Елизовский районный суд Камчатского края 684000, Камчатский край, г. Елизово, ул.40 лет Октября, д. 7А, www.elizovsky.kam.sudrf.ru |
Дело № 12-97/2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Елизово Камчатского края |
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Маслов Р.Ю., при секретаре Богачик Ю.В. с участием защитника Медведевой Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Медведевой Ю.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 14 марта 2017 года, которым Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа с применением положений п.п. 3.2 – 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
вышеуказанным постановлением Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» (далее ФКУ «Камчатская РПСБ») признано виновным в том, что осуществляло свою деятельность, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении доврачебной медицинской помощи: по скорой медицинской помощи, а именно:
- в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, руководитель ФКУ «Камчатская РПСБ», осуществляющей медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии от 28 мая 2009 года № ФС-41-01-000159, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- в нарушение подпункта «и» пункта 4 вышеуказанного Положения в ФКУ «Камчатская РПСБ» отсутствует внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, установленной руководителем.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Медведева Ю.А. обратилась с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 14 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым назначить наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы, защитник указала, что должности директора и заместителя директора ФКУ «Камчатская РПСБ» должны соответствовать и соответствуют квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 года № 32 (в ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», согласно которым указанные должностные лица должны иметь высшее профессиональное (техническое, летное или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 1 года, а также в должностях специалистов в области поисково-спасательного обеспечения полетов или управления воздушным движением не менее 1 года.
В настоящее время ФКУ «Камчатская РПСБ» предпринимает меры по устранению выявленных нарушений. Приказом № 153 от 30 декабря 2016 года утверждено Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в ФКУ «Камчатская РПСБ».
Защитник просила суд принять во внимание, что административное правонарушение совершено ФКУ «Камчатская РПСБ» впервые, допущенные нарушения не повлекли причинение какого-либо вреда или возникновения угрозы причинения вреда, или имущественного ущерба.
В судебном заседании защитник Медведева Ю.А. поддержала жалобу и дополнительно пояснила, что с участием Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, решается вопрос о необходимости привлечения специалистов с высшим медицинским образованием, вместе с тем пока решен вопрос, но без выделения финансирования о повышении квалификации фельдшера ФИО1
Выслушав выступление защитника, изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч. 2. ст. 19.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственности в виде штрафа за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)
Защитником оспаривается обоснованность выводов о необходимости наличия высшего медицинского образования у руководителя ФКУ «Камчатская РПСБ».
Приказом Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 года № 32 (в ред. от 12.02.2014) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», указанные должностные лица должны иметь высшее профессиональное (техническое, летное или военное) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 1 года, а также в должностях специалистов в области поисково-спасательного обеспечения полетов или управления воздушным движением не менее 1 года.
Согласно Уставу ФКУ «Камчатская РПСБ» учреждение создано в целях выполнения операций (работ) в области авиационно-космического поиска и спасания. Для достижения указанных целей определены основные виды деятельности, к которым отнесено, в том числе и оказание первой и медицинской помощи людям, терпящим бедствие. (л.д. 32)
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, медицинская деятельность, в том числе и скорая медицинская помощь, подлежат лицензированию.
Согласно подп. «в», «и» п. 4 и п. 5 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии. К таковым относятся, в том числе и требование наличия у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» и определенного стажа работы, а так же требование наличия внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Как следует из п.п. 10, 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи. К медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ФКУ «Камчатская РПСБ» является деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, то есть медицинская деятельность не указана в качестве основной и таким образом указанное юридическое лицо не является медицинской организацией, а относится к иной организации. Медицинскую деятельность ФКУ «Камчатская РПСБ» осуществляет на основании бессрочной лицензии от 28 мая 2009 года № ФС-41-01-000159, выданной Управлением Росздравнадзора по Камчатскому краю. (л.д. 36-37, 59-66) Вследствие изложенного в ФКУ «Камчатская РПСБ» должно быть структурное подразделение, руководитель которого, являясь ответственным за осуществление медицинской деятельности должен иметь высшее медицинское образование.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи вменено нарушение, связанное с необходимостью наличия указанного высшего медицинского образования у руководителя юридического лица, что не соответствует требованиям абзаца 1 подпункта «в» пункта 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
В связи с тем, что в протоколе об административном правонарушении не вменялось наличие именно у руководителя структурного подразделения иной организации, к которому относится ФКУ «Камчатская РПСБ», ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, в указанной части постановление мирового судьи необходимо изменить.
В остальной части, как указано выше вина юридического лица в отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности установлена правильно.
Вопрос о назначении юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения разрешался мировым судьей при рассмотрении дела. Судья пришел к выводу об отсутствии оснований для применения данного вида административного наказания. Вместе с тем, необходимо учесть, что часть вменённых нарушений лицензионных требований подлежит исключению из постановления мирового судьи. В отношении оставшегося нарушения юридическим лицом предприняты меры к его устранению. Юридическое лицо впервые совершило административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Эти обстоятельства указаны в ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ как основания для предупреждения.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу также об изменении постановления мирового судьи в части назначенного наказания в виде административного штрафа с заменой его на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 30.7., 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника Медведевой Ю.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 14 марта 2017 года, которым Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа с применением положений п.п. 3.2 – 3.3 КоАП РФ в размере 50 000 рублей, изменить.
Исключить признание виновным юридического лица в нарушении подпункта «в» пункта 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, в части отсутствия у руководителя ФКУ «Камчатская РПСБ», осуществляющей медицинскую деятельность на основании бессрочной лицензии от 28 мая 2009 года № ФС-41-01-000159, высшего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
На основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ заменить ФКУ «Камчатская РПСБ» административное наказание, назначенное с применением положений п.п. 3.2 – 3.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей наказанием в виде предупреждения.
Судья
Елизовского районного суда Р.Ю. Маслов