ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/2021 от 24.11.2021 Уярского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-97/2021

УИД 24RS0055-01-2021-000412-84

РЕШЕНИЕ

г. Уяр Красноярского края 24 ноября 2021 года

Судья Уярского районного суда Красноярского края Альбрант А.В.,

рассмотрев жалобу юрисконсульта (специалиста по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» Легкобытова Павла Александровича на постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. от 25.04.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. № от 25.03.2021 года ФИО1 как должностное лицо – юрисконсульт (специалист по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением юрисконсульт (специалист по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» Легкобытов П.А. обратился в суд с жалобой (с учетом дополнений к ней), ссылаясь на то, что выданное после проверки службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края предписание от 07.12.2020 года исполнено, выявленные нарушения были устранены до момента рассмотрения административного дела, допущенные нарушения не создали существенной угрозы охраняемым отношениям и не причинили вреда интересам, общества и государства, в связи с чем являются малозначительными. Указывает, что в учреждении отсутствует организованный должным образом порядок предоставления специалистам по закупке документов, необходимых для внесения их в реестр, о чем Легкобытов П.А. неоднократно указывал руководству. Кроме того, в постановлении о привлечении его к ответственности должностное лицо ссылается на то, что обязанность Легкобытова П.А. по внесению сведений о закупках предусмотрена должностным регламентом контрактного управляющего, при этом, с данным регламентом он не ознакомлен, о вмененной ему обязанности не знал. Указывает, что обязанность по прикреплению и сохранению на сайте единой информационной системы в сфере закупок первичных бухгалтерских документов (товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения) была возложена приказом от 01.09.2016 года на бухгалтера Ш.Н.Н., а также приказом от 19.11.2020 года на бухгалтера А.М.Ю. При этом работодатель не обратился в удостоверяющий центр для оформления этим сотрудником электронных подписей, для надлежащего исполнения ими своих обязанностей, что, по мнению автора жалобы, не влечет автоматически возложения вины за невыполнение их обязанностей на других сотрудников, имеющих электронную подпись. Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок, пользователю организации Легкобытову П.А. не предоставлены полномочия организации, для работы с реестром контрактов и документами о приемке в ЕИС. Все права доступа предоставлены и.о. главного врача Нечаеву С.Б. Административным органом не учтено, что в проверяемом периоде, в учреждении осуществлял деятельность специалист по закупке П.А.А. (по 10.07.2020 года). Кроме того в указанный период времени электронную подпись имели главные врачи, заместитель главного врача С.А.И., главный бухгалтер с 08.05.2020 года по 08.08.2021 года Р.Л.П. Считает, что отсутствие у уполномоченного лица оформленной электронной подписи, предполагает ответственность главного врача, а не должностного лица, в обязанности которого направление документов о приемке поставленного товара в федеральный орган исполнительной власти не входит.

Просит постановление от 25.04.2021 года № отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

В судебное заседание Легкобытов П.А. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил возражения на жалобу, полагал доводы Легкобытова П.А. не обоснованными, полагал, что в жалобе заявитель фактически вину в совершение правонарушения не оспаривал. Также полагал, что поскольку Легкобытов П.А. был принят на работу на должность юрисконсульта (специалиста по закупкам) с правом электронной цифровой подписи, он имел реальную возможность для своевременного направления (предоставления) сведений для включения в реестр контрактов. Легкобытов П.А. был ознакомлен с должностной инструкцией юрисконсульта (специалиста по закупкам), согласно п. 2.8.1 и 2.8.5 которой он должен руководствоваться требованиями законодательства РФ и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же соблюдать иные обязательства и требования, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 01.08.2018 года он был ознакомлен с приказом -о, согласно которому с 01.08.2018 года должностные обязанности контрактного управляющего возложены на юрисконсульта с 01.08.2018 года в соответствии с должностным регламентом контрактного управляющего учреждения. Так как обязанности контрактного управляющего были возложены на Легкобытова П.А. указанным приказом, обязанности контрактного управляющего, в том числе размещение в ЕИС информации о размещении выполненных работ (оказанных услуг) и иные предусмотренные законом обязанности, не требовали обязательного локального регламентирования. Просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 7.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 103 ФЗ от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

Как следует из п. 10, п. 13 ч. 2 ст. 103 указанного закона в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:

информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);

документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 103 указанного закона в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Из пункта 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет Федеральное казначейство.

Положением о Федеральном казначействе, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», установлено, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 6 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1084.

Пункт 12 Правил устанавливает, что в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» -«ж1», «и», «и2», «м» и «о» -пункт 2 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включается информация и документы, представляемые заказчиками, определенными п.7 ст.3 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с Правилами.

На основании п.11 Правил информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются усиленной не квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имена заказчика.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Легкобытов П.А. принят на работу на должность юрисконсульта (специалиста по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» согласно приказу о приеме на работу -к от 01.08.2018 года. Приказом -о от 01.08.2018 года на Легкобытова П.А. возложены обязанности контрактного управляющего.

Согласно регламента контрактного управляющего КГБУЗ «Уярская районная больница» контрактный управляющий, в том числе организует включение в реестр контрактов, заключённых заказчиками, информации о контрактах, заключенных заказчиками (п.п. а п.п. 3 п. 1 раздела II регламента); размещает сведения в единой информационной системе или на официальном сайте (п. ж п.п. 3 п. 1 раздела II регламента); осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 раздела II регламента).

Постановлением от 25.04.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ Легкобытову П.А. вменена ответственность за несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, документов о приемке товаров по контрактам, подлежащих включению в реестр, при этом данная обязанность возложена на него подпунктом 3 пункта 1 раздела 2, пунктом 2 раздела 2 должностного регламента контрактного управляющего.

Как следует из материалов дела, 05.02.2020 года между ООО «<данные изъяты>» и КГБУЗ «Уярская районная больница» заключен контракт на поставку пищевых продуктов в размере 100 860,65 рублей, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.01.2020 года. Информация о заключении контракта в Федеральное казначейство Заказчиком направлена (представлена) своевременно, 06.02.2020 года, однако Легкобытовым П.А. нарушены сроки предоставления информации и документов о приемке товара по данному контракту.

Так, в ходе исполнения контракта от 05.02.2020 года учреждением принято решение о приемке продуктов питания по следующим УПД (универсальным передаточным документам):

№ УПД

Дата документа

Дата принятия решения о приемке услуг

Срок направления (представления) документа о приемке в Федеральное казначейство (не позднее):

Документ о приемке направлен в Федеральное казначейство (представлен)

Срок направления (представления) документа о приемке нарушен на (количество рабочих дней)

3420

14.04.2020

14.04.2020

21.04.2020

24.12.2020

169

4383

20.05.2020

20.05.2020

27.05.2020

24.12.2020

147

4047

13.05.2020

13.05.2020

20.05.2020

24.12.2020

152

6191

15.07.2020

15.07.2020

22.07.2020

23.12.2020

109

8515

04.09.2020

08.09.2020

15.09.2020

23.12.2020

70

9000

14.09.2020

14.09.2020

21.09.2020

23.12.2020

66

9858

29.09.2020

29.09.2020

06.10.2020

23.12.2020

55

10709

12.10.2020

12.10.2020

19.10.2020

23.12.2020

46

11021

19.10.2020

20.10.2020

27.10.2020

23.12.2020

40

11376

26.10.2020

26.10.2020

02.11.2020

24.12.2020

37

12148

18.11.2020

19.11.2020

26.11.2020

24.12.2020

20

11775

05.11.2020

05.11.2020

12.11.2020

24.12.2020

30

Также, контракт от 29.07.2020 заключен между ООО «<данные изъяты>» и КГБУЗ «Уярская районная больница» на поставку пакетов одноразовых в размере 175 884,67 рублей, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.07.2020 года, реестровая запись . 03.09.2020 года учреждением принято решение о приемке товара по УПД от 03.09.2020 года, срок направления документа в казначейство 10.09.2020 года, документ фактически направлен по истечении 74 дней – 24.12.2020 года.

Кроме того, контракт от 26.03.2020 заключен между ИП <данные изъяты> и КГБУЗ «Уярская районная больница» на поставку средств индивидуальной защиты в размере 43 318,82 рублей, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 10.03.2020 года, реестровая запись ). 07.04.2020 года учреждением принято решение о приемке товара по УПД от 07.04.2020 года, срок направления документа в казначейство 07.04.2020 года, документ фактически направлен по истечении 50 дней – 23.06.2020 года.

Контракт от 18.09.2020 года заключен ООО «<данные изъяты>» и КГБУЗ «Уярская районная больница» на поставку трубы стальной на сумму 348 170,40 рублей, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.09.2020 года, реестровая запись ). 28.09.2020 года учреждением принято решение о приемке товара по УПД от 28.09.2020 года, срок направления документа в казначейство 05.10.2020 года, документ фактически направлен по истечении 48 дней – 12.12.2020 года.

Контракт от 02.06.2020 на поставку простыней на сумму 52 090,50 рублей заключен КГБУЗ «Уярская районная больница» с ООО «<данные изъяты> по результатам электронного аукциона «<данные изъяты> (извещение ), номер реестровой записи 2. 09.06.2020 года учреждением принято решение о приемке товара по УПД от 09.06.2020 года, срок направления документа в казначейство 17.06.2020 года, документ фактически направлен по истечении 132 дней – 23.12.2020 года.

Контракт от 27.03.2020 на поставку канцелярских товаров на сумму 249 508 рублей 38 копеек заключен Учреждением с ООО «<данные изъяты>» по результатам электронного аукциона «<данные изъяты> (извещение ), номер реестровой записи 2. 14.04.2020 года учреждением принято решение о приемке товара по УПД № от 14.04.2020 года, срок направления документа в казначейство 21.04.2020 года, документ фактически направлен по истечении 168 дней – 23.12.2020 года.

Таким образом, информация об исполнении указанных контрактов в установленный срок не была направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В связи с чем 25.02.2021 года Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края составлен протокол об административном правонарушении в отношении юрисконсульта (специалиста по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» Легкобытова П.А. по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Как следует из приказа от 01.08.2018 года (л.д. 152 т. 2) должностные обязанности контрактного управляющего КГБУЗ «Уярская РБ» с 01.08.2018 года возложены на юрисконсульта (специалиста по закупкам) КГБУЗ «Уярская РБ» Легкобытова П.А. в соответствии с должностным регламентом контрактного управляющего КГБУЗ «Уярская РБ». Пункт 2 указанного приказа содержит сведения о том, что в целях приведения должностного регламента контрактного управляющего КГБУЗ «Уярская РБ» в соответствие с действующим законодательством утвержден регламент в новой редакции. 01.08.2018 года Легкобытов П.А. был ознакомлен с указанным приказом.

Согласно информации КГБУЗ «Уярская РБ» от 16.08.2021 года проект должностного регламента был разработан, но не утвержден с дальнейшим ознакомлением должностных лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее контрактный управляющий).

Согласно п. 7 ч. 4 этой же статьи контрактный управляющий осуществляет иные, помимо перечисленных в пунктах 1-6 этой же части, полномочия, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе.

Разрешая доводы жалобы, суд исходит из того, что приказом главного врача КГБУЗ «Уярская РБ» от 01.08.2018 года, с которым Легкобытов П.А. был ознакомлен в этот же день, на указанное лицо были возложены обязанности контрактного управляющего.

Согласно п. 3 должностной инструкции юрисконсульта (специалиста по закупкам), с которой Легкобытов П.А. был ознакомлен, на период отсутствия контрактного управляющего исполнение должностных обязанностей, функции контрактного управляющего КГБУЗ «Уярская РБ» возложены на специалиста по закупкам (л.д. 19-20 т. 3).

Кроме того из объяснений Легкобытова П.А. (л.д. 62-63 т. 1), данных при составлении протокола об административном правонарушении следует, что вину в совершении правонарушения он признал, просил освободить его от административной ответственности, ограничится устным замечанием.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный орган принял обоснованное решение о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ Легкобытова П.А., в связи с чем не усматривает оснований для отмены постановления руководителя Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. № от 25.03.2021 года.

Доводы заявителя о том, что приказами главного врача обязанность по прикреплению и сохранению на сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) первичных бухгалтерских документов была возложена на бухгалтеров Ш.Н.Н. (приказ от 01.09.2016 года), А.М.Ю. (приказ от 19.11.2020 года), а также о наличии в 2020 году электронной подписи для работы в ЕИС у Г.К.В. (главного врача в период с 19.02.2019 года по 19.05.2020 года, 29.04.2020 года по 29.07.2021 года), С.А.И. (заместителя главного врача в период с 12.03.2019 года по 12.06.2020 года, с 03.06.2020 года по 03.09.2021 года), ФИО6 (исполняющего обязанности главного врача с 15.07.2020 года на период с 24.07.2020 года по 24.10.2021 года), Р.Л.П. (главный бухгалтер с 08.05.2020 года по 08.08.2021 года), не свидетельствуют о незаконном привлечении к административной ответственности Легкобытова П.А., учитывая, что А.М.Ю. и Ш.Н.Н. не имели реальной возможности исполнять обязанность по реализации указанных полномочий, при этом приказом от 01.08.2018 года должностные обязанности контрактного управляющего были возложены на Легкобытова П.А., который в указанный период был наделен правом электронной подписи для работы в ЕИС.

Тот факт, что Легкобытов П.А. не был ознакомлен под роспись с должностным регламентом контрактного управляющего, не освобождает его от административной ответственности за невыполнение предусмотренных законом о контрактной системе обязанностей по предоставлению в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган информации об исполнении контракта, документов о приемке поставленного товара, поскольку такие обязанности возникли у него, как у лица, на которое возложено исполнение обязанностей контрактного управляющего в силу закона.

Доказательств того, что обязанности по предоставлению в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган информации об исполнении контракта, документов о приемке поставленного товара в указанный выше период были возложены КГБУЗ «Уярская районная больница» на другое должностное лицо, административный материал не содержит.

Оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу о виновности Легкобытова П.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Административное наказание Легкобытову П.А. назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае совершенное Легкобытовым П.А. административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ не может быть признано малозначительным с учетом характера правонарушения, посягающего на эффективность и результативность осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ судья также не усматривает.

В связи с чем вынесенное постановление по делу об административном правонарушении от 25.04.2021 года является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. от 25.04.2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении юрисконсульта (специалиста по закупкам) краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Уярская районная больница» Легкобытова Павла Александровича оставить без изменения, а жалобу юрисконсульта (специалиста по закупкам) КГБУЗ «Уярская районная больница» Легкобытова Павла Александровича – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья: А.В. Альбрант