РЕШЕНИЕ
21.11.2017 года г.Самара
Октябрьский районный суда г.Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В.,
с участием представителя генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» - ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - государственного инспектора труда ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-983/17 по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области, в отношении генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО1 по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 № 7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года генеральный директор АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Основанием для привлечения генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» к административной ответственности послужило выявление нарушения, а именно: в период с 12.12.2015 года по 06.09.2017 года Обществом в нарушение ч.1 ст.146, ч.1,2 ст. 147 ТК РФ работнику АО «ЕКА» К.Л.В. не начислялась и не выплачивались доплата за работу во вредных условиях труда.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении № 7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года, указав, что на момент выявления правонарушения, составления протокола и обжалуемого постановления, она не являлась генеральным директором АО «ЕКА» и не числилась сотрудником данной организации. Формы первых учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к ведению организацией, согласно федеральному законодательству. Генеральным директором АО «ЕКА» 31.08.2017 года был утвержден приказ о доначислении и выплате сотрудникам занятым на работах с вредными и опасными условиями труда установленных законодательством доплат. В ее действиях отсутствует состав, событие и вина во вменяемом правонарушении, в связи с чем основания для привлечения к административной ответственности также отсутствуют. Полагает, что привлекается к административной ответственности дважды за одно и то же нарушение, так как выявленные нарушения были предметом рассмотрения в мировом суде. Просит отменить постановление государственного инспектора ФИО3 №7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года о назначении административного наказания, производство по делу прекратить. Кроме того, в жалобе ставится вопрос о применении ст.4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения, либо объявлении устного замечания ввиду малозначительности допущенного нарушения.
В судебном заседании представитель АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО2 поддержала жалобу по указанным в ней основаниям, просила удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 полагала, что оснований для удовлетворения жалобы АО «ЕКА» не имеется, поскольку постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив доводы жалобы, а также материалы дела, в том числе представленный административный материал, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Субъектом ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ выступает лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.
Объективную сторону вмененного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от 27.07.2017 №7-4709-17-ОБ/468/84/1 о проведении плановой выездной проверки юридического лица, в отношении АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» в период с дата года по дата года государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 проведена проверка, в ходе которой установлено, что за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года согласно расчетным листкам отсутствеют вид начисления – доплата за вредность. Кроме того, в ходе проверки было представлено личное заявление от датаК.Л.В. о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с дата, а также личное заявление об увольнении по собственному желанию от дата. Однако записка-расчет и расчетно-платежные документы о начислении и оплате отпуска, а также записка-расчет при увольнении и платежные документы, подтверждающие начисление и выплату сумм, причитающихся при увольнении, Обществом представлены не были, вследствие чего проверить соблюдение положений ст. ст.236, 136, 127, 140 ТК РФ и исследовать начисление и выплату сумм, причитающихся при предоставлении отпуска и при увольнении не представилось возможным.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 06.09.2017 года № 7-4709-17-ОБ/468/84/2.
21.09.2017 года государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 в отношении генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, по факту выявленного нарушения трудового законодательства, выразившегося в уклонении от начисления и выплаты доплаты за работу во вредных условиях труда.
04.10.2017 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 вынесено постановление № 7-4709-17-Об/468/84-26 о привлечении генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО1 к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии с абзацем 1 и 2 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Нарушение требований ст.146 ТК РФ и ст.147 ТК РФ, состоящее в невыплате, а также несвоевременной оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливающейся и производящейся в повышенном размере, является основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Судом установлено, что за период с декабря 2015 года по июнь 2017 года в АО «ЕКА» не были установлены и не производились доплаты за вредность, чем нарушены требования ст. 146 и 147 ТК РФ.
дата трудовой договор с К.Л.В. расторгнут на основании п.3 ч.1 ст.77 TK (по собственному желанию). С приказом об увольнении работник ознакомлен под роспись дата (в день увольнения), трудовая книжка в день увольнения выдана на руки. Из представленных к проверке расчетных листков за период декабрь 2015 года - июнь 2017 года следует, что в них отсутствует вид начисления – доплата за вредность. Начисления и выплаты сумм, причитающихся при увольнении не представилось возможным в ходе проведенной проверки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что генеральным директором АО «ЕКА» ФИО1 допущена невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат.
Факт совершения АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 5.27 Кодекса, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: копией протокола об административном правонарушении 7-4709-17-ОБ/468/84/10 от 21.09.2017 года; копией акта проверки от 06.09.2017 года; копией предписания от 06.09.2017 года № 7-4709-17-ОБ/468/84/3; копиями материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса.
Несоблюдение обязанности выплаты за вредные условия труда, косвенным образом подтверждается и изложенными в жалобе доводами о том, что лишь 31.08.2017 года, а следовательно, только в ходе проверки и выявления данного нарушения ГИТ, генеральным директором АО «ЕКА» был утверждён приказ о доначислении и выплате работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установленных законодательством РФ выплат (в том числе штрафных санкций за несвоевременную их выплату), которые ранее не начислялись и не выплачивались. Указанное обстоятельство не было оспорено ни в судебном заседании представителем, ни в жалобе заявителем по существу, поскольку доводы жалобы в большей степени относятся к выявленным и якобы поставленным в вину нарушениям при расчете заработной платы и оплаты отпуска, хотя данные обстоятельства не являлись основанием для составления протокола, а также вынесения постановления.
Факт выплаты полагавшейся работнику доплаты за работу во вредных условиях труда в размере 1 851, 90 рублей, перечисленной К.Л.В.дата, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении трудового законодательства, тем более, что пунктом 1 предписания от 06.09.2017 года АО «ЕКА» было обязано начислить и выплатить К.Л.В. на основании ст.ст.146, 147 ТК РФ доплату за работу во вредных условиях. Законность и обоснованность данного предписания не была оспорена в установленном порядке. Таким образом, исполнение указанных требований являлось обязанностью Общества как в силу требований закона, так и в силу вынесенного должностным лицом предписания.
Согласно ч.1 ст. 136 ТК РФ определено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В представленных Обществом расчетных листках ФИО4 данный вид начисления отсутствует.
Суд приходит к выводу, что действия генерального директора АО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» ФИО1 правильно квалифицированы по части 6 статьи 5.27 Кодекса.
Сроки давности привлечения ПАО «Евразийская Корпорация Автовокзалов» к административной ответственности на основании части 6 статьи 5.27 Кодекса соблюдены.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ составляет один год. Постановление о привлечении должностного лица организации вынесено государственным инспектором труда ГИТ в Самарской области 04.10.2016 года, при этом в обжалуемом постановлении о назначении наказания указан период, в течение которого допускалось нарушение трудовых прав К.Л.В. – с декабря 2015 года по июнь 2017 года. Суд приходит к выводу о необходимости уточнения периода нарушения, исходя из даты привлечения лица к ответственности с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, определяемого исходя из даты привлечения к административной ответственности, а именно с 04.10.2016 года по июнь 2017 года, считая, что данное уточнение не нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности и не ухудшает его положение.
Тот факт, что на момент составления протокола и вынесения постановления о назначении административного наказания ФИО1 не являлась генеральным директором АО «ЕКА» не влечет признание вынесенного в отношении нее постановления о назначении наказания незаконным и необоснованным, а также его отмену.
Доводы о малозначительности нарушения и наличии оснований для назначения наказания в виде предупреждения, либо освобождении от ответственности и объявлении устного замечания нельзя признать обоснованными, поскольку нарушение трудовых прав граждан, по мнению суда, не является малозначительным.
Суд не может согласиться с доводами представителя о том, что должностное лицо было привлечено к ответственности дважды за одно и то же нарушение, поскольку из представленного в судебное заседание постановления мирового судьи судебного участка №36 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области от 13.10.2017 года усматривается, что предметом рассмотрения были иные нарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Самарской области от 04.10.2017 года вынесено законно, наказание ФИО1 определено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения, в размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица№7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года, как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении №7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3, в отношении ФИО1 по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ изменить, исключив указание на период нарушений с декабря 2015 года по 04.10.2016 года, в остальной части оставить постановление по делу об административном правонарушении №7-4709-17-ОБ/468/84/26 от 04.10.2017 года – без изменения.
Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Леонтьева