ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-972/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Терехов А.Ю. Дело №12-972/2022

Дело №77-1171/2022

р е ш е н и е

13 июля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Сабитов И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «СтройСервис» Данилина Дмитрия Владимировича на решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении ООО «СтройСервис» (ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

постановлением Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского и Ново-Савиновского районов города Казани (далее – Административная комиссия) №85100002220415011467 от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2022 года, ООО «СтройСервис» (далее по тексту – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РТ), подвергнуто административному штрафу в размере 250 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник ООО «СтройСервис» Данилин Д.В. просит состоявшееся решение судьи отменить, производство по настоящему делу прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

ООО «СтройСервис» извещалось о времени и месте рассмотрения жалобы посредством направления заказного почтового отправления по юридическому адресу месту, вместе с тем, конверт с судебным извещением возвращен в адрес отправителя с отметкой «истек срок хранения».

При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО «СтройСервис».

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В силу статей 2.1, 24.1, 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

К числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение дела в соответствии с законом.

Поводом к возбуждению дела помимо прочего является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76).

16 ноября 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан №80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях", подписан Президентом Республики Татарстан 19 декабря 2006 года (КоАП РТ).

Решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года №4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани (далее – Правила благоустройства).

В соответствии с частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ, административным правонарушением признается нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами.

Часть 2 статьи 3.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение действий, указанных в части 1 настоящей статьи в течение года.

Из материалов дела усматривается, что ООО «СтройСервис» вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.6 КоАП РТ, при следующих обстоятельствах.

18 февраля 2022 года в 12 часов 14 минут ООО «СтройСервис» допустило нарушение пунктов 52, 52.4, 174, 174.8 Правил благоустройства, а именно: по улице М.Чуйкова, дом № 2Б города Казани при уборке прилегающей территории (парковки) не производится вывоз снега и снежно-ледяных образований, которые складированы на озеленённых территориях, что не допускается.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление Административной комиссии, судья районного суда исходил из доказанности вины ООО «СтройСервис» в совершении вмененного названному Обществу административного правонарушения.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 1.6, части 2 статьи 22.1 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами в том числе, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 декабря 2005 года №144-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по созданию и организации деятельности административных комиссий", 3 сентября 2021 года Исполнительным комитетом МО г. Казани вынесено постановление №2189 «О создании административных комиссий города Казани».

Согласно данному постановлению, создано три комиссии:

- административная комиссия Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани, в количестве 7 человек, в том числе председатель комиссии, рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных на территориях Вахитовского, Приволжского и Советского районов;

- административная комиссия Авиастроительного, Кировского, Московского и Ново-Савиновского районов города Казани, в количестве 5 человек, в том числе председатель комиссии, рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных на территориях Авиастроительного, Кировского, Московского и Ново-Савиновского районов горда Казани;

- административная комиссия по отдельным вопросам благоустройства, в количестве 5 человек, в том числе председатель комиссии, рассматривает дела об административных правонарушениях в области благоустройства, совершенных на территории города Казани с использованием транспортных средств.

Регламент работы Административной комиссии утвержден постановлением Исполнительного комитета МО г. Казани от 15 октября 2021 №2657 (далее – Регламент).

В соответствии с разделами II, III названного Регламента, заседание административной комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей от установленного числа членов (п.2.2). На каждом заседании административной комиссии обязательно ведение протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, которое осуществляется ответственным секретарем (п.3.12).

Из текста постановления и протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении от 15 апреля 2022 года (л.д. 73) следует, что на заседании комиссии по рассмотрению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.6 КоАП РТ в отношении ООО «СтройСервис» присутствовало 3 члена Административной комиссии: ., что составляет менее двух третей от числа ее членов.

Указанное означает, что предусмотренный Регламентом кворум для проведения заседания административной комиссии по рассмотрению дела об административном правонарушении, не был соблюден. То есть, постановление №85100002220415011467 от 15 апреля 2022 года о назначении ООО «СтройСервис» административного наказания по части 2 статьи 3.6 КоАП РФ, вынесено неправомочным составом коллегиального органа, и, следовательно, не может быть признано основанным на законе.

В рассматриваемом случае нарушение требований процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, является существенным, повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также на законность принятого постановления. Допущенное нарушение не устранено судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы ООО «СтройСервис» на постановление Административной комиссии.

Таким образом, состоявшиеся по делу акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 3.6 КоАП РТ, составляет два месяца со дня совершения правонарушения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, явившиеся поводом к возбуждению в отношении ООО «СтройСервис» настоящего дела, имели место 18 февраля 2022 года. Следовательно, на момент рассмотрения Верховным Судом Республики Татарстан представленной ижалобы, срок давности привлечения ООО «СтройСервис» к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения истек.

Поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности исключает возможность возвращения материалов на новое рассмотрение по правилам главы 29 КоАП РФ, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника ООО «СтройСервис» Данилина Дмитрия Владимировича удовлетворить.

Постановление Административной комиссии Авиастроительного, Кировского, Московского и Ново-Савиновского районов города Казани №85100002220415011467 от 15 апреля 2022 года и решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 19 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО «СтройСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СтройСервис» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, руководителем коллегиального органа вынесшего постановление, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сабитов И.Н.

Определение25.07.2022