении средств субсидии не было.

Согласно статьям 38 и 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, и получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

Согласно ст. 132 ч.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно ст.132 ч.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В результате бюджетные средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Вологодской области в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, направленным Департаментом ДД.ММ.ГГГГ в сумме 152664 рубля на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО <данные изъяты>», предоставление которых осуществлялось в соответствии с правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов на возмещении части затрат на уплату процентов по кредиту, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 90, использованы на цели, не соответствующих условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

Факт перечисления денежных средств в сумме 152664 рублей подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ. № на сумму 35017 руб, от ДД.ММ.ГГГГ. № на сумму 98602 руб, ДД.ММ.ГГГГ. № на сумму 19045 руб.

Заявки на кассовый расход вышеуказанных денежных средств, источником которых являлась субсидия федерального бюджета, подписаны начальником Департамента Анищенко Н.И. На основании данных заявок денежные средства были перечислены ЗАО <данные изъяты>».

На основании вышесказанного следует, что являясь начальником Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области Анищенко Н.И. использовал бюджетные средства не по целевому назначению, в результате чего совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1ст.15.14 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения подтверждается следующими документами: актом проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ДД.ММ.ГГГГ по программе «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ год, заявками на кассовый расход, сводными реестрами, платежными поручениями, племенными свидетельствами, положением о Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № письмом Управления Федерального казначейства по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №, государственным племенным регистром по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, должностным регламентом начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, а также всеми письменными материалами дела в их совокупности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении хозяйственных операций.

На основании п. 4.1. должностного регламента начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области Анищенко Н.И. выполняет следующие должностные обязанности: осуществляет руководство деятельности Департамента в соответствии с положением о Департаменте сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, утвержденным постановлением правительства области от ДД.ММ.ГГГГ № №.

Ответственность по ч. 15.14 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вина начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области Анищенко Н.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена и подтверждается совокупностью представленных суду материалов.

Согласно ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд отменяет постановление в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне и объективно рассмотреть дело, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Таких нарушений допущено не было. Наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере, с учетом обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.

Правонарушения, предусмотренные ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на бюджетную систему Российской Федерации, платежеспособность страны, в связи с чем, влекут существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям.

Все обстоятельства совершения административного правонарушения оценены при рассмотрении дела об административном правонарушении и с их учетом назначено административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

При таких установленных по делу обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления, у суда не имеется.

На основании вышесказанного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление Вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ в отношении начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области Анищенко Н.И. - оставить без изменения, жалобу Анищенко Н. И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

<данные изъяты>

Судья О.А. Улитина

Решением судьи Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление вр.и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенные в отношении Анищенко Н. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья О.А.Улитина