РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
19 апреля 2022 года город Тверь
Судья Центрального районного суда города Твери Давыденко Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №81 от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ФИО1, исполнявшей по состоянию на 10.02.2021, 12.02.2021 обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №81 Тверской области от 23 декабря 2021 года должностное лицо – ФИО1, исполнявшая по состоянию на 10.02.2021, 12.02.2021 обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 21-34 т.2).
Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление мирового судьи отменить, дело об административном правонарушении прекратить.
В обоснование доводов жалобы ФИО1 указывает, что необходимость заключения соглашений с муниципальными образованиями была продиктована, прежде всего, обязательством исполнения Соглашения, заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Тверской области от 23.12.2020 № 054-09-2021-206 (далее - Соглашение), согласно которому необходимо было заключить соглашения с МО в срок - не позднее 30-го дня со дня вступления в силу Соглашения. На это обязательство указывается и в письме Министерства финансов Тверской области от 10.02.2021 № 02-30/695-МП. В правительственной телеграмме ставились уже следующие по дорожной карте задачи (в срок до 01.02.2021 - объявить конкурсные процедуры, в срок до 20.03.2021 - обеспечить заключение контрактов на проведение капитальных работ), которые в соответствии е Порядками предоставления и распределения из областного бюджета Тверской.
Комитет не имел возможности обеспечить принятие Порядков, являющихся приложением к госпрограмме, и Распределения до принятия госпрограммы, а принятие госпрограммы - до принятия областного бюджета.
Именно с целью ускорения сроков принятия Порядков Комитет просил рассмотреть вопрос принятия госпрограммы (с Порядками - приложениями) еще в декабре (29.12) 2020 года сразу же на ближайшем заседании Правительства Тверской области после принятия бюджета Тверской области (Закон Тверской области № 84-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утвержден 28 декабря 2020 года).
Полагает, что ей были приняты все возможные и зависящие от нее меры с целью соблюдения законодательства: включение соответствующих вопросов в повестку заседания Правительства Тверской области, информирование вышестоящего руководства о необходимости скорейшего решения вопросов. Главные решения от ФИО1 не зависели: включенный в повестку на 29.12.2020 вопрос рассмотрения госпрограммы неоднократно переносился, госпрограмма, рассмотренная на заседании Правительства Тверской области 02.02.2021, была утверждена только 05.03.2021 (постановление Правительства Тверской области от 05.03.2021 № 112-пп).
В сложившейся ситуации ФИО1 действовала с целью устранения риска (опасности) более серьезного нарушения законодательства Российской Федерации, а именно неисполнения Законов о бюджете Российской Федерации и Тверской области (предусматривающих проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы детских школ искусств Тверской области), а также Соглашения, где установлены обязательства Тверской области по заключению соглашений с МО не позднее 30-го дня со дня вступления в силу вышеуказанного Соглашения, что вошло в противоречие с возможностью безусловного исполнения требований законодательства по срокам принятия Порядков 05.03.2021 (постановление Правительства Тверской области от 05.03.2021 № 112-пп) (л.д. 39-44 т. 2).
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тверской области Вершинская И.А. в удовлетворении жалобы возражала, полагала, что постановление мирового судьи законно и обосновано.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 октября 2021 года, вынесенном заместителем прокурора Тверской области Краюхиным С.Л., постановлением Правительства Тверской области от 27.01.2020 № 9-пн утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил исполнительные органы государственной власти Тверской области, до которых как получателей средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии разрабатывают проекты нормативных, правовых актов Правительства Тверской области, устанавливающих порядки предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований или вносящих изменения в ранее утвержденные порядки предоставления субсидий.
Порядки предоставления субсидий должны содержать в том числе цели, условия предоставления субсидий, уровень софинансирования расходного обязательства, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий порядок оценки эффективности и перечень результатов использования субсидий (пункт 4 Правил).
Пунктами 8, 9 Правил определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого в соответствии с утвержденными Правительством Тверской области порядками предоставления субсидий. Соглашение заключается в срок не позднее одного месяца со дня утверждения распределения субсидий между муниципальными образованиями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры утвержден постановлением Правительства Тверской области № 212-пп только 05.03.2021.
Постановление Правительства Тверской области «О распределении из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку отрасли культуры в 2021 году» № 212-пп принято 15.04.2021.
Итоги конкурсного отбора по предоставлению субсидий подведены конкурсной комиссией по предоставлению субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на поддержку отрасли культуры по направлениям «Реализация мероприятий по модернизации муниципальных детских школ искусств по видам искусств», «Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств» 11.03.2021.
Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по модернизации (капитальный ремонт, реконструкция) региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств, на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств на сумму 40 491,2 тыс. руб. заключены Комитетом по делам культуры Тверской области (после 26.05.2021 Министерство культуры Тверской области) с шестью муниципальными образованиями (администрации города Ржева, Старицкого, Бежецкого, Торопецкого районов, Вышневолоцкого, Осташковского городских округов) 10.02.2021 и 12.02.2021, то есть более чем за 60 дней до даты принятия постановления Правительства Тверской области от 15.04.2021 № 212-пп, которым распределены субсидии муниципальным образованиям, более чем за 20 дней до даты принятия Порядка (05.03.2021), более чем за 25 дней до даты подведения итогов конкурсного отбора по предоставлению субсидий (11.03.2021).
Таким образом, Комитетом по делам культуры Тверской области (после 26.05.2021 Министерство культуры Тверской области) как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, допущены нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, а именно пунктов 8, 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области, утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 27.01.2020 №9-пп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 29 октября 2021 года заместителем прокурора Тверской области Краюхиным С.Л. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – ФИО1, исполнявшей по состоянию на 10.02.2021, 12.02.2021 обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области (л.д. 2-6 т. 1).
В ходе рассмотрения дела мировым судьей судебного участка № 81 Тверской области должностное лицо – ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 21-34 т.2).
Вместе с тем, постановление мирового судьи судебного участка № 81 Тверской области законным признать нельзя.
В силу п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Исходя из положений ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел, влекущих применение наказания в виде дисквалификации должностного лица, осуществляется мировыми судьями, за исключением дел в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, которые, в свою очередь, рассматриваются судьями районных судов.
Санкция ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, ФИО1 состояла в должности государственной гражданской службы Тверской области: заместителя председателя Комитета по делам культуры Тверской области, начальника отдела координации деятельности государственных учреждений культуры Комитета по делам культуры Тверской области (л.д. 18 т.1) и в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области от 13.02.2020 исполняла обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области (л.д. 19 т.1).
Данные обстоятельства мировой судья оставил без внимания, рассмотрев дело об административном правонарушении с нарушением правил подведомственности.
Решение, принятое с нарушением правил подсудности (подведомственности), не может быть признано правильным, поскольку в нарушение части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим суть правосудия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом приведенного выше, постановление о назначении административного наказания не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению мировому судье судебного участка №81Тверской области на стадию подготовки к рассмотрению, поскольку срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка Тверской области №81 от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО1, исполнявшей по состоянию на 10.02.2021, 12.02.2021 обязанности председателя Комитета по делам культуры Тверской области - отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка № 81 Тверской области на стадию подготовки к рассмотрению.
Судья Н.В. Давыденко
1версия для печатиДело № 12-983/2022 (Решение)