ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/2022 от 20.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Сагий Л.А. Дело № 7А-250/2022 (№ 12-97/2022)

УИД 39RS0002-01-2022-000108-51

РЕШЕНИЕ

20 сентября 2022 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Худоба О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал» Сухотской Ю.Е. по доверенности Гавревой И.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 мая 2022 года, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Солодкого О.В. от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал» Сухотской Юлии Евгеньевны.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Солодкого О.В. от 23 декабря 2021 года руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал» Сухотская Ю.Е. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитник руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал» Сухотской Ю.Е. по доверенности Гаврева И.Н. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что должностным лицом не была внесена информация об изменения срока проведения проверки в единый реестр проверок, что свидетельствует о нарушении срока проведения проверки и влечет признание недопустимым доказательством решение по результатам проведения проверки. Выражает несогласие с актом выездной проверки от 07.12.2021 и экспертным заключением в части указания концентрации загрязняющих веществ.

Заслушав защитника Гавреву И.Н., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

На основании ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.

В силу ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются среди прочего нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сточные воды - воды, сброс, которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Согласно ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с чч. 4 и 6 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как следует из материалов дела, ГП КО «Водоканал» осуществляет пользование Калининградским заливом (судоходный канал) с целью сброса сточных и дренажных вод через выпуск № 1а.

На основании решения исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Кидакова О.В. от 14 октября 2021 года в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в период времени с 18 октября 2021 года по 7 декабря 2021 года (с учетом решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 9 ноября 2021 года) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГП КО «Водоканал».

В ходе проведения проверки специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по Калининградской области» произведен отбор проб сточных вод, поступающих на КОС г. Калининграда, вод после прохождения КОС г. Калининграда, которые сбрасываются в Калининградский залив через выпуск № 1а, с целью их химического анализа.

Результаты проведенных исследований зафиксированы в протоколах исследований и экспертном заключении от 2 декабря 2021 года № 10-142-21-ЭА, по результатам проверки Управлением составлен акт от 7 декабря 2021 года.

В соответствии с экспертным заключением от 2 декабря 2021 года по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний № 10-142-21-ЭА в камере выпуска № 1а установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ.

На основании приказа (распоряжения) от 25 июня 2019 года Сухотская Ю.Е. принята на работу в ГП КО «Водоканал» на должность руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно приказу № 884 от 12 мая 2021 года руководитель управления природопользования и охраны окружающей среды Сухотская Ю.Е. назначена ответственной за организацию требований в области охраны окружающей среды, а также за организацию производственного экологического контроля.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды Сухотской Ю.Е. и привлечения указанного лица к административной ответственности.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе актами отбора проб для исследования от 25.10.2021, 27.10.2021 и 09.11.2021; протоколами исследований № 01.21.1551 от 10.11.2021, № 05.21.144 от 29.10.2021, № 01.21.1536 от 10.11.2021 и № 05.21.138 от 29.10.2021, № 05.21.139 от 29.10.2021, № 05.21.149 от 15.11.2021, № 01.21.1562 от 23.11.2021 № 01.21.1536 от 01.12.2021; актом внеплановой выездной проверки № 04-72 от 07.12.2021; приказом о приеме работника на работу от 25.06.2019; приказом № 884 от 12.05.2021; должностной инструкцией руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал»; экспертным заключением № 10-142-21-ЭА от 02.12.2021; протоколом об административном правонарушении от 16.12.2021 и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и доказанности вины руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды Сухотской Ю.Е. в его совершении.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалами дела объективно установлено, что Сухотская Ю.Е., являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по организации требований в области охраны окружающей среды, а также по организации производственного экологического контроля, допустила нарушение требований к охране водных объектов, выразившееся в допущении превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ: БПК5, БПК (полное), Азот аммонийный, Нитрит-ион, СПАВ анионоактивные, Сульфиды, Ртуть, Железо, Марганец, Медь, Цинк в составе сточных вод, сбрасываемых ГП КО «Водоканал» в водный объект рыбохозяйственного назначения – Калининградский залив.

Доводы жалобы о нарушении срока проведения проверки подлежат отклонению как несостоятельные в силу следующего.

Согласно ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

Решением о проведении внеплановой выездной проверки от 14 октября 2021 года определено, что проверка проводится с 18 по 29 октября 2021 года.

Приказом и.о. заместителя руководителя Управления Росприроднадзора от 28 октября 2021 года в соответствии с Указом Президента РФ № 595 от 20.10.2021 «Об установлении нерабочих дней в октябре-ноябре 2021», а также Указом губернатора Калининградской области от 25.10.2021 № 88 «О мерах по реализации Указа Президента «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года» внесены изменения в решение о проведении внеплановой проверки, указано, что проверка проводится с 18 октября по 9 ноября 2021 года.

Согласно ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

На основании решения № 187-ВВ-пп от 9 ноября 2021 года срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия был приостановлен на 27 дней в связи с проведением ФГБУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Уведомление о приостановлении проведения внеплановой выездной проверки направлено в установленном законом порядке ГП КО «Водоканал».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок (далее - Правила), которые устанавливают порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

Правилами установлен состав информации единого реестра проверок и порядок включения в него информации (пункты 13 - 22 Правил).

Как следует из материалов дела, информация о проведении и сроках проведения контрольного (надзорного) мероприятия внесена в единый реестр проверок.

Между тем, вопреки доводам жалобы, внесение сведений о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия вышеуказанными Правилами формирования и ведения единого реестра проверок не предусмотрено.

Таким образом, установленный законом срок проведения внеплановой выездной проверки, не нарушен.

Оснований ставить под сомнение полученные результаты исследования проб сточных вод, экспертное заключение, акт проверки не имеется, поскольку они получены в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих соответствующий этап проверочных мероприятий, оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Пробы сточных вод были отобраны уполномоченными на то лицами, в присутствии представителя ГП КО «Водоканал», исследование проведено компетентным органом ФГБУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области, имеющим аккредитацию в данном виде деятельности, оснований сомневаться в достоверности результатов исследования не имеется.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого является соблюдение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Солодкого О.В. от 23 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении руководителя управления природопользования и охраны окружающей среды ГП КО «Водоканал» Сухотской Юлии Евгеньевны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья