ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-97/2023 от 15.11.2023 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2023-003968-02

Р Е Ш Е Н И Е

г. Братск 15 ноября 2023 года

№ 12-97/2023

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев протест и.о. прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области Сюсько М.М. на постановление о прекращении производства по делу №06-10-135/23 от 31.08.2023 об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица-временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой Марины Анатольевны в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вынесенного руководителем службы государственного финансового контроля Иркутской области ББ

УСТАНОВИЛ:

31.08.2023 года руководителем службы государственного финансового контроля Иркутской области ББ. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №06-10-135/23 в отношении должностного лица - временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой М.А. о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С вынесенным постановлением и.о. прокурора Падунского района Сюсько М.М. не согласился, обратился в суд с протестом, в котором просит отменить оспариваемое постановление, принять новое решение по делу, ссылаясь на то, что 26.04.2021 между Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и администрацией города Братска, в лице мэра города Братска Серебренникова С.В. заключено соглашение №05-59- 194/21-59 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования города Братска в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятия по капитальному ремонту здания МБОУ «СОШ №15» в жилом районе Гидростроитель города Братска в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2019-2024 годы (далее - Соглашение, Соглашение от 26.04.2021 №05-59-194/21-59).

Приложением №2, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, установлено, что сроком предоставления вышеуказанной субсидии является 2021, 2022 и 2023 г.г.

Согласно пункту 1.1 Соглашения, предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению № 1 - капитальный ремонт здания МБОУ «СОШ №15» в ж.р.Гидростроитель г.Братска по адресу: г. Братск, ул.Енисейская, д.40.

К Соглашению от 26.04.2021N05-59-194/21-59 заключались дополнительные соглашения.

Так, дополнительным соглашением от 22.12.2022 № 05-59-371/22-59 к Соглашению в Раздел II пункт 2.1 внесены изменения, в том числе: общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете г.Братска на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет: в 2022 году - 145841700 рублей, в том числе, за счет средств областного бюджета - в размере 125423900 рублей; за счет средств местного бюджета - в размере 20417800 рублей.

При этом, дополнительным соглашением от 25.07.2023 № 05-59-282/23-59 к Соглашению в Раздел II пункт 2.1 внесены изменения, в том числе: общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете г.Братска на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия составляет: в 2021 году - 11 627 907 рублей, в том числе, за счет средств областного бюджета - в размере 10000000 рублей; за счет средств местного бюджета - в размере 1627 907 рублей;в 2022 году - 109 649 427 рублей, в том числе, за счет средств областного бюджета - в размере 94 298 536 рублей 12 копеек; за счет средств местного бюджета - в размере 15 350 891 рублей 27 копеек; в 2023 году - 43 754 300 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - в размере 37 628 700 рублей; за счет средств местного бюджета - в размере 6 125 600 рублей.

Согласно Приложению № 3 Соглашения от 26.04.2021 №05-59-194/21-59 (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2021 № №05-59-539/21-59) плановые значения результатов использования Субсидии на 31.12.2022 с даты заключения Соглашения: капитальный ремонт здания МБОУ «СОШ №15» в ж.р.Гидростроитель г.Братска по адресу: г. Братск, ул.Енисейская, д.40 - 100%.

Пунктами 4.3.4 и 4.3.10.8 Соглашения от 26.04.2021 №05-59-194/21-59 муниципальное образование г.Братск приняло обязательство обеспечить достижение значений плановых результатов использования Субсидии, установленных в соответствии с приложением № 3 к настоящему Соглашению и целевой характер использования Субсидии.

Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования г.Братска, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципального образования г.Братска возложены функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности является Комитет по градостроительству администрации г.Братска (пункт 6.1.1 Соглашения от 26.04.2021 №05-59- 194/21-59).

В ходе проверки установлено, что Комитетом по градостроительству администрации г.Братска достижение плановых значений показателей результативности использования субсидии, определенной Соглашением от 26.04.2021 №05-59-194/21-59, по состоянию на 02 августа 2023 не достигнуто - до настоящего времени капитальный ремонт здания МБОУ «СОШ № 15» не завершен, то есть условие расходования межбюджетных трансфертов не выполнено.

Полагает, что Комитетом по градостроительству администрации г.Братска не обеспечено достижение плановых значений показателей результативности использования субсидии, определенной Соглашением от 26.04.2021 №05-59-194/21-59, по состоянию на 31 декабря 2022 года.

В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.4 Соглашения от 26.04.2021 №05-59-194/21-59 Комитетом по градостроительству администрации г.Братска в 2022 году в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2019-2024 годы при расходовании Субсидии, полученной из областного бюджета, не обеспечено исполнение мероприятия по капитальному ремонту здания МБОУ «СОШ № 15», установленного приложением №3 к данному Соглашению.

Вместе с тем, принимая оспариваемое постановление, должностным лицом указано, что на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 03.08.2023, Соглашение действовало в полном объеме, в том числе, в составе дополнений от 22.12.2022 № 05-59-371/22-59 и от 18.05.2023 №05-59-242/23-59, которое не отменено, не признано в установленном порядке недействительным и не расторгнуто сторонами и по которому срок достижения показателя результативности перенесен на 2023 год. Полагает, что данные выводы не соответствуют обстоятельствам дела.

В ходе рассмотрения протеста старший помощник прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области Бурнина Д.А. его доводы поддержала.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Смирнова М.А. с доводами протеста не согласилась, в своих возражениях ссылалась на то, что Постановление мотивировано тем, что соглашением от 26.04.2021 № 05-59-194/21-59 между министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и администрацией города Братска (далее - Соглашение) в редакции заключенных к нему дополнительных соглашений от 22.12.2022 № 05-59-371/22-59 и от 18.05.2023 № 05-59-242/23-59 определены сроки достижения показателя результативности (100-процентная строительная готовность) — 2023 год. Соответственно, должностное лицо пришло к выводу о том, что комитет по градостроительству обязан выполнить условие Соглашения по достижению результата использования субсидии только к 31.12.2023 года. Данный вывод сделан обоснованно путем исследования условий представленных в материалы дела Соглашения и всех изменений к нему. Содержание данных документов не предполагает иного толкования.

Прокурор при этом ссылается на то, что срок достижения значения плановых результатов использования субсидии установлен Соглашением, в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2021 N 05-59-539/21-59, и это - 31.12.2022 года. Содержание дополнительных соглашений от 22.12.2022 и от 18.05.2023 в части установления нового срока достижения значения плановых показателей (до 31.12.2023) по не понятной причине прокурором во внимание не принято. Полагает, что никаких существенных нарушений закона при вынесении постановления о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

Изучив доводы жалобы, исследовав все представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, понятие которых определено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из материалов дела следует, что на основании решения Прокурора Падунского района г.Братска от 18.07.2023 года №49 проведена проверка в целях оценки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетного законодательства при проведении капитального ремонта здания МБОУ СОШ №15, расположенной по адресу: Иркутская область, г.Братск, ж.р.Гидростроитель, ул.Енисейская д.40 в период с 18.07.2023 года по 18.08.2023 года.

В ходе проверки установлено, что 26.04.2021 между министерством строительства Иркутской области (далее - министерство) и администрацией муниципального образования г. Братска (далее - администрация) заключено соглашение № 05-59-194/21 -59 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидии из бюджета Иркутской области на софинансировапие расходных обязательств муниципального образования на осуществление капитального ремонта здания МБОУ «СОШ№ 15» в жилом районе Гидростроитель г. Братска (далее - объект).

23.12.2021 в Соглашение сторонами (министерством и администрацией) внесено дополнение № 05-59-539/21-59, в соответствии с которым определено, что администрация обязана обеспечить достижение значений показателя результативности (100-процентной строительной готовности объекта) в 2022 году.

По состоянию на 31.12.2022 строительная готовность объекта составила 71 процент.

Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования г. Братска, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны администрации муниципального образования г. Братска возложены функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и предоставление отчетности является Комитет по градостроительству администрации г. Братска (п. 6.1.1 Соглашения).

Согласно бюджетной росписи на 2021, 2022 и 2023 финансовые годы администрации г. Братска главным распорядителем бюджетных средств, выделенных по Соглашению, является Комитет по градостроительству администрации г. Братска (далее - Комитет).

Комитетом как главным распорядителем бюджетных средств, которому предоставлен межбюджетный трансферт не выполнено условие предоставления субсидии, так как по состоянию на 31.12.2022 не достигнут показатель результативности (100% строительной готовности объекта).

03.08.2023 года и.о. прокурора Падунского района г.Братска Сюсько М.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Смирновой М.А., возглавляющей Комитет о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, руководитель Службы государственного контроля сослался на следующие обстоятельства.

Целевой межбюджетный трансферт в виде субсидии на софинансирование капитального ремонта объекта предоставлен в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в рамках подпрограммы «Дошкольное, общее дополнительное образование» на 2019 - 2024 годы государственной программы «Развитие образования» на 2019-2024 годы (далее - государственная программ утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 09.11 2 № 820-пи. Согласно перечню объектов капитальной) ремонта, находящихся в государственной собственности Иркутской области и муниципальной собственности, включенных в подпрограмму (приложение №10), плановый период ввода в эксплуатацию указанного объекта установлен на 2023 год.

28.12.2021 заключен муниципальный контракт № 21000470 на выполнение капитального ремонта здания МБОУ СОШ « № 15».

26.06.2023 на основании ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) срок выполнения работ по контракту продлен до 20.11.2023, в связи с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств (приостановлением работ подрядчиком, удорожанием стоимости работ, перерасчетом их стоимости и проведением повторной государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости) ( письмо мэра г. Братска (исх. от 10.02.2023 № 3487/01/23).

Дополнительным соглашением от 23.12.2021 № 05-59-539/21-59 внесены изменения в приложения № 1 и № 3 Соглашения, где сроки капитального ремонта объекта обозначены 2021-2022 гг., а срок, на который запланировано достижение результата использования субсидии изменен на 2022 год.

Согласно дополнительному соглашению от 22.12.2022 № 05-59-371/22-59 сроки капитального ремонта указанного объекта установлены на 2022-2023 гг. (приложение № 1 Соглашения). Дополнительным соглашением от 18.05.2023 № 05-59-242/23-59 в приложение № 3 Соглашения внесены изменения. Так, приложение № 3 к Соглашению изложено в новой редакции, в котором срок достижения результативности (100% строительная готовность объекта) установлен на 2023 год.

Полагает, что дополнительные соглашения соответствуют требованиям закона, в частности, постановлению Правительства Иркутской области от 24.09.2018 № 675-пп «О формировании, предоставлении и распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета», положениями которого допускается внесение изменений в Соглашение, в том числе, предусматривающих изменение результатов использования субсидии и увеличение сроков реализации мероприятий, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также случаев, предусмотренных Правилами, а также разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 20.06.2022 № 24-06-06/58419, согласно которому на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения; обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.

Вместе с тем, судья приходит к выводу, что такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Так, при вынесении постановления должностным лицом не дана оценка тому обстоятельству, что первоначально в Соглашении (в редакции от 26.04.2021 г.) в приложении № 3 срок, на который запланировано достижение показателя 100% строительной готовности объекта был определен - 2023 г. В приложении № I к Соглашению также определены сроки капитального ремонта объекта 2021-2023гг.

Пунктом 7.4 Соглашения предусмотрено, что внесение изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации, предусмотренных настоящим соглашением мероприятий не допускается в течение всего срока действия настоящего соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления Субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственной программы а также в случае существенного ( более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

Дополнительным соглашением от 23.12.2021 № 05-59-539/21-59 внесены изменения в приложения № 1 и № 3 Соглашения, где сроки капитального ремонта объекта обозначены 2021-2022 гг., а срок, на который запланировано достижение результата использования субсидии изменен на 2022 год.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор в качестве объективной стороны правонарушения ссылается на то, что по состоянию на 31.12.2022 года (крайняя дата финансового года, на который предоставлен межбуджетный трансфер) временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой М.А., в нарушение пункта 4.3.4 Соглашения от 26.04.2021 №05-59- 194/21-59 достижение плановых значений показателей результативности использования субсидии не достигнуто - капитальный ремонт здания МБОУ «СОШ Ко 15» по адресу; Иркутская область, г. Братск, жилой район Гидростроитель, ул. Енисейская, 40 не завершен, условие расходования межбюджетных трансфертов не выполнено, целевые показатели предоставления субсидии не достигнуты.

Вместе с тем, изменение срока достижения результативности (100% строительная готовность объекта) установлено на 2023 год лишь Дополнительным соглашением от 18.05.2023 № 05-59-242/23-59, которым в приложение № 3 Соглашения внесены соответствующие изменения.

Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что такое дополнительное соглашение, согласно которому допускалось изменение установленных значений показателей результативности, было заключено своевременно.

В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности по делу не истек.

В связи с изложенным, постановление о прекращении производства по делу №06-10-135/23 от 31.08.2023 об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица-временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой М.А. в связи с отсутствием состава административного правонарушения подлежит отмене, дело направлению в Службу государственного финансового контроля на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Протест и.о.прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области Сюсько М.М. удовлетворить.

Постановление о прекращении производства по делу №06-10-135/23 от 31.08.2023 об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой Марины Анатольевны в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить.

Дело об административном правонарушении отношении должностного лица - временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г.Братска Смирновой Марины Анатольевны направить на новое рассмотрение в Службу государственного финансового контроля Иркутской области.

Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Орлова