ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/19 от 05.07.2019 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Решение вступило в законную силу: 05.07.2019

Дело № 12-98/2019

РЕШЕНИЕ

05 июня 2019 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Полежаевой Ю.С.,

при участии:

должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1,

прокурора - помощника прокурора Облученского района ЕАО Герасименко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе должностного лица дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении главы администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЕАО от 25.04.2019 № 8,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЕАО от 25.04.2019 глава администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, главой администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 подана жалоба, в основание которой указано, что оспариваемое постановление вынесено за пределами установленного административным законодательством срока давности привлечения к административной ответственности. 18.02.2019 решением Облученского районного суда ЕАО ранее вынесенное по данному делу постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по ЕАО от 25.12.2018 № 67 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ было отменено с возвращением его на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по ЕАО. 25.04.2019 постановлением № 8 по делу № 03-120/2018 он был вновь привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания. Между тем, полагает, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Срок привлечения к ответственности истек 18.04.2019, в связи с чем постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности – глава администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 требования жалобы поддержал по приведенным в ней доводам. Не оспаривая наличие в правонарушении своей вины и ее доказанности, полагал о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление - государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области (Управления Росприроднадзора по ЕАО) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался судом своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, суд рассмотрел дело в его отсутствие.

В письменных возражениях на жалобу должностного лица, привлекаемого к ответственности, в удовлетворении ее требований Управление Росприроднадзора по ЕАО просило отказать, мотивируя тем, что по результатам проверки прокуратуры Облученского района ЕАО 06.11.2018 в нижней части <...> выявлены траншеи, по которым в нарушение требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» текли канализационные (фекальные) воды в направлении ОАО «Теплоозерский цементный завод» и сбрасывались открытым способом на рельеф местности (почву) без прохождения их по трубопроводам, без отведения сточных вод населенного пункта на очистные сооружения, что зафиксировано соответствующим актом от этой же даты и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». По результатам рассмотрения постановления прокурора, возбужденного 20.11.2018, поступившего в Управление Росприроднадзора по ЕАО по подведомственности, 25.12.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания главе администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1, в действиях которого установлены признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Решением Облученского районного суда ЕАО от 18.02.2019 постановление № 67 от 25.12.2018 было отменено, дело возращено в Управление Росприроднадзора по ЕАО на новое рассмотрение. Постановлением о назначении административного наказания № 8 от 25.04.2019 должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области ФИО1 привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей. В соответствии с 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Днём совершения правонарушения является 20.11.2018. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение главы администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 истекает 21.11.2019. Постановление о назначении административного наказания № 8 от 25.04.2019 вынесено в сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено, назначен минимальный штраф, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ - 10 000 рублей. Таким образом, считает, что постановление от 25.04.2019 № 8 о назначении административного наказания главе администрации МО «Теплоозерское городское поселение» ФИО1 вынесено в соответствии с законом.

В судебном заседании прокурор Герасименко М.С. полагал оспариваемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей.

Исследованием материалов административного производства установлено, что проверкой, проведенной прокуратурой Облученского района 06.11.2018, в нижней части п. Теплоозерск Облученского района ЕАО, по ул. Вокзальной выявлены траншеи, по которым текли канализационные (фекальные) воды в направлении ОАО «Теплоозерский цементный завод» и сбрасывались открытым способом, то есть без прохождения по трубопроводам и без отведения на очистные сооружения, на рельеф местности (почву).

Организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а так же владение, пользование и распоряжение имуществом, являющегося муниципальной собственностью поселения на основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются вопросами местного значения поселения.

Реализуя указанные полномочия, администрацией МО «Теплоозерское городское поселение» с целью обслуживания, содержания и обеспечения бесперебойной работы системы водоотведения по договору от 30.08.2018 № 317 МУП «Единый Заказчик» передана канализационная сеть протяженностью 14247,31 п.м..

В соответствии с п. 1.4. протокола разногласий от 13.09.2018 к названному договору, в случае, если недостатки передаваемого имущества были оговорены при заключении договора и были известны администрации МО «Теплоозерское городское поселение» и МУП «Единый Заказчик», либо будут выявлены скрытые недостатки в процессе эксплуатации передаваемого имущества после заключения данного договора, администрация МО «Теплоозерское городское поселение» обязана их устранить собственными силами и с привлечением собственных денежных средств. МУП «Единый Заказчик» за имеющиеся и обнаруженные в дальнейшем недостатки переданного имущества ответственности не несет.

Из объяснения главы муниципального образования ФИО1 прокурору от 20.11.2018 следует об известных последнему на момент выявления природоохранного нарушения и возбуждения административного дела фактах сброса канализационных вод в пос. Теплоозерск, причинами которому явился 98%-ый износ канализационных сетей. Расположении траншеи, по которой осуществляется сброс в месте ранее проходивших труб канализации, удаленных вследствие их физического износа, а так же передачи канализационной сети по решению КЧС на обслуживание МУП «Единый заказчик».

Таким образом, несмотря на несогласование протокола разногласий со стороны ссудодателя – администрации Теплоозерского городского поселения, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд находит верным вывод административного органа о том, что за выявленные в ходе проверки 06.11.2018 дефекты и неисправности канализационной сети в п. Теплоозерск ответственность несет администрация МО «Теплоозерское городское поселение», которой на обслуживание организации передано децентрализованное, с физическим износом 98 %, оборудование системы водоотведения поселка.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Статьей 34 названного закона установлено, что эксплуатация, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе в недра и на почву.

Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии события правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2. КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Решением собрания депутатов № 15 от 31.10.2016 главой администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО избран ФИО1, который в соответствии с положениями Устава МО «Теплоозерское городское поселение» несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа – администрации поселения.

Из материалов административного производства не следует о принятых должностным лицом – главой администрации поселения своевременных и надлежащих мер по содержанию инженерного оборудования, являющегося собственностью поселения, для его эксплуатации в целях решения вопросов органа местного самоуправления в том числе и в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а так же доказательств невозможности принятия таковых.

Таким образом, суд соглашается с выводом административного органа о том, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей главой администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 нарушены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, что образует в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены имеющимися в материалах административного производства документами, а именно постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, актом осмотра от 06.11.2019, объяснением привлекаемого к ответственности должностного лица, реестром муниципального имущества (выпиской), договором передачи имущества с протоколом разногласий к нему. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают.

Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом проверены и признаются необоснованными в виду следующего.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено 06.11.2018, соответственно последним днем привлечения виновного лица к административной ответственности является 06.11.2019.

Оспариваемое постановление о назначении административного наказания в отношении главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 вынесено 25 апреля 2019 года, то есть в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание должностному лицу назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, и с учетом подлежащих оценке и исследованию при назначении наказания обстоятельств.

Иных нарушений, влекущих отмену постановления по делу, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.4 - 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЕАО ФИО2 от 25.04.2019 № 8 о привлечении главы администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.

Судья Ю.С. Полежаева