Дело №
РЕШЕНИЕ
29 октября 2021 года г.Новороссийск
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края ФИО1
при секретаре Игнатьевой Д.М.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – ПАО «НМТП» ФИО5, действующей на основании доверенности «№ от 21.12.2020г.,
представителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО2, по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 03.09.2021г. № о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № от 03.09.2021г. старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Представитель ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности ФИО5 обратилась в Ленинский районный суд г. Новороссийск с жалобой, в которой просит постановление №-ГК/ПР/2021 от 03.09.2021г. старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 о привлечении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что декларация о воздействии на окружающую среду № МЛ-0123-003123-П за период 2014-2016 содержит расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых выбросов. Законодательство об охране окружающей среды не содержит понятий «авария» и «инцидент». Доказательств того, что образование угольной пыли является следствием работы опасного производственного объекта, материалы административного дела не содержат. Считает, что события, указанные в оспариваемом постановлении, не являются аварией либо инцидентом в понятии п.3 ст.31.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В связи с отсутствием аварий и инцидентов, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предшествующих семь лет в ПАО «НМТП», такая информация и не содержится в Декларации о воздействии на окружающую среду №, поданной за период 2014-2016. Считает, что ПАО «НМТП» не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, так как отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренное данной статьей КоАП РФ. Также у Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора отсутствует право на проверку декларации о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду принята и признана соответствующей другим структурным подразделением Росприроднадзора – Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ № АЧ-07-10299.
В судебном заседании представитель ПАО «Новороссийский морской торговый порт» ФИО5, поддержала жалобу на постановление № от 03.09.2021г. старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 о привлечении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Доводы, изложенные в ней, подтвердила, просила вышеуказанное постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. Так же заявила об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку декларация была подана ДД.ММ.ГГГГ, предприятие не относится к опасным производственным объектам.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО4, по доверенности считает доводы жалобы не обоснованными, поскольку, ДД.ММ.ГГГГ указанная декларация была получена Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в электронном виде, на момент получения указанной декларации (ДД.ММ.ГГГГ) в Южном межрегиональном управлении Росприроднадзора отсутствовала информация об авариях и инцидентах, повлекших ущерб Черному морю как объекту охраны окружающей среды. Указанная декларация была представлена в Росприроднадзор в рамках проведения внеплановой выездной проверки ПАО «НМТП» в ноябре 2020 года. Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду, содержащей сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по непредставлению указанной декларации. ПАО «НМТП» в результате хозяйственной деятельности с 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно нарушало требования природоохранного законодательства, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду, выразившиеся в причинении вреда водному объекту общего пользования - Черному морю.
Выслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо (должностное лицо) признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления;
сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно обжалуемому постановлению, в соответствии с решением руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-ГК в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ПАО «НМТП».
По результатам данной проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки №-ГК/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Как следует из ответа Северо-Кавказского управления Ростехнадзора № от 25.10.2021г. в государственном реестре опасных производственных объектов за ПАО «НМТП» зарегистрированы опасные производственные объекты, в том числе, такие как площадка Широкого пирса № - III класс опасности, площадка Широкого пирса № - III класс опасности, площадка Восточного пирса - III класс опасности.
ПАО «НМТП» в результате хозяйственной деятельности с 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно нарушало требования природоохранного законодательства, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду, выразившиеся в причинении вреда водному объекту общего пользования - Черному морю. Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора в адрес ПАО «НМТП» неоднократно предъявлялись претензии о добровольной оплате вреда, причиненного водному объекту - Черному морю, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Также обстоятельства об инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие ПАО «НМТП» на окружающую среду, содержатся в постановлениях и претензиях о возмещении вреда, перечисленных в протоколе об административном правонарушении №-ГК/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: постановление №/ГТР/2016 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от №); постановление №-КНД/ПР/2017 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от №); постановление №-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от №); постановление №-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от
№); постановление №-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от
№); постановление №-КНД/ПР/2019 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от
№); постановление №-КНД/ПР/2020 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от
№); постановление №-О/ПР/2021 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ; претензия о добровольной оплате вреда причиненного водному объекту (письмо Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от
от ДД.ММ.ГГГГ№).
Так, в частности, в рамках производства по делу об административном правонарушении №-КНД/ПР/2020 Черноморо-Азовским морским управлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ (угля навалом) с помощью техники (портальный кран, портовой мобильный перегружатель) на причалах № и №а Восточного пирса ПАО «НМТП» не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды, не обеспечены меры по предотвращению загрязнения акватории (территории) морского порта отходами производства и потребления, а также используемые ПАО «НМТП» технологии перегрузки угля навалом и методы пылеподавления неэффективны, недостаточны и небезопасны для окружающей среды (в том числе для акватории Черного моря), в результате чего произошло скопление угольной пыли на поверхности акватории Черного моря в районе причалов №№, 6а Восточного пирса ПАО «НМТП». Таким образом, Управлением в рамках производства по делу об административном правонарушении было доказано, что загрязнение акватории Черного моря отходом производства и потребления (угольной пылью) ДД.ММ.ГГГГ произошло, в том числе, в результате нарушения ПАО «НМТП» требований и. 9.2 Рабочей технологической карты «Уголь (навалом)» №.04.1 от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда Краснодарского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ постановление №-КНД/ПР/2020 оставлено без изменения. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № АЗ2-49454/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа, удовлетворено исковое заявление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора к ПАО «НМТП» о взыскании суммы вреда, причиненного водному объекту, в размере 9173550 руб. в связи с указанным выше инцидентом.
По смыслу положений абзаца 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» загрязнение акватории Черного моря отходом производства и потребления ДД.ММ.ГГГГ в результате нарушения ПАО «НМТП» требований и. 9.2 Рабочей технологической карты «Уголь (навалом)» №.04.1 от является инцидентом, повлекшим за собой негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе изучения заполненной и представленной ПАО «НМТП» декларации о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ № МЛ-0123-003123-П административным органом обоснованно установлено, что в разделе III отсутствуют данные об инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет.
Таким образом, установлено, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» с 2016 года по август 2021 года не представлена декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).
Доказательств по не соблюдению вышеизложенных требований законодательства в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.
Полномочия Черноморо-Азовского морского управления в отношении хозяйственной деятельности в водоохранных зонах морей, и морских портах осуществляются на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, доводы жалобы об отсутствии у административного органа права на рассмотрение спорной декларации суд признает не состоятельными. Кроме того, Положением о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Управление осуществляет полномочия по государственному надзору в отношении хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, осуществляемой в водоохранных зонах морей, в морских портах.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление о привлечении ПАО «НМТП» приняты уполномоченным органом.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Поскольку способом совершения административного правонарушения является бездействие, выраженное в непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду, содержащей сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по непредставлению указанной декларации.
Аналогичная правовая позиция отражена в вопросе № обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом требований ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности должны исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
По состоянию на август 2021 года последним инцидентом, который произошел на территории ПАО «НМТП», является загрязнение акватории Черного моря нефтепродуктами, выявленное Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела об административном правонарушении №-О/ПР/2021.
Однако, информация об указанном инциденте, как и о других инцидентах не была направлена в Росприроднадзор в составе декларации о воздействие на окружающую среду по настоящий день.
Таким образом, датой выявления указанного выше длящегося административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, т.е. дата составления Акта проверки №-ГК/ПР/2021.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу постановления, допущено не было.
При указанных обстоятельствах постановление административного органа №-ГК/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 03.09.2021г. №-ГК/ПР/2021 о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ ПАО «Новороссийский морской торговый порт» - оставить без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 03.09.2021г. №-ГК/ПР/2021 о привлечении к административной ответственности ПАО «НМТП» по ст.8.5 КоАП РФ – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийска подпись ФИО1