ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9799/16 от 02.08.2016 Московского городского суда (город Москва)

Судья Захарова О.Н.                                                                                  № 12-9799/16

РЕШЕНИЕ

Москва                                                                                     02 августа 2016 года

Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ПАО «МОЭСК» на решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 15 апреля 2016 года, которым постановление по делу об административном правонарушении № *** от 15.12.2015 заместителя главного государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в отношении ПАО «МОЭСК» по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения, 

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении № *** от 15.12.2015 юридическое лицо ПАО «МОЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа ***рублей.

Защитник обратился с жалобой в суд с жалобой на постановление должностного лица и 15 апреля 2016 года судьей Симоновского районного суда Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит защитник, указывая на неправильное применение норм материального права и существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен, защитника не направил, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4, п.2 ст.25.1 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение условий порубочного билета, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Правительством Москвы издано 10 сентября 2002 г. Постановление № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы», п.8.1.1 Приложения № 1 которого предусмотрено, что выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.

Пунктом 8.1.6 Приложения № 1 данного нормативного акта предусмотрено, что срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет.

Пунктом 8.1.7 регламентировано, что закрытие порубочного билета на особо охраняемых природных территориях производится инспектором по охране природы Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по окончании выполнения работ по благоустройству и компенсационному озеленению. Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории. После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в порубочном билете "Порубочный билет закрыт" с указанием даты и N акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23). После обследования места пересадки по оформленному разрешению на пересадку отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в разрешении на пересадку "Разрешение на пересадку закрыто" с указанием даты и номера акта (приложение 23). Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности. Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в том числе нарушение сроков закрытия порубочного билета, является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.

 Статьями 2 и 3 Закона города Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» предусмотрено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.

Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях: реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством Москвы; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной  власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ. Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается в порядке, установленном Правительством Москвы. Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, в установленных настоящим Законом случаях производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно постановлению должностного лица от 15 декабря 2015 года ПАО «МОЭСК» в срок до 12 сентября 2015 года не закрыло порубочный билет № 06-14-1941/13 от 12 сентября 2013 года, выданный Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на объект: «Строительство наружных инженерных сетей для нужд подстанции ПС 220/20/10 кВ «Кожевническая» по адресу: Москва, Жуков проезд 21.

Как следует из постановления должностного лица по делу об административном правонарушении ПАО «МОЭСК» допустило невыполнение условий порубочного билета от 12 сентября 2013 года № *** на объект капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта по объекту: «Строительство наружных инженерных сетей для нужд подстанции ПС 220/20/10 кВ «Кожевническая» по адресу: Москва, Жуков проезд ***, в части закрытия порубочного билета в установленном порядке.

При этом должностное лицо Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы исходило из того, что факт совершения ПАО «МОЭСК» административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 КоАП города Москвы, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 03.12.2015; порубочным билетом № ***от 12 сентября 2013 года; проектной документацией и другими материалами дела.

При рассмотрении жалобы защитника ПАО «МОЭСК» на постановление должностного лица судья районного суда также установил наличие в действиях (бездействии) ПАО «МОЭСК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 КоАП города Москвы.

Между тем с таким выводом должностного лица административного органа и суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2013 № 283-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы», вступившим в силу с 1 июля 2013 года, пункт 8.1.7 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы» дополнен абзацем третьим в следующей редакции: «Закрытие порубочного билета и разрешения на пересадку при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства не осуществляется».

На основании п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.    

Из материалов дела следует, что порубочный билет от 12 сентября 2013 года сроком действия на два года выдан ПАО «МОЭСК» на проведение работ при строительстве подстанции ПС 220/20/10 кВ «Кожевническая», строительно-монтажных и пусконаладочных работ наружных инженерных сетей, то есть объекта капитального строительства.

Таким образом, закрытие указанного порубочного билета в соответствии с п.8.1.7 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП) в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ПАО «МОЭСК» не требовалось, что свидетельствует об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 КоАП города Москвы.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.  

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 15 апреля 2016 года,  постановление по делу об административном правонарушении № *** от 15.12.2015 заместителя главного государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в отношении ПАО «МОЭСК» по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Московского городского суда                                                               Васильев А.Г.