УИД: 29RS0024-01-2019-001184-30 Дело № 12-98/2019 18 июля 2019 года город Архангельск РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении Судья Соломбальского районного суда г.Архангельска Одоева Ирина Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске административное дело по жалобе акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора на море по <адрес> и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (далее по тексту АО «ЦС «Звездочка») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, АО «ЦС «Звездочка» обжаловало его в районный суд. Свои доводы изложил в жалобе. Полагает, что при назначении наказания не были учтены характер совершенного правонарушения, наступившие последствия, имущественное и финансовое положение Общества, социальная и общественно значимая деятельность Общества, направленная на укрепление обороноспособности страны, а также иные обстоятельства, которые могли быть рассмотрены как смягчающие. Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области НАО Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора ФИО1, изменить, снизив размер штрафа до 50 000 рублей. Защитник АО «ЦС «Звездочка» ФИО2 в судебном заседании на жалобе настаивала, по основаниям, указанным в ней. Выслушав защитника, исследовав материалы административного производства, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Архангельский филиал «Судоремонтный завод «Красная Кузница» АО «ЦС «Звездочка» осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Архангельском филиале, утвержденным решением совета директоров (Протокол заседания №СД-2 от ДД.ММ.ГГГГ). На территории Филиала предусмотрены площадки для временного накопления отходов. В ходе проведения проверки установлено, что ответственным лицом осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами: производится осмотр мест накопления отходов, составляются акты осмотров и в случае наличия нарушений выдаются предписания, выполнение которых также контролируется ответственным должностным лицом. Образующиеся в процессе осуществления деятельности Филиала отходы передаются согласно заключенным договорам специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. В ходе проведения проверки инспектору были представлены копии договоров с МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» №/б от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «КТА.ЛЕС» №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «ГринТЭК» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии актов приема-передачи отходов по данным договорам. На отходы I-IV класса опасности имеются паспорта отходов (представлены для накопления в ходе проверки). Деятельность, направленная на сбор, использование, обезвреживание и захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, Филиалом не осуществляется. Объекты хранения и захоронения отходов у Филиала отсутствуют. Филиал не выпускает продукцию, которая требует упаковки при реализации. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – проект НООЛР), на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Архангельскому филиалу «СРЗ «Красная Кузница» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение рег.№, истек ДД.ММ.ГГГГ. По пояснению ФИО4, Филиалом заключен договор с ООО «Экополис» на обработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Архангельского филиала «СРЗ «Красная Кузница» АО «ЦС «Звездочка» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ). При проверке представлена копия письма ООО «Экополис» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому разработчик запрашивает недостающую информацию для завершения работ по разработке проекта НООЛР. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ деятельность по обращению с отходами осуществляется Филиалом в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ч.2,4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ), ч.1,2 ст.22 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ). Установлено, что Филиалом не соблюдены нормативы образования отхода «Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков несортированные»: при установленном нормативе образования 35,9 т в год, в 1-3 кварталах 2018 года образовалось 58,616 тонн – нарушены требования ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 22 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, согласно статистической отчетности предприятия 2-ТП (отходы) за 2018 год и журнала учета в области обращения с отходами за 1-3 кварталы, представленным в ходе проверки, Филиал в 4 квартале 2018 осуществил образование отходов производства и потребления: пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины – 0,034 т, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка – 0,473 т, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 10,948 т., производственный мусор – 22,386 т, обрезь натуральной чистой древесины -1,3 т, опилки натуральной чистой древесины – 0,3 т, стружка натуральной чистой древесины – 2,2 т, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов – 0,312 т. Таким образом, филиалом в 4 квартале 2018 года осуществлено образование 37,853 т отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ч.2,4 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (в ред. До ДД.ММ.ГГГГ). ч.1,2 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. До ДД.ММ.ГГГГ). Выявлено нарушение части 1 статьи 39, части 3 статьи 22, частей 1 и 2 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (в ред. до ДД.ММ.ГГГГ), статьи 11, частей 2 и 4 статьи 18 Федерального закона №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» (в ред. До ДД.ММ.ГГГГ). По факту выявленных нарушений государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора АО «ЦС «Звездочка» от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «ЦС «Звездочка» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом, актом проверки. В жалобе на постановление АО «ЦС «Звездочка» не оспаривается, что действительно имеет место нарушение по превышению нормативов образования отходов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявленных при проверке. Согласно статья 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. На основании изложенного, вывод должностного лица о виновности АО «ЦС «Звездочка» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ основан на материалах дела. Вместе с тем полагаю, что назначенное АО «ЦС «Звездочка» наказание подлежит изменению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ). При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ). В данном случае, по мнению судьи, имеются исключительные обстоятельства, позволяющие назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. К таким обстоятельствам следует отнести: имущественное положение АО «ЦС «Звездочка», АО «ЦС «Звездочка» предприняло все зависящие от него действия для соблюдения экологического законодательства (в ноябре 2017 года был заключен договор на разработку Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ООО «Экополис»), АО «ЦС «Звездочка» занимается социальной и общественно значимой деятельностью (деятельность общества направлена на укрепление обороноспособности Российской Федерации). Также судом учитывается характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения. На основании изложенного полагаю, что АО «ЦС «Звездочка» возможно назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, изменить: назначенное акционерному обществу «Центр судоремонта «Звездочка» административное наказание – административный штраф - снизить со 100 000 рублей до 50 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья И.В. Одоева |