№ 12-978/2022
Дело № 72-181/2022
РЕШЕНИЕ
г. Курган 29 июня 2022 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев в жалобу Дубив Н.В. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 19 апреля 2022 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июня 2022 г., вынесенные в ее отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) от 19 апреля 2022 г. ректор ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Дубив Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июня 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Дубив Н.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
На рассмотрение жалобы Дубив Н.В. и ее защитник – Черепанова М.Б. не явились, извещены надлежаще, о чем в деле имеются уведомление о вручении судебного извещения и телефонограмма.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дубив Н.В. к административной ответственности) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 этого закона.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Из постановления должностного лица следует, что 9 сентября 2020 г. между ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» и ООО «КСМ» был заключен контракт № на сумму 27662001 руб. 11 коп. на выполнение работ по капитальному ремонту здания Общежития № 1 КГУ, расположенного по адресу: <адрес>.
В процессе исполнения контракта сторонами было согласовано изменение объемов видов работ по капитальному ремонту здания Общежития № 1 КГУ локальными сметными расчетами: от 10 декабря 2020 г. № 02-01-01, от 21 декабря 2020 г. № 02-01-01, от 21 декабря 2020 г. № 02-01-01, от 21 декабря 2020 г. № 02-01-02, от 21 декабря 2020 г. № 02-01-03, от 10 декабря 2020 г. № 02-01-04, от 10 декабря 2020 г. № 02-01-01, от 10 декабря 2020 г. № 02-01-04, утвержденными ректором ФГБОУ ВО «КГУ» Дубив Н.В.
Документацией об электронном аукционе № 43-2020 и контрактом № возможность изменения объемов и(или) видов работ по капитальному ремонту, предусмотренных контрактом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ не предусмотрена.
17 мая 2021 г. заключено дополнительное соглашение № 3 к указанному государственному контракту, в соответствии с которым увеличена цена контракта на 2661136 рублей 46 копеек (9,62% от первоначальной цены) и составляет 30323137 рублей 57 копеек.
Постановлением должностного лица ректор ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Дубив Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что приказом Минобрнауки России от 17 июля 2020 г. № 20-02-02/164 Дубив Н.В. утверждена в должности ректора ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Согласно трудовому договору от 17 июля 2020 г. № 20-02-15/744, заключенному между Минобрнауки России и Дубив Н.В., ректор ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью; обязана соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации и обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором.
В соответствии с пунктом 4.19 Устава ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2018 г. № 1043, ректор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
При изложенных обстоятельствах Дубив Н.В. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Дубив Н.В. инкриминируемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами. Указанные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о совершении ректором ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Дубив Н.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судьей сделан правильный вывод о том, что в действиях заявителя, как должностного лица, содержится состав вменяемого ему административного правонарушения.
Постановление о привлечении Дубив Н.В. к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Дубив Н.В. в пределах санкции части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г.
Согласно пункту 1.3 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2022 г., при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства того, что противоправные действия Дубив Н.В. не повлекли неэффективного, нецелевого расходования денежных средств, нарушения прав участников закупки, административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не причинило вреда интересам общества и государства, то есть может быть признано малозначительным.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 2.9, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 19 апреля 2022 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июня 2022 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ректора ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Судья С.Н. Менщиков