ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-984/2016 от 11.04.2016 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Мировой судья И.Г. Иванова

Дело № 12-984/2016

РЕШЕНИЕ

город Казань 11 апреля 2016 года

Вахитовский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи М.А. Идрисовой,

при секретаре А.Т. Абдулазизовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Вахитовского района г.Казани В.В. Посохова на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Вахитовскому судебному району г. Казани от ... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Вахитовскому судебному району г. Казани, производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ в отношении ФИО1, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Вахитовского района г.Казани В.В. Посохов обратился в суд с протестом на данное постановление, считая, что имеются все основания для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ. Просит постановление мирового судьи отменить.

Помощник прокурора - Л.Р.Валитов на судебное заседание явился, доводы изложенные в протесте поддержал.

ФИО1 на судебное заседание явился, просил протест оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 18.19 КоАП РФ, неуведомление образовательной организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательную организацию, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", приглашение в целях обучения в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами соответственно обороны, либо безопасности, либо внутренних дел, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

Согласно материалам дела, ФИО1, являясь должностным лицом ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ответственным за предупреждение нарушений миграционного законодательства иностранными обучающимися, не уведомил орган исполнительной власть субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, о самовольном убытии иностранных граждан из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Согласно постановлению, в ходе совместной проверки прокуратуры Вахитовского района г. Казани и ЦПЭ МВД по РТ, ОУФМС России по РТ в Вахитовском районе г. Казани, проведенной с ... года по ... года, установлено, что в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» обучаются иностранные граждане, которые самовольно убыли из учебного заведения, однако соответствующую информацию о самовольном убытии иностранных студентов в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, ФГБОУ ВПО «КНИТУ» не направило, тем самым, по мнению прокурора, ФИО1 совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения, в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.

Однако, понятие «со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина» законодателем не раскрывается.

Объем обязанностей ограничивается понятием "самовольное убытие иностранного гражданина". Представляется, что для образовательной организации оно определяется отчислением из нее или самовольным оставлением. При этом, самовольным убытием нельзя считать, например, ситуацию, когда иностранный гражданин перестал проживать в общежитии, но не был отчислен из вуза и продолжает посещать занятия. В этом случае он обязан встать на учет по новому месту пребывания, а образовательная организация - сообщить в территориальный орган ФМС России об убытии из места пребывания.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного суд считает, что для наступления обязанности сообщить о факте самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации, необходимо, чтобы наступил определенный юридический факт (приказ об отчислении студента), после чего у ВУЗа возникает обязанность сообщить о факте самовольного убытия иностранного гражданина из образовательной организации.

В судебном заседании ФИО1, предоставил суду служебную записку от ..., согласно которой, часть студентов, указанных в протесте прокурора, на сегодняшний день отчислены, а часть продолжают обучаться.

Мировой судья, оценив все собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ, поскольку бездействие ФИО1 в данном случае, исключает состав административного правонарушения.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Вахитовскому судебному району г. Казани от ... года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.19 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора Вахитовского района г.Казани В.В.Посохова на данное постановление – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья М.А. Идрисова