ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-978/2022 от 13.09.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

13 сентября 2022 года

Судья Свердловского районного суда ФИО7,

при секретаре ФИО4,

при участии защитника ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 защитника Муниципального унитарного предприятия «» на постановление заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми подполковника полиции ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением, вынесенным заместителем начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми подполковником полиции ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ МУП «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением защитник ФИО1 подал жалобу в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указал, что основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ явился факт выпуска МУП «» ДД.ММ.ГГГГ в 05:04 час. на линию трамвая бортовой под управлением водителя ФИО6, который не прошел в установленном порядке технический осмотр, и вменяется нарушение требований пункта 12 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года№ 1090.

Полагает, что установленным по делу обстоятельствам дана неверная правовая оценка, и выводы в постановлении основаны на неверном применении норм законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и постановление вынесено с существенным нарушением основополагающего конституционного принципа презумпции невиновности.

Органом не установлено и не доказано, что МУП «» не приняты все зависящие от него меры в данной сфере и что у него имелась реальная возможность выполнить возложенные на него обязанности.

МУП «» представлены сведения о принятых мерах, направленных на обеспечение своевременного прохождения технического осмотра находящихся в ведении трамвайных вагонов, в том числе трамвая бортовой .

По состоянию на январь-февраль 2022 года на территории Пермского края отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, что подтверждается письмом начальника Управления МВД России по городу Перми от 04.02.2022 № 40/1-2128 в адрес Главы города Перми.

Из письма от 04.02.2022 № 40/1-2128 следует, что в адрес Главы города Перми, статьей 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что принятие мер по организации проведения технического осмотра и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации, а также утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти Пермского края по объективным причинам не реализованы вытекающие из требований статьи 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» полномочия по созданию необходимых условий в сфере организации проведения технического осмотра на территории края, чем также обусловлена невозможность своевременного проведения в 2022 году технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев).

Предприятие в соответствии с положениями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, основным видом деятельности которого является организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров городским наземным электрическим и автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам города Перми, чем обеспечивается решение предусмотренных статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Выпуск 27.04.2022 года на линию муниципального маршрута не прошедшего в установленном порядке технический осмотр трамвая бортовой осуществлен в условиях крайней необходимости, что исключает административную ответственность за указанные действия (статья 2.7 КоАП РФ), при этом вред никому не причинен каких либо негативных последствий не наступило, угрозы интересам общества или государства не создано.

МУП «» созданы необходимые условия для проведения проверки технического состояния трамваев перед выпуском на линию, а именно в штате введены должности контролеров технического состояния в количестве 8 единиц, которые в полном объеме обеспечены необходимыми техническими средствами контроля.

12.04.2021 года МУП «» был заключен договор с ООО «», являющимся оператором технического осмотра (номер в реестре Операторов ТО от 28.02.2019).

Ранее аналогичные договоры с данным Оператором заключались ежегодно.

В рамках исполнения условий указанного договора в 2021 году трамвайные вагоны, подлежащие прохождению технического осмотра, были проверены техническим экспертом ОТО, признаны исправными и были даны заключения о возможности их эксплуатации.

Приказом Минтранса России от 19.04.2021 года № 131 были внесены изменения в требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта технического осмотра. Данные изменения вступили в силу с 01.09.2021 года.

В целях исполнения указанных требований оператором технического осмотра (ООО «»), проводилась работа по аккредитации передвижной диагностической линии, обеспечивающей выполнение в полном объеме процедуры технического осмотра, в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства, к точности определения координат места проведения технического диагностирования.

По состоянию на 14.04.2022 года работа по аккредитации оператором не завершена, вследствие чего у Предприятия отсутствовала возможность проведения технического осмотра трамваев.

Приказом Российского союза автостраховщиков от 25.04.2022 Обществу с ограниченной ответственностью «Станция контроля» переоформлен аттестат аккредитации оператора технического контроля, после чего Предприятием обеспечено проведение на договорной основе технического контроля (диагностирования) трамваев у данного Оператора.

Учитывая, что МУП «» приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению и соблюдению вытекающих из положений законодательства, регламентирующего основания и порядок проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, однако невозможность проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев) обусловлена независимыми от юридического лица обстоятельствами - отсутствием на территории Пермского края аккредитованных в установленном порядке операторов технического осмотра указанной категории транспортных средств (трамваев), оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 12.31 КоАП РФ не имелось.

МУП «» извещено надлежащим образом.

Защитник ФИО5 в судебном заседании просит жалобу удовлетворить, учесть финансовое положение МУП «», на доводах жалобы настаивает.

Представитель административного органа извещен, в суд не вился.

Судья, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела и приходит к следующим выводам.

В соответствии ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённого Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – Положение), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.

Согласно пункту 12 Положения, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

Согласно статье 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 года, порядок и периодичность проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы или подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, определяются Правительством Российской Федерации.

Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1433.

Согласно п.п. б, п. 2 Правил, технический осмотр проводится каждые 6 месяцев - в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, с года выпуска в обращение которых прошло более чем 5 лет.

Согласно п. 5 Правил технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - операторы технического осмотра).

Из постановления следует, что МУП «» ДД.ММ.ГГГГ в 05 часов 04 минут по адресу: , допустило выпуск на линию трамвай , бортовой , под управлением водителя ФИО6, не прошедшего в установленном порядке технический осмотра, в нарушение требований п. 12 «Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Утвержденного Постановлением Совета Министров –Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.

Согласно данных полученных из «Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра» трамвай , бортовой технический осмотра не проходил.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ.

Выводы о наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ в деянии МУП «» подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 11.05.2022г.; рапортом сотрудника ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, ФИО6 управляла трамваем , бортовой , в отношении которого не оформлена, в установленном порядке, диагностическая карта; объяснением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6 по ч. 1.1. ст. 12.5 КоАП РФ, страховым полисом № , должностной инструкцией, журналом регистрации предсменного контроля; договором от 08.05.2022г., заявкой на технический осмотр; и другими материалами дела.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В материалы дела представлены сведения, что на территории Пермского края отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, что подтверждается письмом начальника Управления МВД России по городу Перми от 04.02.2022 № 40/1-2128 в адрес Главы города Перми.

Как следует из письма от 04.02.2022 № 40/1-2128, статьей 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что принятие мер по организации проведения технического осмотра и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации, а также утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку, на территории Пермского края отсутствовали операторы технического осмотра, аккредитованные в установленном порядке в области осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, допущенное МУП «» нарушение, исходя из его характера, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и имеются основания для признания его малозначительным.

Оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ, не было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Предприятие следует освободить от административной ответственности и объявить устное замечание.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия «» по доверенности ФИО1 удовлетворить

Постановление об административном правонарушении заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по подполковника полиции ФИО2ФИО2 А.С. от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «» прекратить за малозначительностью, объявив устное замечание.

Решение в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: ФИО7