Дело № 12-97/2023
22RS0015-01-2023-003328-37
РЕШЕНИЕ
г. Новоалтайск 06 сентября 2023 года
Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Барышников Е.Н. при секретаре Шторхунове С.А., рассмотрев протест прокурора г. Новоалтайска Алтайского края на постановление заместителя руководителя, начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО1 от 04.07.2023 года НОМЕР о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБУК г. Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» ФИО2 ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя, начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО1 от 04.07.2023 года НОМЕР прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» ФИО2 вследствие отсутствия события административного правонарушения.
В поступившем протесте прокурором г. Новоалтайска Алтайского края ставится вопрос об отмене постановления о прекращении производства по делу и возвращении дела на новое рассмотрение в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ввиду его незаконности и необоснованности.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новоалтайска Кузовенко Ю.В. на удовлетворении протеста по изложенным в нем основаниям настаивала.
Директор МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» ФИО2 , защитник Виноградова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения протеста возражали по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных объяснениях. Полагали требования антимонопольного законодательства соблюденными, заключение контрактов у единственных поставщиков (близких по времени заключения) на поставку одноименных товаров вынужденной мерой в условиях необходимости своевременного освоения выделенных финансовых средств в рамках национального проекта «Культура».
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Ознакомившись с доводами протеста, выслушав ФИО2 , Виноградова Е.А. , заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Согласно статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ у единственного поставщика возможно осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, в частности, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (в том числе музеем) на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перечислены в части 2 указанной статьи (конкурсы, аукционы, запросы котировок).
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что 24.03.2023 года между МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» в лице директора ФИО2 и ООО «Инженерные системы» в лице генерального директора ФИО8 заключен договор №3 на поставку оргтехники, за выполненную работу по договору заказчик оплачивает исполнителю сумму в размере 372 762 рубля. 07.04.2023 года между теми же сторонами заключен договор б/н на поставку оргтехники, за выполненную работу по настоящему договору заказчик оплатил исполнителю сумму 386 138 рублей. Предметом вышеперечисленных договоров являлась поставка оргтехники для нужд МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.», договоры заключены с разницей во времени в две недели, соответственно, сроки исполнения по договорам (35 рабочих дней со дня заключения контрактов) также разнятся в две недели. Согласно спецификациям различается и поставляемая оргтехника. Как следствие, судья усматривает в данном случае разные закупки.
17.04.2023 года между МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» в лице директора ФИО2 и ООО «Артель Мастерская» в лице директора ФИО9 заключен договор б/н на оказание услуг по изготовлению шкафа экспозиционно-выставочного. За выполненную работу согласно настоящему договору заказчик оплачивает исполнителю сумму 596 530 рублей.
19.04.2023 года между МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» в лице директора ФИО2 и ООО «Артель Мастерская» в лице директора ФИО9 заключен договор б/н на оказание услуг по изготовлению витрин комбинированных под музейные экспонаты. За выполненную работу согласно настоящему договору заказчик оплачивает исполнителю сумму 399 310 рублей.
24.04.2023 года между МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» в лице директора ФИО2 и ООО «Артель Мастерская» в лице директора ФИО9 заключен договор б/н на оказание услуг по изготовлению музейных подиумов. За выполненную работу согласно настоящему договору заказчик оплачивает исполнителю сумму 345 310 рублей.
26.04.2023 года между МБУК г.Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» в лице директора ФИО2 и ООО «Артель Мастерская» в лице директора ФИО9 заключен договор б/н на оказание услуг по изготовлению стендов выставочных под музейные экспонаты. За выполненную работу по настоящему договору заказчик оплачивает исполнителю сумму в размере 547 620 рублей.
Таким образом, договоры б/н от 17.04.2023 года, от 19.04.2023 года, от 24.04.2023 года, от 26.04.2023 года на общую сумму 1 888 770 рублей заключены путем размещения заказа у единственного поставщика.
Анализ предметов вышеперечисленных договоров (изготовление шкафа экспозиционно-выставочного, витрин комбинированных под музейные экспонаты, музейных подиумов, стендов выставочных под музейные экспонаты), технических заданий к договорам (с совпадающими в технологическом плане решениями, используемыми материалами), сроков их заключения и сроков их исполнения позволяют предположить фактическое наличие одной сделки, оформленной четырьмя самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом № 44 - ФЗ, в целях осуществления закупки у единственного поставщика.
Изложенное дробление фактически единой сделки противоречит публичным интересам, нивелирует идею эффективного использования бюджетных средств. Позиция, изложенная в письме Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2019 года НОМЕР (с приведенным в данном письме анализом изменений в антимонопольном законодательстве) однозначно не указывает на отсутствие состава вмененного должностному лицу административного правонарушения с учетом ранее приведенных фактических обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена, прихожу к выводу об отмене оспариваемого постановления и возвращении дела но новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
протест прокурора г. Новоалтайска Алтайского края удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя, начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО1 от 04.07.2023 года НОМЕР о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБУК г. Новоалтайска «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» ФИО2 отменить.
Направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Е.Н. Барышников