ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/19 от 17.05.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело №12-97/2019

РЕШЕНИЕ

17 мая 2019 года г. Волхов

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 22 февраля 2019 года о признании юридического лица- администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей, с участием защитника администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3, действующей на основании доверенности от 09 января 2019 года, с разъяснением прав, предусмотренных ст.25.5 КоАП РФ,

при отсутствии ходатайств и отводов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 22 февраля 2019 года юридическое лицо-администрация Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Согласно постановлению от 22 февраля 2019 года администрацией Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области не приняты меры по защите земель от захламления отходами и меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов: нарушены требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

06 марта 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области поступила жалоба главы администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 22 февраля 2019 года, в которой она указывает, что постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 вынесено незаконно и необоснованно, поскольку 21 июня 2018 года МБУ «Дивный Град» было начато проведение уборки на территории у сараев от ******, о чем свидетельствует запись в журнале учета работ: вид работ «погрузка мусора в прицеп», объемом 3 прицепа по 4 кубических метра. 12 и 14 августа 2018 года жителями микрорайона Южный, проведено несанкционированное мероприятие. Администрация Новоладожского городского поселения о проведении данного мероприятия надлежащим образом не уведомлена. Также в администрации отсутствует информация о заключении организаторами несанкционированного мероприятия, соглашения на вывоз мусора. Мусор, собранный во время мероприятия, извлеченный из сараев и состоящий из частей сараев, ставших со временем непригодными, был оставлен на территории, хотя в микрорайоне Южный существует действующая контейнерная площадка для сбора мусора во избежание возникновения несанкционированных свалок в указанном микрорайоне. 08 ноября 2018 года произошел пожар, пять сараев сгорело. Свалка, образовавшаяся в результате проведения мероприятия, находится в непосредственной близости от места пожара. Проводить какие-либо работы по очистке территории не представляется возможным. Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования № ******, проведенного 19 декабря 2018 года главным специалистом Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2, с участием заместителя главы администрации Новоладожского городского поселения ФИО4, в связи с неблагоприятными погодными условиями и возможным увеличением объема проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки и последствий пожара администрации Новоладожского городского поселения выдано предостережение об уборке указанной территории в срок до 15 мая 2019 года. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

27 марта 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области поступили материалы дела об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник юридического лица- администрации Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Помимо этого, представила сведения о ликвидации несанкционированной свалки, а также сведения о принятии бюджета муниципального образования Новоладожское городское поселение на 2019 год с дефицитом бюджета, в том числе за счет привлечения кредитов от кредитных организаций.

Должностное лицо Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области - главный специалист Восточного отдела департамента государственного экологического надзора ФИО2 представила в Волховский городской суд возражения, полагая, что постановление от 22 февраля 2019 года, вынесенное в отношении администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области необходимо оставить без изменения. Комитетом на основании поступившего обращения граждан о непринятии администрацией Новоладожского городского поселения мер по уборке несанкционированной свалки, образовавшейся в результате проведения гражданами субботника по уборке территории в микрорайоне Южный, вынесено предостережение администрации Новоладожского городского поселения о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды от 12 октября 2018 года № ******/П со сроком исполнения 19 декабря 2018 года. При поступлении в комитет повторного обращения граждан на 19 декабря 2018 года проведен плановый рейдовый осмотр территории, в ходе которого установлено, что меры по защите земель от захламления отходами и меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов администрацией Новоладожского городского поселения не приняты. Помимо этого, в связи с пожаром, произошедшим 08 ноября 2018 года, объем несанкционированной свалки составил 80 кубических метров. Администрация Новоладожского городского поселения обязана проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, обеспечивать регулярную очистку территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в том числе, установленными ст.ст.13,51 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Допущенные по вине администрации Новоладожского городского поселения нарушения существенно посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, соблюдение, которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям заключается в пренебрежительном отношении администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.

