Дело № 12-986/2021
УИД 41RS0001-01-2021-010553-34
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
«20» октября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Давыдовой Е.М., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года, которым юридическое лицо – Акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее по тексту – должностное лицо), юридическое лицо – Акционерное общество «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее по тексту – АО «ПКМТП», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с указанным постановлением, защитник ФИО2 обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просил постановление должностного лица № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года признать незаконным и отменить. В обоснование жалобы указал, что обжалуемым постановлением нарушены права и законные интересы Заявителя.
Согласно обжалуемому постановлению АО «ПКМТП» допустило нарушения требований в области охраны окружающей среды, а именно требований к содержанию программы производственного экологического контроля.
При этом 05 июля 2021 года в АО «ПКМТП» утверждена программа ПЭК. Программа сдана в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора.
В настоящее время в арбитражном суде города Москвы (дело №А40- 153137/21-122-1011) обжалуются основания для проведения внеплановой проверки и акт проверки №0904-209Вн-А/067-0621 с предписанием от 05 июля 2021 года послужившим основанием и являющимся единственным доказательством, на основании которого составлен административный протокол и вынесено обжалуемое постановление.
Законный представитель АО «ПКМТП» ФИО5. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в суд не явился.
Защитник АО «ПКМТП» ФИО2 о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в суд не явился.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.ч. 2, 3, 5 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч. 2 ст. 67). Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (ч. 3 ст. 67). При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (ч. 5 ст. 67).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Как установлено п.п. 3, 4, 5, 7, 9 указанных требований Раздел «Общие положения» должен содержать: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта; наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице; дату утверждения Программы (п. 3).
Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных (п. 4).
Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать: сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование; показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом; показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом; сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект <2>, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета п. 5).
Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать: наименование подразделений, их полномочия; численность сотрудников подразделений; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений (п. 7).
Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».
Основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Как следует из протокола об административном правонарушении, обжалуемого постановления должностного лица № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года АО «ПКМТП» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушения требований в области охраны окружающей среды, а именно требований к содержанию программы производственного экологического контроля, выразившееся в том, что АО «ПКМТП» осуществляя хозяйственную деятельность на объекте II категории («Морской торговый порт», код объекта 30-0141- 000757-П), в ходе проведения проверки представило разработанную и утвержденную 11 января 2019 года программу производственного экологического контроля, по результатам изучения которой установлено, что данная программа производственного экологического контроля не соответствует установленным требованиям к ее содержанию, а именно в разделах не содержатся следующие сведения: наименование, категория, код и адрес места нахождения объекта HBOC; наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование; показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом; показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом; сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (наименование подразделений, их полномочия; численность сотрудников подразделений; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений); сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации); сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Своими действиями (бездействием) Общество нарушило требования: ч.ч. 2, 3, 5 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 3, 4, 5, 7, 9 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74.
Действия (бездействие) АО «ПКМТП» квалифицированы по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства и виновность АО «ПКМТП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены собранными по делу и исследованными должностным лицом при его рассмотрении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении; поручением Правительства РФ о проведении проверки; актом проверки; предписанием; иными материалами дела.
Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года.
Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы были установлены обстоятельства, на основании которых обжалуемое постановление не может быть признано законным, вынесенном на основании исследования всех материалов по делу.
Так, защитником вместе с жалобой была представлена утвержденная 05 июля 2021 года АО «ПКМТП» программа ПЭК, которая была сдана Обществом в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Вместе с тем, должностным лицом в нарушении требований ст. 26.1 и 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данному обстоятельству никакой оценки дано не было, следовательно должностное лицо неполно исследовало представленные ему Обществом документы, которые по мнению Заявителя жалобы являются обстоятельствами для освобождения от административной ответственности.
Указанное влечет за собой отмену обжалуемого постановления и направление дела на новое рассмотрение должностному лицу Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку, при рассмотрении дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу, так как срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения жалобы не истек.
В связи с отменой обжалуемого постановления по приведенным выше основаниям, связанными с существенными нарушениями процессуальных требований, доводы жалобы рассмотрению не подлежат до устранения допущенных должностным лицом при рассмотрении указанных нарушений.
При новом рассмотрении дела следует проверить обоснованность привлечения Общества к административной ответственности, с учетом изложенного выше и вынести обоснованное решение.
Также хочу обратить внимание должностного лица на обстоятельства не являющиеся основанием для возвращения дела на новое рассмотрение.
Обществу в вину вменяется, в том числе нарушение требований п.п. 3, 4, 5, 7, 9 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Вместе с тем, указанный приказ имеет всего два пункта; п. 1 об утверждении требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1 и п. 2 об утверждении порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2.
При этом вмененные Обществу п.п. 3, 4, 5, 7, 9 содержится в Требованиях к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, которые были утверждены Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО2 – удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-119/2021 от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении юридического лица – Акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», отменить, дело направить на новое рассмотрение в Дальневосточное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская