ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-976/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №...

г. Уфа 20 октября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» ФИО1 на постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат»,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2021 года акционерное общество «Белорецкий металлургический комбинат» (далее – АО «БМК», общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, защитник общества ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания законного представителя и защитника АО «БМК», должностного лица Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, проверив материалы дела, доводы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений регламентирован Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1128 (далее – Положение).

Согласно п. 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

Приложением в настоящему Положению предусмотрен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

В соответствии с п. 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, в период с 13 мая по 09 июня 2021 года согласно распоряжению заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2. №... от 11 мая 2021 года проведена внеплановая выездная проверка контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности №... от 03 сентября 2020 года в отношении объекта защиты – АО «БМК», расположенного по адресу: адрес (л.д. 7 – 8).

В ходе проверки выявлены факты несоответствия требованиям пожарной безопасности смонтированных систем противопожарной защиты на объектах защиты АО «БМК», который осуществляет деятельность по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты на основании лицензии №... от 05 декабря 2014 года, выданной Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.

При этом АО «БМК» нарушаются лицензионные требования и условия, установленные пп. «д» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства от 28 июля 2020 года № 1128, а именно:

Прокатный цех №... (стан №...)

Системы автоматической противопожарной защиты с автоматической установкой пожаротушения не взаимосвязаны. При имитации срабатывания систем пенного пожаротушения в помещении трубопроводного тоннеля при пуске пенораствора через ГПС в ручном режиме тоннель заполнился пеной (чем нарушен п. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

Включение автоматической установки пенотушения осуществляется в ручном режиме (чем нарушен п. 55 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);

При имитации срабатывания систем АПС и СОУЭ от одного точечного дымового пожарного извещателя, установленного в помещении диспетчерской прокатного цеха (стан №...), сигнал на ПКП поступил, на мониторе ЭВМ высветилось помещение, в котором произведена имитация срабатывания систем АПС и СОУЭ, в свою очередь ПКП сформировал сигнал на включение звуковой системы оповещения людей о пожаре, уровень звука, издаваемый звуковыми оповещателями, составил 79-96 Дба, при уровне производственного шума в здании прокатного цеха (стан №...) 75 дБа (чем нарушены ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3.15 НПБ 104-03);

Склад ГСМ

Переведена в ручной режим система автоматического пожаротушения (чем нарушен п. 55 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).

Указанные обстоятельства подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2021 года (л.д. 1 – 2);

актом проверки №... от 09 июня 2021 года (л.д. 9 – 19).

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены судьей Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы юридическая квалификация и оценка действиям АО «БМК» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ даны верные.

Довод жалобы о возможности приведения в действие установки пожаротушения ручным способом со ссылкой на положения ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» основан на неверном толковании требований правовых норм в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 83 названного Федерального закона автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

Таким образом, статьей 83 Федерального закона № 123-ФЗ регламентируется работа именно автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации, которая к тому же должна быть обеспечена устройством для ручного пуска. Указанное требование вопреки доводу жалобы не допускает функционирование установки пожаротушения лишь в ручном режиме.

Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479) перевод средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.

В силу п. 458 Правил противопожарного режима в российской Федерации автоматические системы и установки противопожарной защиты на период проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов, а также регламентных работ по монтажу (демонтажу) соответствующего оборудования и изделий могут быть переведены с автоматического пуска на ручной. При этом технический персонал приказом руководителя объекта переводится в усиленный режим работы. Кроме того, должен быть реализован комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей.

Положения п. 458 названных Правил к обстоятельствам рассматриваемого дела не относятся, следовательно, в данном случае неприменимы.

Также нельзя согласиться с доводом заявителя об отсутствии в действиях АО «БМК» грубых нарушений лицензионных требований.

Согласно п. 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1128) к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в числе прочего, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Очевидно, что нарушение требований пожарной безопасности со стороны АО «БМК» влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Как видно из материалов дела, требования пп. «д» п. 4 Положения АО «БМК» также нарушены. Обществом допущены грубые нарушения лицензионных требований, следовательно, его действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Со ссылкой заявителя на сомнения в достоверности измерений уровня звукового сигнала системы оповещения людей о пожаре согласиться нельзя, поскольку при проведении проверки присутствовал представитель АО «БМК» ФИО3., от которого замечаний в указанной части не поступало.

Довод жалобы о том, что АО «БМК» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, ввиду того, что является коммерческой организацией, чья деятельность связана с извлечением прибыли, является несостоятельным, не влечет удовлетворение жалобы.

В качестве нарушения АО «БМК» обществу вменяется несоблюдение обязательных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении деятельности, которая не является источником извлечения прибыли, непосредственно лицензируемая деятельность обществу прибыли не приносит, осуществляется лицензиатом исключительно для обслуживания и удовлетворения собственных потребностей.

При таких обстоятельствах выводы о виновности АО «БМК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.

Вместе с тем нельзя не согласиться с доводом жалобы о том, что судьей межрайонного суда в обжалуемом постановлении допущена ссылка на недействующее Положение о лицензировании по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1225.

Данное Положение, как верно отмечено в жалобе, признано утратившим силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года № 1034 с 01 января 2021 года. С указанной даты вступило в действие новое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1128.

Кроме того, судья при вынесении постановления по делу ошибочно сослался на Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, которые утратили силу с утверждением Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 новых Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

В связи с указанным имеются основания для изменения постановленного по делу судебного акта.

Из описательно-мотивировочной части постановления судьи подлежит исключению ссылка на Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1125, и Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

В остальном обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебного постановления, по делу не допущено. Оснований для отмены постановления не усматриваю.

Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат изменить:

исключить из его описательно-мотивировочной части ссылки на Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1125, и Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

В остальном судебный акт оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка: судья межрайонного суда ФИО4 (дело №...)