ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/18 от 08.02.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 февраля 2018 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей Управления Росприроднадзора <данные изъяты>ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры ФИО6 на постановление <данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо -Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей.

Считая данное постановление необоснованным, представитель Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры ФИО6 обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, указав, что событие правонарушения отсутствует; Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры не является субъектом правонарушения; денежные средства в виде субвенций в области обращения с отходами производства и потребления Департаменту не выделяются; вина Департамента отсутствует и не доказана; кроме этого указал, что полномочия по охране и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления возложены на орган исполнительной власти <данные изъяты> в лице Природнадзора <данные изъяты>.

Кроме этого представитель ФИО6 в жалобе просит отменить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-ЮгрыФИО6 обоснования и требования жалобы поддержал в полном объёме, просил постановление отменить и прекратить производство по делу, указав на отсутствие виновных действий со стороны Департамента, который не является субъектом правонарушения, не обязан проводить мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв; финансирование на проведение таких мероприятий отсутствует; кроме того, дело рассмотрено неуполномоченным органом.

Представители Управления Росприроднадзора <данные изъяты>ФИО3, ФИО4 с доводами жалобы не согласились, указав на доказанность вины и обоснованность привлечения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры к административной ответственности.

К материалам дела приобщен письменный отзыв Управления Росприроднадзора <данные изъяты> на жалобу.

Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностных лиц административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением <данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за нарушение требований земельного законодательства.Так, в <данные изъяты> обращение <данные изъяты>ФИО8 с сопроводительным письмом прокурора <данные изъяты>ФИО9 исх. от ДД.ММ.ГГГГ по факту загрязнения земельного участка в районе <адрес> в водоохраной зоне реки <данные изъяты>, предположительно на землях лесного фонда, отходами нефтедобычи.

ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка, расположенного в районе <адрес> (географические координаты:<данные изъяты>, в ходе которого установлено, что на данном земельном участке располагаются отходы производства и потребления, присутствует характерный запах нефтепродуктов. Следов техники не обнаружено. Данный земельный участок относится к землям лесного фонда.

Таким образом, Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югрыне выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что выразилось в захламлении земельного участка, расположенного в районе <адрес>, с географическими координатами: <данные изъяты>, отходами производства и потребленияIV и V класса опасности.

Административная ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст.12Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.13Земельного кодекса РФв целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст.42Земельного кодекса РФсобственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст.101Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ управление землями лесного фонда осуществляется в соответствии с принцами: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Согласно п.2 ст.1 Земельного кодекса РФ Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Согласно п.6 ст.101 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.

Согласно п.2 ст.6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.Согласно п.2 ст.3 Земельного кодекса РФ к земельным отношениям нормы лесного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Вопрос охраны земель урегулирован положениями главы IIЗемельного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, в <данные изъяты> обращение <данные изъяты>ФИО8 с сопроводительным письмом прокурора <данные изъяты>ФИО9 исх. от ДД.ММ.ГГГГ по факту загрязнения земельного участка в районе <адрес> в водоохраной зоне <данные изъяты>, предположительно на землях лесного фонда, отходами нефтедобычи.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора <данные изъяты> в рамках административного расследования проведен осмотр земельного участка, расположенного в районе <адрес>, произведен отбор проб отходов и почвы, замер площади и объема размещенных отходов на земельном участке.

По результатам проведения осмотра земельного участка, на котором располагаются отходы производства и потребления, составлен протокол осмотра территории. Из вышеуказанного протокола следует, что на земельном участкес географическими координатами: <данные изъяты>, расположенном в районе <адрес>, обнаружены отходы производства и потребления, присутствует характерный запах нефтепродуктов.

Из фотоматериалов следует, что поверхность захламленного земельного участка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, площадка, на которой расположены отходы производства и потребления, по периметру не обвалована и не обособлена сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Согласно представленному заключению <данные изъяты> исх. от ДД.ММ.ГГГГ, значения водородного показателя, концентрации нефтепродуктов и хлоридов варьировали в диапазонах от <данные изъяты> ел.рН (нейтральная среда) до <данные изъяты> ед. рН (сильнощелочная среда); от <данные изъяты>% до <данные изъяты>% и от ‹<данные изъяты> мг/кг до <данные изъяты> мг/кг соответственно.

По результатам биотестирования все отходы,отобранные с территории данного земельного участка, соответствуютIV классу опасности, за исключением пробы , которая относится к V классу опасности.

Согласно информации <данные изъяты> исх. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной карте-схеме, загрязненный земельный участок расположен на землях лесного фонда <адрес>.

Таким образом, загрязненный отходами земельный участок в районе <адрес>, расположен в границах земель лесного фонда.

Виновность Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; СD-диском; фототаблицами; заключением <данные изъяты> исх. от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами КХА от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; протоколами биотестирования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; условными схемами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб грунтов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; актами отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ; информационным письмом <данные изъяты> исх. от ДД.ММ.ГГГГ с обзорной схемой расположения участков насыпи загрязненного грунта, схемами подсчета объема загрязненного грунта;протоколами взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; информационным письмом <данные изъяты> исх. от ДД.ММ.ГГГГ (со схемой); письмом прокурора <данные изъяты>ФИО9 исх. от ДД.ММ.ГГГГ; обращением <данные изъяты>ФИО8; представлением от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; ЕГРЮЛ.

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.

Суд приходит к выводу, что Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры обоснованно привлечен к административной ответственности. Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.

В соответствии с пп.б п.5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 №1 (ред. от 08.09.2017) «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе и земель лесного фонда. Кроме того данные полномочия подтверждаются также и пп.б п.3 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 №903.

Полномочия по осуществлению государственного земельного надзора исполнительным органам субъектов Российской Федерации не предоставлены.

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 №406, федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках, в том числе и государственный земельный надзор.

Следовательно, на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) <данные изъяты> и полномочия по охране и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

В силу вышеизложенного, довод заявителя о том, что дело рассмотрено неуполномоченным органом, несостоятелен.

Также суд находит необоснованным довод жалобы о том, что Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры не является субъектом правонарушения.

Пунктом . Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры, утвержденного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Департамент организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Из изложенного следует, что непосредственно на Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры возложены полномочия по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из обстоятельств инкриминируемого Департаменту недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры и представленных материалов, суд приходит к выводу, что юридическим лицом не были приняты все необходимые и своевременные меры для соблюдения природоохранного законодательства.

Таким образом, Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований для его отмены, изменения не имеется.

Наказание назначено в рамках санкции статьи.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в соответствии с требованиями ст.29.13 КоАП РФ, также является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление <данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей,представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без изменения, жалобу представителя ФИО6 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская