Дело № 12-97/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Бор, Нижегородская область 27 июля 2021 года
Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Линдовская птицефабрика-племенной завод» (далее также Общество, АО «Линдовское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Линдовское» обратилось в суд с жалобой. Дополнительно в жалобе указано, что в случае признания постановления законным, заявитель просит снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего, приняв во внимание тяжёлое финансовое положение Общества.
Представители АО «Линдовское» ФИО1 и ФИО2, которым разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, доводы жалобы поддержали.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО3, принимающая участие при рассмотрении жалобы АО «Линдовское», пояснила, что в феврале 2021 г. была проведена плановая выездная проверка Общества, в результате которой установлено, что отсутствуют паспорта на ряд отходов, такие как огнетушители, смет с цеха комбикорма, зола от отжигания на коптильном участке и опилки с нефтепродуктами на территории гаража, что и послужило основанием для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации отходов I - IV классов установлен Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".
Из материалов дела следует и установлено в настоящем судебном заседании следующее.
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства АО «Линдовское» Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате хозяйственной деятельности на АО «Линдовское» образуются отходы производства и потребления. Основные виды деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства: разведение сельскохозяйственной птицы, производство мяса и мясопродуктов, производство готовых кормов для животных.
В ходе проверки были представлены материалы паспортизации и разработанные и утвержденные паспорта на 17 видов отходов I - IV класса опасности.
Между тем, установлено, что:
- на территории основной площадки АО «Линдовское» головное предприятие имеется пожарное депо, в координатах 56.62339 44.11273 имеется площадка временного накопления отходов, которая оборудована металлическими контейнерами и навесом. На момент осмотра территории ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в данных контейнерах размещена стружка черных металлов, металлических обрезки и отработанные углекислотные огнетушители около - 5 шт. Данный факт зафиксирован актом обследования территорий (акваторий) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ№ и фотоматериалами.
Отработанные углекислотные огнетушители включены в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом IV класса опасности (код по ФККО 4 89 221 21 52 4 «огнетушители углекислотные, утратившие потребительские свойства»).
- на территории АО «Линдовское» головное предприятие имеется цех производства корма для птиц (кормопроизводство). Производство кормов состоит из нескольких технологических операций: транспортировка зерна, дробление зерна и жмыха, дозировка и смешение дробленых зерновых с различными добавками, гранулирование кормов. В результате работы смесителей и бункеров накопителей в процессе производства кормов, а также погрузо-разгрузочных работ сырьевых материалов, образуется отход пыль зерновая.
ДД.ММ.ГГГГ лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб данного отхода (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ №б/н; акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№/Т-Отх результатов анализа на токсичность отхода №, смет с цеха производства комбикормов, относятся к IV классу опасности.
- На Объекте имеется коптильный участок, где установлены две варочно-коптильные камеры марки РЕК-MONT Sp, FESSMANN GmbH и дымогенератор. В результате производственного процесса (копчения) образуется зола от сжигания опилок на коптильном участке от дымогенератора.
ДД.ММ.ГГГГ лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», был произведен отбор проб данного отхода (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ №б/н; акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ№), установлено, что токсичность отхода №, зола от сжигания опилок на коптильном участке от дымогенератора, относятся к IV классу опасности.
- произведен осмотр транспортного цеха с целью отбора проб отходов лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», а именно: - опилки древесные загрязненные нефтепродуктами. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа на токсичность отхода №, опилки древесные загрязненные нефтепродуктами, относятся к IV классу опасности.
На перечисленные выше виды отходов у АО «Линдовское» отсутствуют Паспорта отхода, что является нарушением: ч.2, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества в полной мере подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований, поскольку они составлены с учетом требований КоАП РФ и являются допустимыми.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
Более того, сам факт административного правонарушения фактически не оспаривается и заявителем жалобы, указывая на то, что паспорта на отходы отсутствуют в связи с тяжелым материальным положением.
Деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.
Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Между тем, судья приходит к выводу о том, что заслуживает внимания довод об уменьшении (снижении размера) административного штрафа по делу об административном правонарушении ниже низшего предела по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно положений ч.ч.1, 2, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающую наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей, учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение лица привлекаемого к административной ответственности, действия, направленные на устранение выявленного нарушения, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на АО «Линдовское» административного штрафа до 100 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица в части размера назначенного административного наказания, подлежит изменению, в остальной части – оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «Линдовская птицефабрика – племенной завод» изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М. Калынова