Изучив материалы дела, выслушав доводы защитника администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3, прихожу к следующим выводам: Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществам. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды. Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом наступления последствий не требуется, деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Событие административного правонарушения - это подтвержденный факт совершения лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Согласно ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится охрана земель. Согласно п.2. ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, накопление отходов- складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, ч.2 ст. 226 Гражданского кодекса РФ, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, где находятся отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. (Примечание- если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся). Из материалов дела следует, что комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области на основании поступившего обращения граждан о непринятии администрацией Новоладожского городского поселения мер по уборке несанкционированной свалки, образовавшейся в результате проведения гражданами субботника по уборке территории в микрорайоне Южный администрации Новоладожского городского поселения вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды от 12 октября 2018 года № ******/П со сроком исполнения до 19 декабря 2018 года. Однако 26 ноября 2018 года в комитет государственного экологического надзора Ленинградской области поступило повторное обращение граждан, на основании которого 19 декабря 2018 года с 10 часов 40 минут до 12 часов 15 минут проведен плановый рейдовый осмотр территории, при проведении которого установлено, что меры по защите земель от захламления отходами и меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов администрацией Новоладожского городского поселения не приняты. Помимо этого, выявлено, что на расстоянии 70 метров от ****** 08 ноября 2018 года сгорело 5 сараев. По результатам осмотра 06 февраля 2019 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды составлен протокол осмотра, в котором отражен факт фиксации несанкционированной свалки с применением фотосъемки.

Поскольку обязанность по защите земель от захламления отходами производства потребления, по ликвидации несанкционированной свалки отходов возложена на органы местного самоуправления, и в ходе планового осмотра территории, несмотря на наличие предостережения со сроком исполнения до 19 декабря 2018 года, администрацией Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области не приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки отходом, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 15 февраля 2019 года составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, и 22 февраля 2019 года вынесено постановление о назначении администрации Новоладожского городского поселения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Факт совершения администрацией Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды № ******/П от 12 октября 2018 года (л.д. 19), актом планового (рейдового) осмотра, обследования № ******/З от 19 декабря 2018 года (л.д. 20), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31 января 2019 года (л.д. 21), определением об обеспечении присутствия законного представителя юридического лица от 31 января 2019 года (л.д. 22), определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 01 февраля 2019 года (л.д. 22 оборотная сторона- 23), выпиской из Правил землепользования и застройки муниципального образвания Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д.24-26), протоколом об осмотре помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов от 06 февраля 2019 года (л.д. 28), фототаблицей (л.д. 29), определением о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении от 08 февраля 2019 года (л.д. 30), протоколом об административном правонарушении № ******/Д от 15 февраля 2019 года (л.д. 30 оборотная сторона-32), объяснениями к протоколу главы администрации Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 (л.д. 32 оборотная сторона), копией журнала учета работ (л.д. 33), фототаблицей (л.д. 34-36), актом планового (рейдового) осмотра, обследования № ******/З от 19 декабря 2018 года (л.д. 36 оборотная сторона-37), информационным письмом о необходимости принятия и проведения в определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15 февраля 2019 года (л.д. 39 оборотная сторона) и другими материалами. Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о доказанности вины администрации Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Доводы жалобы не опровергают исследованные доказательства, которые объективно отражают событие административного правонарушения, и вину администрации Новоладожского городского поселения, основанием для привлечения которой к административной ответственности послужило непринятие мер по защите земель от захламления отходами и мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, поскольку, согласно предостережению о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды от 12 октября 2018 года, администрации Новоладожского городского поселения было предложено в срок до 19 декабря 2018 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов в микрорайоне Южный ******. Данных о наличии возражений, невозможности устранения выявленных нарушений в указанный срок, материалы дела не содержат, как не содержат и доказательств принятия администрацией мер, направленных на соблюдение требований по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований, надлежащего исполнения своих полномочий, которые бы позволили судить об отсутствии вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Оценив собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что администрация Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, будучи лицом, в обязанности которого входит обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации несанкционированной свалки отходов в соответствии с действующим законодательством, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, учитывая установленный факт нарушения, при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства, и подлежит административной ответственности. Постановление о привлечении администрации Новоладожского городского поселения к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Таким образом, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем полагаю, что имеются основания для уменьшения размера назначенного административного штрафа. Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, обеспечивая баланс основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений. Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. Вместе с тем для индивидуализации административной ответственности и для обеспечения справедливого и соразмерного административного наказания необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение. Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства административного правонарушения, наличие сведений об увеличении объема несанкционированной свалки из-за возникновения пожара, произошедшего 08 ноября 2018 года, представленных сведений о ликвидации несанкционированной свалки отходов, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, считаю данные обстоятельства исключительными, и назначенное в отношении юридического лица наказание не в полной мере соответствующим принципам справедливости и соразмерности, а потому подлежащим снижению с учетом требований ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области главного специалиста ФИО2 от 22 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, изменить путем снижения назначенного административного наказания юридическому лицу-администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в виде административного штрафа со ста тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей. В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области главного специалиста ФИО2 от 22 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу главы администрации МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.

Судья: И.А. Десятниченко