УИД: 56RS0018-01-2021-006400-62
Дело 12-974/2021
Р Е Ш Е Н И Е
20 сентября 2021 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Линькова В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием защитника Ерёминой Е.Е.,
старшего помощника прокурора Назмутдиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Главы города Оренбурга ФИО1 – Ереминой Е.Е на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 15 июня 2021 года N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Главы города Оренбурга ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 15 июня 2021 года N Глава города Оренбурга ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе защитник ссылается на отсутствие объективной стороны правонарушения, поскольку постановлением администрации г. Оренбурга от 23 июня 2020 года N-п «Об особенностях исполнения бюджета города Оренбурга в 2020 году» определен перечень расходов первоочередного финансирования. Соответствующие изменения внесены в кассовый план. Отсутствие кассового плана не позволило своевременно направить платежные поручения на оплату в финансовое управление администрации г. Оренбурга. При отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств Глава города не подлежит привлечению к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебное заседание привлекаемое лицо глава г. Оренбурга ФИО1 не явился, о нём уведомлен надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.
Защитник по доверенности Ерёмина Е.Е. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Старший помощник прокурора полагала постановление законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решение его в соответствие с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. При этом, необходимо наличие всех элементов административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона).
Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 года №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты (статья 13.1 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Прокуратурой г. Оренбурга в ходе мониторинга соблюдения прав предпринимателей, выявлены нарушения требований закона при оплате муниципальных контрактов, заключенных администрацией г. Оренбурга.
На основании решения прокурора г. Оренбурга N от 12 октября 2020 года проведена проверка в отношении администрации г. Оренбурга, решением прокурора г. Оренбурга N от 30 октября 2020 года расширен предмет проверки, решено провести проверку исполнения требований законодательства в сфере закупок и гражданского законодательства при исполнении муниципальных контрактов.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией г. Оренбурга были заключены муниципальные контракты: 20 декабря 2019 года с ООО «...N предмет договора подписка и доставка периодических печатных изданий (газет и журналов) на 1 полугодие 2020 года; 24 января 2020 года с ИП .... №0N предмет договора услуги по изготовлению подарочных постеров для муниципальных нужд; 27 февраля 2020 года с ООО ...N предмет договора: услуги по проведению мониторинга средств массовой информации; от 27 марта 2020 года с ...N предмет договора продажа электрической энергии; от 28 апреля 2020 года с ИП .... N, предмет договора поставка цветочной продукции.
Муниципальный контракт от 20 декабря 2019 года N с ООО ... предусматривает срок оплаты 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приёмке (пункт 2.4).
30 июня 2020 года администрацией г. Оренбурга подписан акт оказания услуг по этому муниципальному контракту на сумму 35 438 рублей 67 копеек.
Срок оплаты по контракту истек 22 июля 2020 года.
Платежное поручение направлено администрацией г. Оренбурга в финансовое управление администрации г. Оренбурга 17 августа 2020 года и оплачено 18 августа 2020 года (платежное поручение N). Согласно выписке по счету по состоянию на последний день срока оплаты по контракту (21 июля 2020 года) на счете администрации г. Оренбурга имелись денежные средства в сумме ... руб.
Все эти денежные средства являются целевыми денежными средствами из бюджета субъекта, что подтверждается сводным отчетом о поступлении целевых средств на 21 июля 2020 года, и не могли быть направлена на погашение долга местной администрации по муниципальному контракту.
Вместе с тем из представленных выписок по лицевому счету бюджета следует, что по состоянию на 23 июля 2020 года на бюджетный счет города Оренбурга поступали денежные средства в размере ... рублей, которые не являются субсидиями или субвенциями, также аналогичные поступления имели место 30 июля 2020 года, между тем платежное поручение в финансовое управление для погашения задолженности по контракту направлено только 17 августа 2020 года.
Доказательств того, что эти денежные средства не могли быть направлены в счет оплаты по контракту в материалы дела не представлены, равно как и доказательства отсутствия денежных средств местного бюджета в сумме, достаточной для оплаты по контракту в период времени с 22 июля 2020 года по 16 августа 2020 года.
Муниципальный контракт N от 24 января 2020 года с ИП ... предусматривает срок оплаты 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приёмке (пункт 2.4).
22 мая 2020 года администрацией г. Оренбурга принята услуга по контракту на сумму ... (товарная накладная N от 15 мая 2020 года).
Срок оплаты по контракту истек 13 июня 2020 года.
Платежное поручение направлено администрацией г. Оренбурга в финансовое управление 2 июля 2020 года, услуга оплачена 23 июля 2020 года (платежное поручение N).
Муниципальный контракт N от 27 февраля 2020 года с ООО ... предусматривает срок оплаты 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приёмке (пункт 2.4).
31 мая 2020 года администрацией г. Оренбурга принята услуга по контракту на сумму ... (акт N от 31 мая 2020 года).Срок оплаты по контракту истек 22 июня 2020 года. Платежное поручение направлено администрацией г. Оренбурга в финансовое управление 27 июля 2020 года, услуга оплачена 30 июля 2020 года (платежное поручение N). Согласно выписке по счету по состоянию на последний день срока оплаты по контракту (21 июня 2020 года) на счете администрации г. Оренбурга имелись денежные средства в сумме ... рублей. Согласно сводному отчету о поступлении целевых средств эти денежные средства являются средствами межбюджетных субвенций и не могут быть направлены на погашение долга по контракту. Однако из представленных выписок по лицевому счету бюджета следует, что по состоянию на 23 июля 2020 года на бюджетный счет города Оренбурга поступали денежные средства в размере ... рублей, которые не являются субсидиями или субвенциями, между тем платежное поручение в финансовое управление для погашения задолженности по контракту направлено только 27 июля 2020 года. Доказательств того, что эти денежные средства не могли быть направлены в счет оплаты по контракту в материалы дела не представлены, равно как и доказательства отсутствия денежных средств местного бюджета в сумме, достаточной для оплаты по контракту в период времени с 22 июня 2020 года по 27 июля 2020 года. Муниципальный контракт N от 28 апреля 2020 года с ИП ... предусматривает срок оплаты 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приёмке (пункт 2.6). 29 июня 2020 года администрацией г. Оренбурга принята услуга по контракту на сумму ... рублей (товарная накладная N от 29 июня 2020 года). Срок оплаты по контракту истек 21 июля 2020 года. Платежные поручения направлены администрацией г. Оренбурга в финансовое управление 17 августа 2020 года, услуга оплачена 18 и 19 августа 2020 года (платежные поручения №N). Согласно выписке по счету по состоянию на последний день срока оплаты по контракту (21 июля 2020 года) на счете администрации г. Оренбурга имелись денежные средства в сумме ... руб. Все эти денежные средства являются целевыми денежными средствами из бюджета субъекта, что подтверждается сводным отчетом о поступлении целевых средств на 21 июля 2020 года, и не могли быть направлена на погашение долга местной администрации по муниципальному контракту. Вместе с тем из представленных выписок по лицевому счету бюджета следует, что по состоянию на 23 июля 2020 года на бюджетный счет города Оренбурга поступали денежные средства в размере ... рублей, которые не являются субсидиями или субвенциями, также аналогичные поступления имели место 30 июля 2020 года, между тем платежное поручение в финансовое управление для погашения задолженности по контракту направлено только 17 августа 2020 года. Доказательств того, что эти денежные средства не могли быть направлены в счет оплаты по контракту в материалы дела не представлены, равно как и доказательства отсутствия денежных средств местного бюджета в сумме, достаточной для оплаты по контракту в период времени с 22 июля 2020 года по 16 августа 2020 года. Согласно договору электроснабжения ... от 27 марта 2020 года с АО ... оплата электроэнергии производится потребителем в следующем порядке: 30% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объёме покупки в месяце, за который осуществляется оплата – вносится до 10 числа месяца; 40% стоимости электроэнергии в подлежащем оплате объёме покупки в месяце, за который осуществляется оплата – вносится до 25 числа месяца; Стоимость объёма покупки электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата за вычетом средств, внесенных в течение месяца, оплачивается до 18-ого числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. 15 мая 2020 года в администрацию направлен акт приёма-передачи электроэнергии за апрель, акт подписан администрацией 19 мая 2020 года, 28 мая 2020 года в финансовое управление администрации г. Оренбурга направлено платежное поручение, оплата произведена 30 июня 2020 года, 16 июня 2020 года в администрацию направлен акт приёма-передачи электроэнергии за май, акт подписан администрацией 19 июня 2020 года, 22 июня 2020 года в финансовое управление администрации г. Оренбурга направлено платежное поручение, оплата произведена 30 июня 2020 года. Согласно выписке по счету по состоянию на последний 18 июня 2020 года на счете администрации г. Оренбурга имелись денежные средства в сумме ... рублей. Согласно сводному отчету на 18 июня 2020 года, эти денежные средства являются поступления из бюджета субъекта, и являются целевыми, не могли быть направлены на погашение долга по контракту. Согласно выписке по бюджетному счету за 19 июня 2020 года на счет поступали денежные средства в размере ... руб., не являющиеся средствами субсидий, субвенций, доказательств того, что эти денежные средства не могли быть направлены в счет оплаты по контракту в материалы дела не представлены, равно как и доказательства отсутствия денежных средств местного бюджета в сумме, достаточной для оплаты по контракту в период времени с 18 июня 2020 года по 22 июня 2020 года. Таким образом, из представленных документов следует, что администрацией г. Оренбурга допущены нарушения сроков оплаты по перечисленным выше контрактам, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. В силу части 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление порядка составления и введения кассового плана возложено на финансовые органы. Согласно пункту 2.1 Порядка составления и введение кассового плана бюджета города Оренбурга, утвержденного приказом финансового управления администрации города Оренбурга от 12.12.2018 года №76 (в редакции от 25.06.2020 года №50) «Кассовый план на текущий финансовый год составляется отделом казначейского исполнения бюджета финансового управления администрации города Оренбурга, исходя из прогнозов кассовых поступлений в бюджет города Оренбурга и кассовых выплат из бюджета города Оренбурга в текущем финансовом году с помесячной детализацией и утверждается до начала очередного финансового года начальником финансового управления администрации города Оренбурга». Согласно пункту 4.1 Порядка в кассовом плане по расходам бюджета города Оренбурга отражаются предельные объемы лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год с помесячным распределением, в пределах которых получатели средств бюджета города Оренбурга вправе принимать денежные обязательства за счет средств бюджета города Оренбурга в пределах прогнозируемых кассовых выплат. Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП, состоит в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение.
Ссылка на то обстоятельство, что согласно постановлению администрации г. Оренбурга от 23 июня 2020 года N-п об особенностях исполнения бюджета г. Оренбурга в 2020 году были определены первоочередные статьи расходов и уменьшен кассовый план, не свидетельствуют об отсутствии денежных средств на счете органа местного самоуправления. Платежные поручения в установленный контрактами срок администрацией г. Оренбурга направлены не были, доказательств невозможности направления на цели оплаты по контрактам поступавших на счет бюджета денежных средств суду не представлено.
Кроме того, расходы по оплате электроэнергии по контракту с АО ... согласно подпункту 11 пункта 1 постановления администрации г. Оренбурга от 23 июня 2020 года N-п об особенностях исполнения бюджета г. Оренбурга в 2020 году отнесено к числу первоочередных расходов.
Со 2 декабря 2019 года ФИО1 исполнял обязанности первого заместителя главы города Оренбурга, а с 6 февраля 2020 года – обязанности главы г. Оренбурга. В силу Устава МО г Оренбург является ответственным за исполнение обязательств по муниципальным контрактам заказчиком – администрацией г. Оренбурга
Таким образом, глава города Оренбурга ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Дата совершения правонарушения - в части нарушения сроков оплаты по муниципальному контракту от 24 января 2020 годаN с ИП .... -13 июня 2020 года; по муниципальному контракту от 27 марта 2020 года N с «... в части оплаты электрической энергии за апрель – 18 мая 2020 года.
На день вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности за указанные нарушения истек, производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, обоснованно не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, не имеется.
Оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении главы города Оренбурга ФИО1, в том числе по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
жалобу удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 15 июня 2021 года ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Главы города Оренбурга ФИО1 - изменить,
исключить из объективной стороны административного правонарушения указание на нарушение сроков оплаты по муниципальному контракту от 24 января 2020 годаN с ИП ... а также по муниципальному контракту от 27 марта 2020 года N с ... в части оплаты электрической энергии за апрель,
прекратить производство по делу в этой части за истечением срока давности привлечения к административной ответственности на основании пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вынесения в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Судья: подпись В.В. Линькова