ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-977/20 от 08.07.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 12-977/2020

РЕШЕНИЕ

город Калуга 8 июля 2020 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Тарбинская С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Зеленовой Н.М. на постановление № 05-35/312 старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области ФИО1 от 21 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № <данные изъяты>ФИО7. от 21 мая 2020 года юридическое лицо – Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, защитник Зеленова Н.М. выражает несогласие с постановлением, просит его отменить.

В судебном заседании защитник по доверенности ФИО2 поддержала доводы жалобы.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования по г.Москве и Калужской области ФИО3 в судебном заседании возражал против доводов жалобы.

Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующему выводу.

Административная ответственность по ч.1 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

На основании постановления Законодательного собрания Калужской области № 209 «Об объявлении объектов государственными памятниками природы областного значения» от 18.05.1995 Людиновское водохранилище - озеро Ломпадь с прилегающими угодьями общей площадью 1984 га является памятником природы регионального значения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с пп. 4.1 ст. 12 Закона государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является, в том числе проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области экологической экспертизы, в том числе по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

Пунктом 5 статьи 18 Закона определено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Согласно ст. 30 настоящего Закона нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является, в том числе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

По факту выявленных нарушений требований природоохранного законодательства Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области и проведено административное расследование, по результатам которого установлено следующее.

В ходе проведения административного расследования Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области была представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области», а также положительное заключение экспертизы № 40-1-1-3-0197-16от 15.11.2016.

Проектная документация и инженерные изыскания по объекту «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области» выполнены ООО «Институт Гипроводхоз» в 2016 году. Работы по разработке проектной документации выполнены на основании муниципального контракта № 0137300021216000019-0158692-01 /69-16 от 29 марта 2016 года и приложения № 1 к указанному контракту - технического задания на разработку проектной документации на экологическую реабилитацию Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области.

Согласно пп. 3.1 п. 3 положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по указанному объекту проектом предусматривается выполнение экологической реабилитации водного объекта при проведении следующих видов работ:

1.Подготовительные работы: снятие почвенно-растительного слоя под бытовой городок, геотубы и временные технологические дороги; работы по устройству временных технологических дорог; подготовка площадки под геотубы; монтаж плавучего, магистрального и разводящего пульпопроводов,
сварки выпусков;

2.Основные работы: работы по извлечению из водоема зарослей водной растительности с помощью плавучего земснаряда, оборудованного граблями, с последующей утилизаций на полигон ТБО;

гидромеханизированные работы по извлечению из водоемов донных
отложений с помощью плавучего земснаряда; далее пульпа по
магистральным пульпопроводам подается в геотубы с последующей
утилизацией обезвоженного грунта на полигон ТБО; альголизация водохранилища штаммом Chlorella vulgaris BIN; зарыбление Людиновского водохранилища растительноядными рыбами.

После окончания основных видов работ выполняются работы по демонтажу плавучего, магистрального и разводящего пульпопроводов, демонтаж временных дорог и площадки под геотубы, а также проведение мероприятий по рекультивации нарушенных земель путем обратной надвижки почвенно-растительного слоя грунта.

К проектируемым временным сооружениям относятся: площадка для складирования геотубов, а также технологические дороги из сборных железобетонных плит.

В соответствии с п. 8.4 «Описание работ» проектной документации (Раздел 5 Проект организации строительства. Том 5) на этапе подготовительных работ для обеспечения проезда строительной техники и защиты грунтов от разрушения проектом предусмотрено устройство трех временных технологических дорог с покрытием из железобетонных плит. Временная технологическая дорога № 1 протяженностью 302,19 м устраивается в водоохранной зоне Людиновского водохранилища по существующей дороге, имеющей грунтовое покрытие, и предназначается для вывоза изъятой водной растительности. Для разъезда со встречным автотранспортом на временной технологической дороге №1 предусмотрено устройство двух уширений (разъездных площадок) шириной 3 м, длиной 12 м также с покрытием из железобетонных плит. В конце дороги устраивается разворотная площадка размером 12 х 12 м, имеющая покрытие из железобетонных плит. Для устройства временных технологических дорог и разворотных площадок перед укладкой железобетонных плит выполняется устройство основания толщиной не менее 0,2 м.

В соответствии с п. 7 «Сведения о земельных участках, изымаемых во временное или постоянное пользование» Проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка. Том 1) лесной участок Людиновского участкового лесничества, квартал 13, площадь 0,21 га, предназначенный для разгрузки-погрузки водной растительности с баржи на самосвалы с последующим вывозом к месту утилизации, и лесная дорога, ведущая к участку протяженностью 792 м, предназначенная для устройства технологической дороги, находятся в аренде у физического лица. Использование данного земельного участка согласовано на основании письма от ИП ФИО4 от 13 июля 2019 года, а также в письме ГКУ КО «Людиновское лесничество» № 252 от 23.08.2016.

В соответствии с Актом № 50от 20 июля 2016 года «О проведении обследования памятника природы регионального значения «Озеро «Ломпадь» с прилегающими угодьями», в границы особо охраняемой природной территории входят Людиновское водохранилище площадью 500 га и лесные участки общей площадью 1484 га, расположенные в кварталах 5, 9, 13, 19, 20, 24, 29 и 34 Людиновского участкового лесничества, 68, 88 и 130 Радомичского участкового лесничества, 74, 75, 87 Космачевского участкового лесничества ГКУ КО «Людиновское лесничество».

Согласно пп. 3.3 п. 3 заключения для выгрузки-погрузки водной растительности предусмотрены участки, входящие в границы особо охраняемой природной территории, но свободные от лесной растительности. Проектные решения по организации места временного размещения площадки для выгрузки-погрузки водной растительности и проезда автотранспорта согласованы Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области вышеуказанным актом № 50 от 20.07.2016.

Расположение временной технологической дороги №1 в границах особо охраняемой природной территории также подтверждается «Схемой расположения точек отбора проб и экологических ограничений территории», представленной в Приложении Раздела 1 Технического отчета по результатам инженерно-экологических изысканий. Указанная схема составлена на основании карты-схемы государственного памятника природы «Озеро Ломпадь», утвержденной Постановлением администрации г. Людиново и Людиновского района № 20 от 13.04.1994.

Кроме того, в процессе изучения проектной документации установлено, что в соответствии с п. 8.4 «Описание работ» проектной документации (Раздел 5 Проект организации строительства. Том 5) по периметру площадки для складирования геотубов, а также для отвода воды непосредственно с площадки в ручей, впадающий в водохранилище, устраивается водоотводная канава. Согласно «Ведомости объемов работ» (Раздел 1 Пояснительная записка. Том 1) для устройства водоотводной канавы осуществляются следующие виды работ; разработка грунта одноковшовым экскаватором, укладка железобетонных телескопических лотков, далее укладка железобетонных блоков упора, за которыми, с целью гашения потока энергии отводимой воды, в конце канавы устраивается каменный зуб.

В соответствии с п. 7 «Сведения о земельных участках, изымаемых во временное или постоянное пользование» Проектной документации земельный участок с кадастровым номером 40:12:020903:14, площадью 20,88 га, предназначенный для складирования геотубов, находится в частной собственности ООО «Зеленые линии -Калуга». Использование данного земельного участка согласовано, что подтверждается письмом № 1092 от 20.07.2016 г. ООО «Зеленые линии -Калуга».

В результате изучения проектной документации установлено, что часть водоотводной канавы от площадки для складирования геотубов, расположена за пределами земельного участка с кадастровым номером 40:12:020903:14 и проходит в границах особо охраняемой природной территории регионального значения до места сброса в ручей, что подтверждается картой расположения особо охраняемых природных территорий и памятников природы Калужской области, размещенной на сайте «Геопортал Калужской области».

В соответствии с п.п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

На основании вышеизложенного, проектная документация по объекту «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области», получившая положительное заключение экспертизы № 40-1-1-3-0197-16 объекта капитального строительства и предусматривающая строительство объектов капитального строительства и линейных объектов в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Кроме того, согласно представленной Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой информации, в соответствии с календарным графиком производства работ по данному объекту в марте-апреле 2020 года подрядчиком в рамках реализации проектной документации, не прошедшей государственную экологическую экспертизу, предусмотрены работы по устройству временных технологических дорог, а также устройство площадок складирования геотуб, в том числе на территории памятника природы регионального значения.

В соответствии с письмом администрации МО МР «Город Людиново и Людиновский район» № 49/м-2020 от 26.03.2020, поступившим в адрес Управления, указанной администрацией заключен муниципальный контракт на разработку раздела «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду» по объекту «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области» для дальнейшего прохождения государственной экологической экспертизы. Указанный факт дополнительно свидетельствует о реализации Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области проектной документации «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области», не прошедшей государственную экологическую экспертизу регионального уровня.

Понятие экологической экспертизы выражено в установлении соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определении допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Она осуществляется на основе ряда принципов, в том числе обязательности ее проведения до принятия решения о реализации объекта экспертизы.

Таким образом, Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области принято решение и произведена реализация проектной документации по объекту «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г. Людиново Калужской области», не прошедшей государственную экологическую экспертизу регионального уровня и не получившей положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Фактические обстоятельства дела и виновность Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2020 года; государственным контрактом № 01372000012190015000001 на выполнение работ по экологической реабилитации Людиновского водохранилища в г.Людиново Калужской области от 2 марта 2020 года и приложением №1 к нему; проектной документацией «Экологическая реабилитация Людиновского водохранилища в г.Людиново Калужской области»; иными доказательствами.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является охрана окружающей среды и природопользования, тем самым относится к правонарушениям, создающим угрозу причинения вреда объектам животного мира, окружающей среде, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным, не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, с учетом изложенного, конкретных обстоятельств дела, назначенное Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

Нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено, нарушений процессуальных норм, являющихся правовыми основаниями к отмене постановления, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № <данные изъяты>ФИО8. от 21 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снизить до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Зеленовой Н.М. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Тарбинская