ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/16 от 04.07.2016 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 12-97/16

РЕШЕНИЕ

именем

Российской Федерации

г. Михайловск 04 июля 2016 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего судья Болотовой Л.А.

при секретаре судебного заседания Рубомановой Д.Н

с участием представителя МУП «ЖКХ г. Михайловска» по доверенности Атрощенко С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Шпаковского района Ставропольского края от 05 мая 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении за совершение МУП «ЖКХ города Михайловска» административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Шпаковского района Ставропольского края от 05 мая 2016 года производство по административному делу в отношении МУП «ЖКХ г. Михайловска» за совершение административного правонарушения ст. 19.7. КоАП РФ прекращено.

Не согласившись с данным постановлением Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу подана апелляционная жалоба, в которой он указал, в целях контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных Роскомнадзор зпрашивает информацию у организаций осуществляющих обработку персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152- РЗ «О персональных данных» либо дисьмо с указанием законных оснований, в соответствии с которым оператор праве осуществлять обработку персональных данных без уведомления.

Письмом вх. от 23.12.2015 № 11867/26 МУП «ЖКХ г. Михайловска» проинформировало Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому эедеральному округу, что осуществляет обработку персональных данных без уедомления уполномоченного органа на основании ч. 2 ст. 22 Федерального акона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

С целью выполнения Плана деятельности Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на 2016 год, утвержденного приказом Руководителя от 11.12.2015 № 260 была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ г. Михайловска» о чем директор МУП ЖКХ г. Михайловска» был заблаговременно уведомлен.

МУП «ЖКХ г. Михайловска» направило 11.03.2016 года уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных в Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, поступившее в Управление Роскомнадзора по Северо- кавказскому федеральному округу, было заполнено по всем правилам предусмотренным п. 54 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги (Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденный приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346 основанием для включения МУП «ЖКХ г. Михайловска» в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных является приказ от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением номера .

На момент получения уведомления об обработке персональных данных от МУП «ЖКХ г. Михайловска», Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу не было оснований усомнится в достоверности сведений. В ходе плановой выездной проверки сотрудниками МУП «ЖКХ г. Михайловска» были представлены документы и было установлено, что сведения, указанные в уведомлении об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, не соответствует перечню категорий персональных данных указанному в форме заявления согласия) на обработку персональных данных.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года, в целях проверки места нахождения баз данных, содержащих персональные данные граждан Российской Федерации, МУП «ЖКХ г. Михайловска» было предложено подготовить заверенные печатью организации копии документов, подтверждающих размещение баз перрсональных данных на технических площадках (центра обработки данных, ервера), информационных системах, находящихся на территории Российской Федерации.

МУП «ЖКХ г. Михайловска» предоставило договор аренды серверных мощностей, (договор-оферта на предоставление телематических слуг), согласно которому оказываются услуги аренды серверов ЦОД неположенного по адресу: <адрес>. Согласно уведомлению об обработке (о намерении осуществлять обработку), Центр обработки данных (ЦОД) расположен по адресу: <адрес> указан как собственный ЦОД. других документов подтверждающих наличие юбетвенных серверных мощностей, на которые размещены базы персональных данных по сегодняшний день в Управление представлены не были.

Таким образом, в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что сведения, указанные МУП «ЖКХ г. Михайловска» в ведомлении об обработке персональных данных не соответствует фактическим сведениям, а именно:

В уведомлении не указано, что обрабатываются биометрические персональные данные;

Перечень категорий обрабатываемых персональных данных, указанный в уведомлении не соответствует перечню категорий персональных данных, указанному в заявлении (согласии) на обработку персональных данных;

Сведения о месте нахождения базы данных информации содержащей персональные данные граждан РФ, согласно Уведомлению, Центр обработки данных (ЦОД) расположен по адресу: <адрес>

<адрес> указан как собственный ЦОД, что не соответствует сведениям, представленным в договоре на предоставление телематических услуг, согласно которому оказываются услуги аренды серверов ЦОД расположенного по адресу: <адрес> и следовательно, не являются собственными.

Кроме того, в постановлении МССУ № 5 Шпаковского района Зтавропольского края от 05.05.2016 г. не указано, что представитель МУП «ЖКХ г. Михайловска» на первом судебном заседании которое состоялось 19.04.2016 г., согласился с тем, что биометрические персональные данные обрабатываются, в личных делах работников МУП «ЖКХ г. Михайловска» хранятся копии паспортов, содержащие фотографии, а также сведения о серии и номере паспорта, год и место рождения работника, место регистрации, но в Уведомлении указано, что биометрические персональные данные не ибрабатываются. На втором судебном заседании 05.05.2016 г. представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по доверенности - Евстафьева J1.A., просила учесть данный факт, т.к. этот пункт отражен в описании события административного правонарушения протокола № АП-26/7/214 об административном правонарушении. В Уведомлении указано, что биометрические персональные данные не обрабатываются. В ходе проведения проверки установлено, что биометрические персональные данные обрабатываются, в личных делах работников МУП «ЖКХ г. Михайловска» хранятся копии паспортов, содержащие фотографии, а также сведения о серии и номер паспорта, годе и месте рождения работника, месте регистрации.

Суд установил, что МУП «ЖКХ г. Михайловска» не является лицом, обязанным предоставлять уведомление об обработке персональных данных, но так как МУП «ЖКХ г. Михайловска» добровольно представило уведомление, которое предусмотрено ч. 1 ст. 22 Федерального закона 152-ФЗ в Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, при этом Федеральный закон 152-ФЗ содержит требование к содержанию уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, следовательно, указание сведений предусмотренных

ч.3 ст. 22 Федерального закона 152-ФЗ должно быть достоверно, в полном объеме и не искажено, неисполнение вышеуказанных обязанностей образует состав административного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ. Данное обстоятельство суд не учел.

Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что вынесенное постановление мирового судьи судебного участка № 5 Шпаковского района Ставропольского края, не соответствует требованиям п. 2, ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи, с чем просит суд отменить вынесенное постановление мирового судьи судебного участка № 5 Шпаковского района Ставропольского края Орловой Н.Н.

Привлечь МУП «ЖКХ г. Михайловска» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.

Представитель МУП «ЖКХ г. Михайловска» Атрощенко С.В. в судебном заседании просил постановлении мирового судьи судебного участка № 5 от 05.05.2016 года о прекращении производства по административному делу в отношении МУП «ЖКХ г. Михайловска» о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу поданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу отставить без удовлетворения, при этом указал, что МУП «ЖХК г.Михайловска» не обязано было предоставлять уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных в Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в силу требований ч. 2 ст. 22 Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных», т.е не является субъектом административного правонарушения.

Суд, исследовав представленные материалы дела, а именно: протокол об административном правонарушении от 17.03.2016г. №АП-26/7/214 (л.д.3-5); письмо исх. №1087-07/26 от 24.02.2016 г. (л.д.7-8); письмо Приказ №20-нд от 24.02.2016 г. (л.д.9-11); уведомление об обработке (намерении осуществлять обработку) персональные данные (л.д.21-22); Положение о персональных данных МУП «Жилищно- коммунального хозяйства г. Михайловска» (л.д.23-64); Договор-оферта № 402779 на предоставление телематических услуг от 29.02.2016 г. (л.д.65-82), письмо в адрес руководителя Управления исх.№1532 от 21.12.2015 г. (л.д.99), письмо в адрес руководителя МУП «ЖКХ г. Михайловска» исх. №100 от15.12.2015 г. (л.д.100-102), пришел к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует деяние, выразившееся, в том числе в непредставлении в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 17.03.2016г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу был составлен протокол№АП-26/7/214 в отношении МУП «ЖХК г.Михайловска» в отсутствие законного представителя юридического лица. (л.д.3-5).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При составлении протокола об административном правонарушении от 17.03.2016г. №АП-26/7/214 Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу не приняло во внимание, что объективную сторону ст. 19.7 КоАП РФ составляют действия связанные с не предоставлением сведений или предоставление недостоверных сведений в данном случае в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, а субъектом административного правонарушения является лицо, на которое обязанность представления таких сведений возложено законом. Т.е. для привлечения лица к административной ответственности необходимо совокупность этих двух составляющих - лицо должно быть обязанным предоставлять в государственный орган установленные законом сведения и это лицо не представило сведения или представило недостоверные сведения.

Более того, исходя из смысла статьи 19.7 КоАП РФ к административной ответственности по установленной данной статье санкции может быть привлечено только лицо, на которое законом возложена обязанность предоставлять сведения в государственный орган, осуществляющий государственный контроль.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе, юридическими лицами, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

В силу части 1 статьи 22 данного Федерального закона оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Часть 2 статьи 22 указанного Федерального закона определяет, что оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных в следующих случаях:

-обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

-полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора изаключения договоров с субъектом персональных данных;

- относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствие с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных.

- сделанных субъектом персональных данных общедоступными,

-включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных,

-необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных m территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях,

- включенных в информационные системы персональных данных, имеющие соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

-обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

- обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Судом правильно установлено, что МУП ЖКХ не является лицом, обязанным предоставлять уведомление об обработке персональных данных и его деятельность в сфере обработки персональных данных попадает под действие ч.2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», т.е МУП ЖКХ не является субъектом административного правонарушения.

Таким образом суд, исследовав материалы административного дела, пришел к выводу, что при рассмотрении данного дела мировым судьей в полном объеме исследованы все имеющиеся доказательства, и судья обоснованно пришел к выводу о том, что на основании п.2 ст.24.5 КоАП РФ, производство подлежит прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 26.1, 30.17 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка судебного участка № 5 Шпаковского района Ставропольского края от 05 мая 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении за совершение МУП «ЖКХ города Михайловска» административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Кавказскому федеральному округу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья: Л.А. Болотова