м/с с/у № 2 Куприянова Е.В.
Дело №12-98/17
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Куеда 16 октября 2017 года
Судья Куединского районного суда Пермского края Тимошенко Н.Н.,
при секретаре Смирновой Ю.С.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
юридического лица - администрации Куединского сельского поселения, расположенной по адресу: <...>, ИНН/КПП <***>/595701001, ОГРН <***> от 01.12.2005, по ч. 27
ст. 19.5 КоАП РФ,
поступившее в суд по жалобе администрации Куединского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Куединского судебного района от 09.09.2017 администрация Куединского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившимся в том, что администрация Куединского сельского поселения не выполнила в установленный срок законное предписание старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД отдела МВД России по Куединскому району от 11.07.2017 № 112-2017 об устранении нарушений законодательства, а именно на пересечении улиц <адрес> на автодороге с асфальтовым покрытием не ликвидировала выбоину, ограничивающую движение транспортных средств, предельные размеры которой превышают допустимые параметры, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, администрации Куединского сельского поселения назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Данное постановление в Куединский районный суд обжалует законный представитель администрации Куединского сельского поселения глава поселения
ФИО2 В жалобе ФИО2 указал, что постановление вынесено в адрес ненадлежащего лица, так как полномочия местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности переданы администрации Куединского района, поскольку в деле имеются доказательства того, что «выбоина в дорожной одежде» это ненадлежащее выполнение работ по контракту (между МБУ «УКС Администрации Куединского района Пермского края» и ООО «Сарко». Указал, что администрация Куединского сельского поселения предприняла все меры для устранения замечаний, указанных в предписании.
В судебное заседание представитель администрации Куединского сельского поселения, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку представителя по доверенности, ФИО1, поддержавшей приведенные выше доводы поданной жалобы в полном объеме, просившей их удовлетворить.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, участие в судебном заседании не принимало о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя, проверив доводы указанной жалобы, нахожу состоявшееся по делу судебное постановление не подлежащим отмене или изменению ввиду следующего.
В силу ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства (введена Федеральным законом от 07.03.2017 N 26-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу п. 3 которого, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 этого же закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как указано в ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из ст. 21 указанного закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено мировым судьей, администрация Куединского сельского поселения, являясь ответственным лицом за содержание автомобильной дороги по <адрес> на пересечении с
<адрес>, не выполнила законное предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Куединскому району № 112-2017 от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в том, что на пересечении улиц <адрес> поселка <адрес> на проезжей части автомобильной дороги с асфальтовым покрытием не ликвидирована выбоина, предельные размеры которой превышают допустимые параметры указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, ограничивающая движение транспортных средств, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ в 13:35, чем нарушила п. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина администрации Куединского сельского поселения в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, в том числе, определением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Куединскому району от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении юридического лица - администрации Куединского сельского поселения; предписанием должностного лица Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Куединском урайону N 112-2017 от 11.07.2017, которым администрации Куединского сельского поселения предписано в течение 10 суток после получения предписания ликвидировать выбоины на пересечении улиц <адрес>; актом выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом к нему, зафиксировавшими факт невыполнения администрацией данного предписания; письмом главы Куединского сельского поселения начальнику МБУ «УКС администрации Куединского района» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что глава поселения просит привлечь к устранению замечаний, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, подрядную организацию; ответом начальнику МБУ «УКС администрации <адрес>» главе Куединского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что подрядная организация ООО «Сарко» гарантирует устранить выбоину в асфальте на перекрестке улиц <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из реестра муниципального имущества МО «Куединское сельское поселение»: Уставом муниципального образования «Куединское сельское поселение»; протоколом об административном N 59 ГД 105092 от 02.08.2017 по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Куединского сельского поселения, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя юридического лица.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ГИБДД в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а поэтому обоснованно приняты мировым судьей и положены в основу обжалуемого акта, что нашло свое отражение в постановлении мирового судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из диспозиции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Согласно п.п. 11 и 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции, к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог; Госавтоинспекции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, дано право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, в силу п. 8 приведенного выше Положения руководители подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Кроме того, право должностных лиц Госавтоинспекции выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения также предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а в случае не согласия с предписанием или его части вправе обжаловать в установленном законом порядке.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Регламент), и согласно пункту 8 которого, предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Как указано в п.п. 9.7 и 73 данного Регламента, сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; в предписании обязательно указывается срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца).
Также в п.п. 2, 83 Регламента указано, что при надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе, наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункты 82, 83 Регламента).
В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 данного ГОСТа установлены предельные размеры отдельных просадок выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание N 112-2017 от 11.07.2017 было вынесено уполномоченным на то должностным лицом ГИБДД отдела МВД России по Куединскому району, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, правомерно установлен трехсуточный срок его исполнения, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено.
Поскольку указанное предписание, выданное в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных при надзоре за дорожным движением, является правомерным, заявителю вручено заблаговременно, в указанный в предписании срок администрация Куединского сельского поселения могла предпринять все необходимые действия, направленные на исполнение требований законодательства и требований ГИБДД отдела МВД России по Куединскому району, а в случае необходимости - обратиться в уполномоченный орган с обоснованием уважительных причин невозможности исполнения требований предписания, однако администрация Куединского сельского поселения бездействовала, в действиях администрации Куединского сельского поселения, вопреки доводам жалобы, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что администрация Куединского сельского поселения в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от нее меры по выполнению в установленный срок, являющимся достаточным, выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Также следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как администрация Куединского сельского поселения не проявила той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась при организации исполнения предписания и, не приняла все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом, доводы жалобы о том, что предписание вынесено в адрес ненадлежащего лица, несостоятелен, поскольку согласно пп. 5 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Куединское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Куединского сельского поселения 16.06.2015 № 89», к вопросам местного значения в том числе отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая … осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом, принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях администрации Куединского сельского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления мирового судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ч. 27
ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления мирового судьи, не имеется, оно является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Куединского судебного района от 09.09.2017 о привлечении Куединского сельского поселения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя администрации Куединского сельского поселения - без удовлетворения.
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Н.Н. Тимошенко