Судья Шаповал А.В. дело № 21-615/2019
(№ 12-97/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
14 августа 2019 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.ФИО4 ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года вышеуказанное постановление об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением судьи городского суда, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, ФИО1, обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку имеющиеся в деле доказательства в своей совокупности полностью подтверждают виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился, просил отказать в её удовлетворении, поскольку состоявшееся судебное решение является законным и обоснованным.
Заслушав пояснения ФИО2, допросив в качестве свидетеля ФИО5, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Из материалов дела следует, что на основании поручения Главы Республики Крым ФИО3 от 11 декабря 2018 года № 1/01-32/7958, приказа Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена внеплановая проверка освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ ФИО4, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено нарушение администрацией законодательства в финансово-бюджетной сфере, выразившееся в следующем.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крыми администрацией г.Феодосия Республики Крымзаключено соглашение № «О предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО4 на реализацию подпрограммы «Развитие культуры Республики Крым» государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым на 2017-2020 годы» (далее – Соглашение).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее – Общие требования).
В соответствии с Общими требованиями субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.
В силу пункта 7.2 Общих требований одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности использования субсидий и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии).
Согласно пункту 9 Общих требований одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 358740 000 рублей.
Пунктом 2.1 Соглашения установлен общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, который составил в 2018 году 62 720 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является соответствие соглашения пункту 9 Общих требований.
В соответствии с Приложением № к Соглашению установлен перечень объектов капитального ремонта муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов движимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия», а именно, «Здание дачи Стамболи (конец XIX века) по адресу: <адрес>, литера «А», в сумме <данные изъяты> рублей.
Приложением № к Соглашению установлен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, который соответствует 100 % выполнению комплекса мероприятий и работ в 2018 году.
С целью исполнения обязательств по Соглашению какие-либо муниципальные контракты заключены не были, отчет о достижении показателей результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялся, поскольку средства субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосия не поступили.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица администрации муниципального образования городской округ ФИО4 ФИО2 протокола об административном правонарушении и вынесения в отношении последнего постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статям 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом установлен лишь факт незаключения муниципального контракта по причине непроведения Комитетом конкурентной политики Республики Крым закупки работ по объекту «Здание дачи Стамболи (конец XIX века)» по адресу: <адрес>, литера «А», а также, что административным органом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, указывающих на наличие вины ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения.
Судья городского суда согласился с доводами ФИО2 полагая, что условия предоставления субсидии администрацией были соблюдены, поскольку условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения, при этом незаключение муниципального контракта на реализацию Соглашения не свидетельствует о несоблюдении указанного условия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения действующего законодательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося судебного решения в силу следующего.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частями 1, 3, 4.1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, не допускается. Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Условиями предоставления субсидии, за нарушение которых получатель субсидии может быть привлечен к ответственности по статье 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только те условия, которые прямо предусмотрены в соответствующем соглашении о предоставлении субсидии в качестве условий ее получения соответствующим получателем субсидии, в том числе прямое указание о предоставлении субсидии при условии достижения получателем субсидии показателей использования такой субсидии.
При отсутствии прямого указания в соглашении о предоставлении субсидии о её предоставлении при условии соблюдения получателем субсидии обязанности по использованию субсидии в соответствии с показателями, сами по себе такие показатели и ответственность за их недостижение относятся к условиям по использованию средств субсидии, а не к условиям предоставления такой субсидии (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 309-АД15-19447, от 13 февраля 2017 года № 18-ЛД17-2)).
Таким образом, для установления наличия, либо отсутствия в действиях юридического лица, должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать, имеется ли в Соглашении о предоставлении субсидии прямое указание о её предоставлении с условием достижения получателем субсидии показателей результативности её предоставления и использования.
В качестве нарушения условий предоставления субсидии ФИО2 вменено недостижение показателей результативности использования субсидии, установленных в Приложении № к соглашению со ссылкой на пункт 3.2 Соглашения.
Как следует из содержания Соглашения, одним из условий предоставления субсидии, предусмотренным пунктом 3.2, является соответствие соглашения пункту 9 Общих требований.
В соответствии с подпунктами 4, 5, 10 пункта 9 Общих требований соглашение должно содержать значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать целевым показателям (индикаторам) государственных программ Республики Крым либо обеспечивать достижение целевых показателей (индикаторов) государственных программ Республики Крым, и обязательства муниципального образования по их достижению (в случаях предоставления субсидий в рамках государственных программ Республики Крым); значения показателей результативности использования субсидии и обязательства муниципального образования по их достижению (в случаях предоставления субсидии вне рамок государственных программ Республики Крым); последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности использования субсидии.
Таким образом, Соглашение соответствует положениям, содержащимся в пункте 9 Общих требований, при этом, Приложением № к Соглашению установлен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, который соответствует 100 % выполнения комплекса мероприятий и работ в 2018 году.
Однако само Соглашение не содержит в себе прямого указания о предоставлении субсидии при условии соблюдения получателем субсидии обязанности по использованию субсидии в соответствии с показателями, следовательно, само по себе указание в Соглашении на обязательное наличие таких показателей относится к условиям по использованию средств субсидии, а не к условиям предоставления такой субсидии.
Таким образом, утверждение должностного лица о том, что достижение определенных результатов использования субсидии является условием предоставления такой субсидии, является ошибочным.
Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку исследованных доказательств и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения не имеется.
Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение решения судьи городского суда, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.ФИО4 ФИО2 оставить без изменения, жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО1 – без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова