Дело № 12-98/2019 УИД:91RS0001-01-2019-001179-05 Р Е Ш Е Н И Е Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Шаповал А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление № 10 от 26.03.2019 г. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ бывший глава Администрации <адрес>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Жалоба обоснована тем, что он не является надлежащим субъектом совершения данного правонарушения, поскольку получателем субсидии является не Администрация города Феодосии, а Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации г. Феодосии Республики Крым», которое определено главным распорядителем бюджетных средств по расходам на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, и является получателем субсидии. Кроме того, заявитель считает, что бюджетные средства предоставлялись в форме межбюджетного трансферта в порядке ст. ст. 135-136 Бюджетного кодекса, а указание в Соглашении о предоставлении субсидии является произвольным выбором сторон Соглашения и не может служить неоспоримым доказательством сути правоотношений. Поэтому, если и было совершено правонарушение, то оно подлежит квалификации по ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов. Также, по мнению ФИО2, должностное лицо Службы финансового надзора РК самолично, без достаточных правовых оснований, изменила период проведения внеплановой проверки в Администрации г. Феодосии, поскольку внеплановая проверка проводилась за период с 01.01.2018 г. по 10.12.2018 г., а выявлены нарушения по состоянию на 31.12.2018 г. Данные обстоятельства указывают на грубое нарушение требований закона. Также, по мнению заявителя, не был учтен тот факт, что действие Соглашения не окончено и оно распространяет свое действие до 01.06.2019 г., либо на срок до исполнения сторонами своих обязательств. Также, заявитель считает неправомерным разделение административного правонарушения на эпизоды, поскольку все семь нарушений выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом. В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы жалобы, а также указал, что причиной неосвоения Субсидии в полном объеме является пожар, произошедший в общежитии 10.12.2018 г., в результате которого нанесен ущерб внутренней отделке коридора второго этажа здания, лестничных пролетов, фасада с тыльной стороны здания. Представители Службы финансового надзора Республики Крым возражали против доводов жалобы, считая постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным. Также, в судебное заседание представлена копия постановления о привлечении к административной ответственности Администрации г. Феодосии за совершение указанного правонарушения, которое не обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, а также документ, подтверждающий уплату штрафа Администрацией. Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.07.2017 г. № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым. Согласно Общим требованиям № 372 субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения. В соответствии с п. 7.2 Общих требований № 372 одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидий и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии). В соответствии с п. 9 Общих требований № 372 одним из положения Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ. В соответствии с п.14 Порядком предоставления и расходования субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым», к Государственной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2018-2020 годы утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 30.01.2018 № 35, показателем результативности использования Субсидий является достижение стопроцентного выполнения комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий (далее - Порядок). Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в лице Министра ФИО4 и Администрацией города Феодосии в лице Главы администрации города Феодосии ФИО2 подписано Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО11 на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2018-2020 годы от 26.02.2018 № 30 (далее - Соглашение от 26.02.2018 № 30). Согласно п.1.1 Соглашение от 26.02.2018 № 30 определяет порядок взаимодействия Сторон в целях осуществления совместных действий по капитальному ремонту общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым, находящихся в муниципальной собственности Администрации. В соответствии с п.1.2 Соглашения от 26.02.2018 № 30 Министерство обязуется предоставить субсидию в размере 16233967,00 руб. на капитальный ремонт жилого здания (общежития) № 17, по ул.Гагарина в пгт.Приморский, г.Феодосия. Согласно п.1.4 Соглашения от 26.02.2018 № 30 Администрация обязуется принять Субсидию и использовать в порядке и на условиях, определенных Соглашением от 26.02.2018 г. Согласно п.1.5 Соглашения от 26.02.2018 № 30 показателем результативности использования Субсидии является достижение 100-процентного выполнения комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий. Согласно п.2.1 Соглашения от 26.02.2018 № 30 получателем субсидии является Администрация. Согласно п.2.3 Соглашения от 26.02.2018 № 30 одним из условий предоставления Субсидии является письменное обязательство муниципального образования Республики Крым о реализации мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий в текущем году финансирования и письменное обязательство муниципального образования Республики Крым по обеспечению выполнения показателей результативности предоставления Субсидии, установленных Соглашением от 26.02.2018 № 30. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов (информации) для получения Субсидии возлагается на Администрацию (п.2.5 Соглашения от 26.02.2018 г. № 30). В соответствии с п.3.3 Администрация обязуется: - обеспечить достижение значений показателей результативности использования Субсидии до 30.11.2018 (п.3.3.2 Соглашения от 26.02.2018 № 30); - обеспечить осуществление приемки выполненных работ, вести учет объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ (п.3.3.6 Соглашения от 26.02.2018 № 30); - осуществлять контроль за целевым адресным и эффективным использованием Субсидии (п.3.3.8 Соглашения от 26.02.2018 № 30); - после завершения работ по капитальному ремонту объекта, предоставить в Управление реформирования жилищного хозяйства Министерства надлежащим образом заверенные копии актов выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат (п.3.3.10 Соглашения от 26.02.2018 № 30); - предоставлять соответствующую отчетность. В соответствии с п.4.2 Соглашения от 26.02.2018 № 30 контроль за соблюдением Администрацией условий предоставления Субсидии осуществляется путем своевременного предоставления запрашиваемой информации и документов, необходимых для исполнения Соглашения от 26.02.2018 № 30, проведения проверок на основании предоставленной отчетности и иных документов, а также в форме выездных проверок. Согласно п.5.1, 5.2 Администрация несет ответственность за целевое, адресное, эффективное и своевременное использование Субсидии, за достоверность и своевременность предоставляемой информации. Согласно п.5.3 Соглашения от 26.02.2018 № 30 Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует до 31.12.2018. Приложением № 4 к Соглашению от 26.02.2018 № 30 является гарантийное письмо, подписанное Министром ЖКХ Республики Крым ФИО4 и главой администрации города Феодосии ФИО2, согласно которому Администрация муниципального образования городской округ ФИО11 гарантирует освоение средств и достижение значений результативности использования Субсидии, показателем которой является стопроцентная готовность объекта капитального ремонта муниципальной собственности, до 30.11.2018 г. Также к Соглашению от 26.02.2018 № 30 приложено гарантийное письмо, подписанное главой администрации города Феодосии ФИО2, согласно которому Администрация муниципального образования городской округ ФИО11 гарантирует освоение средств и достижение значений результативности использования Субсидии, показателем которой является стопроцентная готовность объекта капитального ремонта муниципальной собственности, до 30.11.2018. Дополнительным соглашением от 24.04.2018 № 1 в Соглашение от 26.02.2018 № 30 внесены изменения в части срока перечисления Субсидии с марта на июнь 2018 года. Допсоглашением от 17.12.2018 № 2 в Соглашение от 26.02.2018 № 30 срок перечисления Субсидии перенесен на декабрь 2018 года. Согласно решению 88-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от 15.12.2017 № 909 «О бюджете муниципального образования городской округ ФИО11 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с изменениями, внесенными решением 101-й сессии 1-го созыва от 30.11.2018 № 1087, главным распорядителем средств по расходам на капитальный ремонт общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым определен УКС. Согласно письму Администрации города Феодосии от 07.03.2019 № 2-11/4765/3, полученного на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от 28.02.2019 № 12- 14/335, поступило средств субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосия на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21.03.2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального Республики Крым на 2018-2020 годы в рамках Соглашения № 30 по состоянию на 01.01.2019 в сумме 6489510,30 руб. В рамках Соглашения от 26.02.2018 № 30 МКУ УКС в лице начальника ФИО5 заключен муниципальный контракт от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 с ИП ФИО12 3 А. (далее - Контракт от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.503505). Согласно п.1.1 Контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 предметом является выполнение работ на объекте: «Капитальный ремонт жилого здания (общежития) № 17 по ул.Гагарина в пгт.Приморский, г.Феодосия в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, в срок, установленный п.4.1 Контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505, и графиком работ (Приложение № 2) по цене, указанной в п.2.1 Контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505. Цена Контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 составляет 14588360,00 руб. Согласно п.4.1 Контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с графиком производства работ. Начало: с даты подписания контракта. Окончание: 24.12.2018. В соответствии с п.15.1, п.15.2 Контракт от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 24.12.2018. Согласно Графику производства работ последние виды работ должны быть выполнены 21.12.2018 г. Согласно предоставленных справки о стоимости выполненных работ и затрат ф.КС-3 от 14.12.2018 № 1 и актов о приемке выполненных работ ф.КС-2 от 14.12.2018 № 1, от 14.12.2018 № 2, от 14.12.2018 № 3 выполнено работ на сумму 6831063,48 руб., которые полностью оплачены. Согласно Плану-отчету капитального строительства объектов за счет средств бюджета Республики Крым в 2018 году, предоставленному письмом Администрации города Феодосии от 14.02.2019 № 2-11/3234/2 на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от 11.02.2019 № 12-14/259, при плановом вводе мощности 1625 фактически выполнено 800 или 49 %. Вследствие несоблюдения требований п.10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса, п.14 Порядка, п.7.2 Общих требований № 372, п.1.5, п.3.3.2 Соглашения от 26.02.2018 № 30 ввиду неисполнения контракта от 23.10.2018 № Ф.2018.503505 не достигнуты показатели результативности, выражающиеся в достижение стопроцентного выполнения комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий., чем нарушены условия предоставления субсидии в сумме 16233967,00 руб. В соответствии с п.3.3.2 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 Администрация, должностным лицом