Судья – Попова В.В. Дело № 12-973/2017
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2017 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Дунюшкина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Р.Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 01 февраля 2017 года, по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 01 февраля 2017 года, постановление по делу об административном правонарушении от 29.12.2016г. о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор отдела контроля международных автомобильных перевозок Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Р.Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 просит отменить вышеназванное решение суда и оставить без изменения постановление от 29.12.2016г. о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя ФИО2 по доверенности ФИО3, представителя Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Р.Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО4, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Постановлением государственного инспектора МУГАДН по КК и Р.Адыгея от 29.12.2016г. ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
С данным постановлением нельзя согласиться в силу следующего.
Как видно из постановления об административном правонарушении ФИО2 осуществлял управление тяжеловесным транспортным средством, двигавшимся с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, а именно нагрузка на вторую ось составила 8.82 при допустимой 8.00, на третью ось - 8.64 при допустимой 8.00, что подтверждается актом № 128854482205 от 29.12.2016 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, составленном на СПВК-6 автодороги Энем-Адыгейск-Бжедугхабль 38 + 346 км, при получении весовых параметров на стационарном посту весового контроля.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, доказательствами, на основании которых, было вынесено оспариваемое заявителем постановление, является акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 29.12.2016 г. № 128854482205, протокол об административном правонарушении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения и подлежит установлению при рассмотрении дела.
Согласно п. 23.5 ПДД РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. № 125 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2011 г. № 20903).
Так, в соответствии с п.п.2.1.1.1.3 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 г. № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» в акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается, в частности: расстояние между осями, масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м).
Согласно п. 2.1.1.1.4 указанного Приказа в акте отражается сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее -специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
В силу п.2.1.1.2.4. в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории РФ или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с практическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Допустимые весовые и габаритные параметры транспортных средств установлены на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 15.04.2001 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Районный суд, верно, пришел к выводу о том, что административным органом при принятии решения о привлечении ФИО2 к административной ответственности не были приняты во внимание характер и свойства перевозимого груза - гравия (сыпучего, перевозимого насыпом), который является специфическим грузом, а именно подвижным сухим грузом. При движении автомобиля груз (гравий) распределяется в зависимости от режима езды (набор скорости, торможение), а так же от рельефа дороги (подъем, спуск), и, соответственно, водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузки по осям транспортного средства, поскольку без весов факт смещения груза установить невозможно.
В силу своих физических свойств данный груз в процессе движения перемещается и изменяет нагрузки на оси, не изменяя при этом общей массы транспортного средства.
При взвешивании транспортного средства согласно представленным доказательствам выявлен перевес на второй, третей осях транспортного средства, общий перевес по массе транспортного средства с п/прицепом не выявлен.
Перевозка данного вида груза регламентируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272, разделом VI - «Особенности перевозки отдельных видов грузов».
Частью 5 раздела I «Общие положения» Правил предусмотрено определение: «тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2».
Пунктом 17 статьи 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ), предусмотрено определение: «тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации», то есть Правилами.
Правилами предусмотрен специальный раздел VI, регламентирующий по смыслу и содержанию пунктов 73, 74 и 76 особенности перевозки отдельных видов грузов: навалом, насыпью, наливом или в контейнерах.
Пунктом 75 специального раздела VI Правил установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении №1, а допустимые осевые нагрузки транспортных средств не превышали допустимые осевые нагрузки транспортных средств, установленные в приложении №2.
Приложение №1 Правил устанавливает исключительно допустимые (общие) массы транспортных средств, в свою очередь, допустимые осевые нагрузки транспортных средств устанавливаются отдельным приложением №2 Правил.
В предыдущей редакции Правил (пункт 75 специального раздела VI) в отношении отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) применялось исключительно приложение №1 (то есть осуществлялся контроль общей массы транспортного средства, нагрузки по осям не регламентировались).
Таким образом, предыдущей редакцией Правил целенаправленно и обоснованно определялось отдельным пунктом (пункт 75 специального раздела VI) размещение отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств (общие суммарные массы), положения о допустимых осевых нагрузках, предусмотренные Приложением № 2 Правил в отношении видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) - не применялись.
Приложением № 2 к Правилам определяются исключительно допустимые осевые нагрузки транспортных средств; таким образом, сравнение между собой «допустимых» и «допустимых» осевых нагрузок в действующей редакции пункта 75 Правил бессмысленно (результатом их сравнения всегда будет являться соответствие определенных значений).
Таким образом, действующая редакция Правил, исходя из названного содержания пункта 75 Правил, не распространяет требование о необходимости сравнения между собой фактических и допустимых осевых нагрузок в отношении отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах), однако, порождает правовую неопределенность, связанную с возможностью свободной трактовки требования о сравнении между собой «допустимых» и «допустимых» осевых нагрузок, применяя при этом «фактические».
Определением, предусмотренным частью 5 раздела I «Общие положения» Правил: «тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2», охватываются все виды грузов, включая отдельные (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах), исключения (особый правой режим) в отношении отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах), целенаправленно и обоснованно определяется и в настоящее время положениями специального раздела VI Правил, и формулировкой пункта 75 Правил, который не утратил своего смысла и содержания после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22.12.2016 № 1442.
Таким образом, в отношении отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) требования о значениях осевых нагрузок - законодательством не применяются; весовой контроль отдельных видов грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) осуществляется по общей массе транспортного средства (с грузом или без груза).
Согласно пункту 5 Акта от 29.12.2016 г. груз, перевозимый ФИО2, является делимым, превышения над допустимой нагрузкой нет.
Однако в пункте 9 помимо массы транспортного средства, перевозящего делимый груз, незаконно и необоснованно сравниваются между собой измеренные (фактические) и допустимые значения осевых нагрузок, что п. 75 не предусмотрено, на основании чего сделан безосновательный вывод о размере нанесенного ущерба, указанного в пункте 18 Акта.
Таким образом, 29.12.2016 г. в 11 час. 34 мин. водитель ФИО2 перевозил гравий, который при транспортировке является подвижным сыпучим грузом, и при движении автомобиля может изменять нагрузки на оси, не изменяя при этом общей массы транспортного средств, при этом водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузок по осям транспортного средства.
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (пункт 34 Правил) установлено, что при размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2011 г. № 272, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Как было указано ранее, значения весовых параметров для делимых (перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) грузов, с учетом редакции п. 75 ограничиваются требованием, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств (общие суммарные массы).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку общая масса транспортного средства, указанная в пункте 9 Акта соответствует нормативным требованиям (не превышает допустимую) и тем, что сравнение фактических и допустимых нагрузок для делимых грузов (навалом, насыпью, наливом или в контейнерах) не предусмотрено, Акт межрегионального управления Государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 29.12.2016 г. является незаконным.
С учетом изложенного в действиях ФИО2 отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1. КоАП РФ, в связи с чем, Постановление от 29.12.2016г. государственного инспектора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, которым ФИО2 признан виновным в совершении вышеназванного административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, в связи, с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении него подлежит прекращению.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене постановления суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Таким образом, при рассмотрении дела, судьей вышестоящей инстанции не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
Р Е Ш И Л :
Решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 01 февраля 2017 года - оставить без изменения, а жалобу должностного лица - оставить без удовлетворения.
Судья краевого суда -