ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-982/21 от 14.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№12-982/21

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 декабря 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова Александра Леонидовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанова А.В. №10/04/19.8.1-13/2021 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 23.09.2021 председатель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлов А.Л. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Орлов А.Л. обратился в суд с жалобой, указав, что 21.04.2021 Комитетом в ФГИС ЕИАС загружен шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG», который содержал показатели, подлежащие раскрытию региональными органами тарифного регулирования; обязанность по предоставлению сведений о деятельности Комитета соблюдена; доступ к сведениям также обеспечен посредством размещения указанной информации на общедоступных ресурсах: - контактная информация органа регулирования, перечень регулируемых организаций, информация о проведении заседаний правления, протоколы заседаний правления размещаются и актуализируются на официальном сайте Комитета в сети «Интернет» https://cit.khabkrai.ru; - принятые Комитетом решения об установлении предельных тарифов (постановления) размещаются на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru; - информация, раскрываемая регулируемыми организациями в системе представления на портале публикации сведений, подлежащих свободному доступу https://ri.regportal.ru; порядок и форма направлений уведомлений о раскрытии информации положениями Стандартов №570 и №6 не определены; уведомление о раскрытии информации в адрес ФАС России направлялось посредством телефонной связи; отсутствует состав правонарушения; непредставление сведений в рассматриваемом случае не влечет угрозы жизни и здоровью населения; доказательства наступления каких-либо неблагоприятных последствий не представлено; пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей не доказано; вынесение постановления имеет предупредительную цель; наказание в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины; в 2017 году награжден Почетной грамотой Губернатора Хабаровского края за высокие трудовые показатели, большой личный вклад в решение социальных и экономических вопросов в крае; на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, просит признать правонарушение малозначительным.

В письменных возражениях на жалобу начальник Правового управления ФАС России Молчанов А.В. указал на обоснованность привлечения Орлова А.Л. к ответственности; Стандарты №570 и №6 устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию, в том числе органами тарифного регулирования; в целях исполнения требований Стандартов оператором ФГИС ЕИАС разработаны соответствующие шаблоны, посредством которых в настоящее время регулируемыми организациями и органами регулирования тарифов раскрывается вся необходимая информация в ФГИС ЕИАС; в ходе проверки Генеральная прокуратура РФ установила, что информация, подлежащая раскрытию в ФГИС ЕИАС Комитетом не размещена; в ходе проведения осмотра информации, содержащейся на страницах в сети «Интернет» - http://ri.eias.ru и http://10.203.0.36/eas, антимонопольным органом установлено, что шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG» загружен Комитетом 21.04.2021; в адрес ФАС России уведомления о раскрытии в соответствии с абз.1 п.5 Стандарта №570 и п.4 Стандарта №6 информации не поступало; сведения, позволяющие признать наказание в виде штрафа излишне карательным, подтверждающие, что оплата штрафа повлечет тяжелые финансовые последствия, отсутствуют; сроки составления протокола соблюдены, протокол составлен уполномоченным лицом с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ; дело рассмотрено в отсутствие Орлова А.Л., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Орлов А.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном законом порядке по месту регистрации и месту жительства.

Защитник Орлова А.Л. – Ларионова М.Н. в настоящее судебное заседание также не явилась, о времени и месте судебного рассмотрения уведомлена заблаговременно и надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании защитник Ларионова М.Н. поддержала доводы жалобы, дала пояснения по их существу.

Должностное лицо Хабаровского УФАС Варанкин В.Д. в судебном заседании полагает постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях представителя ФАС Молчанова А.В. и его аналогичных письменных пояснениях.

Изучив материалы дела, выслушав должностное лицо Хабаровского УФАС, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 №570 - Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, которые устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию, в том числе органами регулирования тарифов.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов, а также в случае, указанном в абзаце первом пункта 10 настоящего документа, - путем размещения в информационно-аналитической системе и опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов. В случае, указанном в абзаце первом пункта 10 настоящего документа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) информация дополнительно раскрывается в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - официальные печатные издания). Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в 3-дневный срок со дня раскрытия им информации (п.5 Стандартов №570).

Пунктом 43 Стандартов №570 установлена обязанность раскрытия органами тарифного регулирования следующей информации: а) наименование органа тарифного регулирования, фамилия, имя и отчество руководителя; б) перечень организаций, в отношении которых орган тарифного регулирования осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; в) дата, время и место проведения заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; г) принятые органом тарифного регулирования решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принимаемого в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»; д) протокол заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; е) контактные данные органа тарифного регулирования (местонахождение, почтовый адрес, справочные телефоны, адреса электронной почты, официальный сайт); ж) информация, размещаемая регулируемыми организациями, а также едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями в ценовых зонах теплоснабжения в информационно-аналитической системе.

Согласно Стандартам №570: п.44 - информация, указанная в пп.«в» п.43 Стандартов №570, раскрывается органом тарифного регулирования не позднее чем за 3 календарных дня до дня проведения органом тарифного регулирования заседания правления (коллегии) по вопросам установления тарифов в сфере теплоснабжения; п.45 -

информация, указанная в пп.«г» и «д» п.43 Стандартов №570, раскрывается органом тарифного регулирования в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения; п.46 - информация, указанная в пп.«ж» п.43 Стандартов №570, раскрывается в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления, направляемого регулируемой организацией, а также единой теплоснабжающей организацией, теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией в ценовых зонах теплоснабжения, в соответствии с пунктом 11.1 Стандартов №570.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов, а также в случае, указанном в абзаце первом пункта 9 настоящего документа, - путем размещения в информационно-аналитической системе и опубликования на его официальном сайте в сети "Интернет" посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов. В случае, указанном в абзаце первом пункта 9 настоящего документа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информация дополнительно раскрывается в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - официальные печатные издания). Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в 3-дневный срок со дня раскрытия им информации (п. 4 Стандартов №6).

Пунктом 88 Стандартов №6 установлена обязанность органов регулирования раскрывать следующую информацию: а) наименование органа регулирования, фамилия, имя и отчество руководителя; б) перечень организаций, в отношении которых орган регулирования осуществляет регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; в) дата, время и место проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; г) принятые органом регулирования решения об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; д) протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования, оформленный в соответствии с требованиями, установленными основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; е) контактные данные органа регулирования (место нахождения, почтовый адрес, справочные телефоны, адреса электронной почты, наименование официального сайта); ж) информация, раскрываемая регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе в соответствии с настоящим документом.

В соответствии со Стандартом №6: п.89 - информация, указанная в пп. «а», «б» и «е» п. 88 Стандартов №6, раскрывается органом регулирования в течение 10 дней со дня изменения информации; п.90 - информация, указанная в п. «в» п. 88 Стандартов №6, раскрывается органом регулирования не позднее чем за 3 календарных дня до дня проведения органом регулирования заседания правления (коллегии) по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; п.91 - информация, указанная в пп. «г» п. 88 Стандартов № 6, раскрывается органом регулирования в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения; п.92 - информация, указанная в пп. «д» п. 88 Стандартов № 6, раскрывается органом регулирования в течение 5 календарных дней со дня подписания соответствующего протокола; п.93 - информация, указанная в пп. «ж» п. 88 Стандартов № 6, раскрывается в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления, направляемого регулируемой организацией, в, соответствии с пунктом 10 Стандартов № 6.

Таким образом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем 1 пункта 5 Стандартов № 570 и пункта 4 Стандартов № 6 в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в 3-х дневный срок со дня раскрытия им информации.

В целях исполнения требований Стандартов №570 и №6 оператором ФГИС ЕИАС разработаны соответствующие шаблоны, посредством которых регулируемыми организациями и органами регулирования тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, вся необходимая информация раскрывается в ФГИС ЕИАС.

Шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG» содержит показатели, подлежащие раскрытию региональными органами тарифного регулирования, в том числе информацию с указанием ссылок на страницу официального сайта органа тарифного регулирования в сети «Интернет».

Указанный шаблон размещен на сайте Единой информационной аналитической системы в разделе «Отчетные формы» http://www.eias.ru/? page=show_templates.

Как следует из материалов дела, в период с 11 марта по 30 апреля 2021 года Генеральной прокуратурой РФ проведена проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании, входе которой установлено не размещение комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в ФГИС ЕИС информации, подлежащей раскрытию органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В ходе проведения осмотра информации, содержащейся на страницах в сети «Интернет» - http://ri.eias.ru/Discl/PublicDisclosureInfo.aspx? reg=2665&razdel=OrgInfo& sphere=RI&year=2021 и http:// 10.203.0.36/eas/!page? p=EIAS_FIL.Approved&p_ TEMPLATEID=4086216282, в связи с поступившим представлением Генеральной прокуратуры РФ от 21.05.2021 №73/1-176-2021 «Об устранении нарушений законодательства о тарифном регулировании в жилищно-коммунальной отрасли», ФАС России установлено, что шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG» загружен Комитетом в ФГИС ЕИАС 21.04.2021, при этом, уведомления о раскрытии в соответствии с абз. 1 п. 5 Стандартов № 570 и пункта 4 Стандартов № 6 информации в адрес ФАС России не поступали.

В связи с выявленными нарушениями требований Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленных п. 5 Стандартов №570 и п. 4 Стандартов № 6 о направлении в 3-дневный срок в ФАС России уведомления о раскрытии указанной выше информации, 07.07.2021 в отношении председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова А.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного Орловым А.Л. деяния подтверждаются полученными по делу доказательствами, в том числе: актом осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 08.06.2021 №19.8.1-2-21, актом осмотра сайта (страницы, ресурса) в сети Интернет от 09.06.2021 №19.8.1-1-21, скриншотами, представлением от 21.05.2021 №73/1-176-2021 «Об устранении нарушений законодательства о тарифном регулировании в жилищно-коммунальной отрасли», протоколом об административном правонарушении от 07.07.2021.

Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

На основании пп.«а», «б» п.8 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2011 №97, руководитель органа регулирования осуществляет общее руководство деятельностью органа регулирования и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на орган регулирования задач и осуществление им своих функций.

Согласно п.п.3.1 и 3.3 Положения о Комитете, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 №142-пр, функциями Комитета являются, в том числе, осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, а также в сфере водоснабжения и водоотведения, и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.5.5 Положения о Комитете, председатель Комитета осуществляет общее руководство его деятельностью, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10.03.2015 №67-рк Орлов А.Л. назначен на должность председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

В соответствии с пунктом 3.2.10.5 Должностного регламента, председатель комитета по ценам и тарифам, для выполнения поставленных задач организует и контролирует осуществление Комитетом в рамках его компетенции, определенной федеральным законодательством, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность.

Являясь должностным лицом, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет полномочий и неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, нарушив 3-дневный срок направления в ФАС России уведомления о раскрытии информации, подлежащей раскрытию органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Орлов А.Л. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 статьи 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательств направления в адрес ФАС России уведомления о раскрытии информации, в том числе посредством телефонной связи, на что ссылается автор жалобы не представлено.

Утверждение о том, что доступ к вышеуказанным сведениям обеспечен посредством размещения информации на общедоступных ресурсах, не указывает на невиновность Орлова А.Л. во вмененном деянии, выразившемся в нарушении п.5 Стандартов №570 и п.4 Стандартов №6.

Оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, в данном случае не имеется оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Орлова А.Л. от административной ответственности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в несоблюдении должностным лицом требований законодательства в области законодательства о государственном регулировании цен и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в указанной сфере.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в минимальном размере.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, правовых оснований для отмены обжалуемого постановления судьей не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Молчанова А.В. №10/04/19.8.1-13/2021 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Орлова Александра Леонидовича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.