которой является глава Администрации города Феодосии ФИО2, обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования Субсидии, указанных в п.1.5. Согласно ст. 36 Устава муниципального образования городской округ ФИО11 к полномочиям Администрации г. Феодосии по решению вопросам местного значения относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении. На основании решения 83-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от 04.10.2017 г. № 856 «О назначении на должность Главы администрации г. Феодосии ФИО2» председателем Феодосийского городского совета ФИО6 заключен контракт с ФИО2 от 10.10.2017 г. В соответствии с п. 3 Контракта Глава администрации обязуется: - исполнять полномочия Администрации г. Феодосия по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе муниципального образования городской округ ФИО11, и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым. Данные обстоятельства были выявлены должностными лицами Службы финансового надзора Республики Крым в ходе проведения в период с 11.12.2018 г. по 24.12.2018 г. внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных их бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия РК, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО7 от 11.12.2018 г. № 1/01-32/7959. 22.01.2019 г. заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО8 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 22.02.2019 г. и.о. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО9 вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования. 19.03.2019 г. заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО8 в отношении главы Администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 10 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. 26.03.2019 г. начальником Службы финансового надзора республики Крым ФИО3 вынесено постановление № 4 о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в сумме 10000 руб. Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении получателем субсидии условий их предоставления. В акте внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных их бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия РК, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО7 от 11.12.2018 г. № 1/01-32/7959 административный орган указал, что причиной неосвоения субсидии является произошедший 10.12.2018 г. пожар, вследствие чего МЧС приостановило выполнение ремонтных работ. Из объяснений ФИО2 следует, что причиной неосвоения субсидии является пожар, произошедший в общежитии 10.12.2018 г., в результате которого значиетльная часть работ, выполненная ИП ФИО12 повреждена. Согласно п. 2.8 Соглашения № 30 от 26.02.2018 г. основанием для освобождения муниципальных образований Республики Крым от применения мер ответственности, предусмотренных п.п. 22,26 настоящего Порядка является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Между тем, согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3). В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 934-О-О указано, что несмотря на то что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве. По сути, аналогичная правовая позиция выражена также и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, Определение от 9 апреля 2003 года N 172-О). В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П и от 24 июня 2009 года N 11-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. Закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП Российской Федерации также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5). Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. В нарушение приведенных норм права административным органом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств, указывающих на наличие у ФИО2 вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Административным органом установлен лишь факт своевременного неисполнения муниципального контракта № Ф.2018.503505 от 23.10.2018 г. между МКУ «УКС» и ИП ФИО10 на выполнение капитального ремонта жилого здания (общежития) № 17 по ул. Гагарина пгт. Приморский г. Феодосия. Кроме того, нельзя не согласиться с доводами ФИО2 об отсутствии события вмененного правонарушения, ибо условия предоставления субсидии Администрацией соблюдены. Условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения – раздел 2 Соглашения № 30 от 26.02.2018 г., в том числе, капитальный ремонт жилого здания (общежития) № 17 по ул. Гагарина пгт. Приморский г. Феодосия. Заключенный МКУ «УКС» контракт № Ф.2018.503505 на выполнение капитального ремонта жилого здания (общежития) № 17 по ул. Гагарина пгт. Приморский г. Феодосия свидетельствует о соблюдении указанного условия. Невыполнение обязательств в рамках этих договоров (по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств, в том числе обстоятельств непреодолимой силы) не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о недостижении предусмотренных договором о предоставлении субсидии и договором подряда результатов, что не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд приходит к выводу о том, что административный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ФИО2 состава вмененного ему правонарушения. Факт привлечения Администрации г. Феодосии к административной ответственности за совершение этого же правонарушения не может иметь преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку данное решение административного органа в судебном порядке не оспаривалось. В связи с тем, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, суд находит постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Жалобу ФИО2 на постановление № 10 от 26.03.2019 г. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ – удовлетворить; постановление по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ от 26.03.2019 г. – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ. Судья – |