ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/19 от 25.03.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-98/2019

РЕШЕНИЕ

г. Абакан Республика Хакасия 25 марта 2019 г.

Абаканский городской суд в составе Республики Хакасия

председательствующего – судьи Лоцкого Ю.Н.,

при секретаре Коротаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Старкова Н.И. на постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия – начальника контрольно-правового департамента №01/2019 от 10.01.2019 г. о назначении административного наказания по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия Старкова Н.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента №01/2019 от 10.01.2019 г. должностное лицо-начальник Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия Старков Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Старков Н.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. В жалобе указывает, что на момент заключения государственного контракта от 29.05.2018 г. на сумму 606374,94 руб. Управление располагало доведенными по КБК 830 0309 5900127000 242 340 лимитами бюджетных обязательств в необходимом объеме (610000 руб.). Кредиторской задолженности по указанному КБК по состоянию на 01.01.2018 г. у Управления не имелось. Указанная в постановлении задолженность перед ООО <данные изъяты> в размере 253 000 рублей по заключенному контракту от 12.12.2017 г. являлась обязательством ГКУ РХ <данные изъяты>», которое входит в структуру Управления и подведомственно ему, но является самостоятельным юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Поскольку принятие бюджетных обязательств Управлением осуществлялось в пределах доведенных лимитов, состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, в действиях начальника Управления Старкова Н.И. отсутствует. Обращает внимание, что в рамках производства по делу об административном правонарушении Старкову Н.И. не были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ.

В судебном заседании защитник М. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что структура Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия содержит четыре самостоятельных юридических лица, к которым относятся аппарат Управления и три подведомственных учреждения, включая ГКУ РХ <данные изъяты>». Аппарат Управления осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.02.2010 г. № 66, в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеет собственный расчетный счет. Государственный контракт с ООО <данные изъяты> от 29.05.2018 г. на сумму 606374,94 рублей был заключен Управлением в соответствии с доведенными 10.04.2018 г. лимитами бюджетных обязательств по КБК 830 0309 5900127 242 ст.340. Имевшаяся кредиторская задолженность по указанному КБК в сумме 253000 рублей являлась обязательством ГКУ РХ «Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий» и не является расходами Управления. Соответственно наличие указанной задолженности у подведомственного Управлению учреждения не уменьшало объем доведенных лимитов бюджетных обязательств самого Управления. Полагает, что Управлением бюджетные обязательства приняты в пределах доведенных лимитов, что исключает возможность привлечения начальника Управления Старкова Н.И. к административной ответственности. Указывает, что в рамках производства по делу об административном правонарушении последнему не были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ, что повлекло существенное нарушение прав Старкова Н.И.

В судебном заседании Старков Н.И. доводы жалобы и позицию защитника поддержал.

Участвующий в деле прокурор Гончаренко С.Ю. в судебном заседании не согласилась с жалобой, указала, что правонарушение выявлено в результате проверки по жалобе ООО <данные изъяты> о неисполнении Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия обязательств по оплате государственного контракта от 29.05.2018 г. . Было установлено, что на дату заключения контракта у Управления лимиты бюджетных обязательств на сумму, достаточную для исполнения контракта, отсутствовали, что послужило основанием для привлечения начальника Управления к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Об имеющейся кредиторской задолженности по указанному КБК в сумме 253 000 рублей Управлению было известно, соответствующая бюджетная заявка о выделении бюджетных ассигнований, в том числе по приведенному КБК для погашения имеющейся задолженности, направлялись Управлением (главным распорядителем бюджетных средств) в Министерство финансов Республики Хакасия. Заключив государственный контракт 29.05.2018 г. с ООО <данные изъяты> на сумму 606374,94 рублей при отсутствии достаточной суммы доведенных лимитов, начальник Управления Старков Н.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, проверив соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого акта, судья, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет административную ответственность.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетными обязательствами признаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; бюджетными ассигнованиями (лимитами) - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно положениям ч. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно «Положению об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия», утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.02.2010 г. N 66, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия. Осуществляет закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании уведомления Министерства финансов Республики Хакасия обязательств и в соответствии с бюджетной сметой на 2018 г. и плановый период 2019-2020 годов, Управлению утверждены лимиты на общую сумму 439,9 млн. руб., в том числе по КБК 830 03 09 5900127000 242 340 - 0 руб.

10.04.2018 Министерством финансов Республики Хакасия были внесены изменения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с направленными Управлением представлениями и от 29.03.2018 г., расходными расписаниями и от ДД.ММ.ГГГГ Лимиты бюджетных обязательств по КБК 830 0309 5900127000 242 340 по состоянию на 10.04.2018 года составили 610 000,0 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по результатам электронного аукциона заключен государственный контракт с ООО <данные изъяты> на поставку печатных плат для региональной автоматизированной системы централизованного оповещения стоимостью 606374,94 руб.

Вместе с тем, на начало года у Управления по КБК 830 03 09 59000127000 242 340 числилась бюджетная задолженность по государственному контракту от 12.12.2017 г. с ООО <данные изъяты> на общую сумму 253 000 руб., что также усматривается из заявки Управления на финансирование от 26.06.2018 г. .

Согласно заявке бюджетополучателя от 26.06.2018 г., поданной Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия в Министерство финансов Республики Хакасия 27.06.2018 г., по состоянию на 26.06.2018 г. у Управления имелась задолженность в сумме 253 000 руб. по КБК 830 03 09 59000127000 242 340 по неисполненному обязательству по государственному контракту от 12.12.2017 г. на поставку оборудования.

Таким образом, учитывая размер доведенных до Управления 10.04.2018 г. лимитов бюджетных обязательств в сумме 610 000 руб. и неисполненные обязательства в сумме 253 000 руб., заключение Управлением государственного контракта 29.05.2018 г. на сумму 606 374,94 руб. произведено при наличии лимитов бюджетных обязательств на сумму 357 000 руб.

Следовательно, Управлением приняты бюджетные обязательства путем заключения государственного контракта от 29.05.2018 г. №Ф.2018.232451 в объеме, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Управлением бюджетные обязательства приняты в пределах доведенных лимитов опровергаются вышеприведенными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Доводы о не разъяснении на стадии возбуждения дела об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 51 Конституции РФ, не свидетельствует о недопустимости постановления о возбуждении административного производства в целом. Так, данное постановление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все предусмотренные Законом сведения, включая сведения о разъяснении привлекаемому к ответственности лицу прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (п. 3 ст. 28. 2 КоАП РФ).

Должностным лицом Управления, обеспечивающим финансовую и учетную дисциплину, является начальник Старков Н.И. (распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ-рк). Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление функций (п. 3.1 Положению об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия», утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 66).

Допущенное нарушение порядка принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств в нарушение ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ должностным лицом Управления Старковым Н.И., образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Старкова Н.И. подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.11.2018, отчетом о состоянии лицевого счета на 01.05.2018 г., представлениями на внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета на 2018 г. , , расходными расписаниями от 10.04.2018 г., государственным контрактом от 29.05.2018 г., уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств от 25.01.2018 г.,13.03.2018 г., 30.03.2018 г., 09.04.2018 г.,20.04.2018 г., 25.04.2018 г., 17.05.2018 г., 24.05.2018 г., 05.06.2018 г.22.06.2018 г., заявкой бюджетополучателя от 26.06.2018 г. и другими материалами дела.

Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела должностное лицо контролирующего органа правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Старкова Н.И. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, и виновности последнего в его совершении.

В то же время, рассматривая доводы жалобы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд обращает внимание, что по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинении вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Из материалов дела усматривается, что Старковым Н.И. административное правонарушение совершено впервые, степень нарушения охраняемых общественных отношений была незначительна.

В ходе рассмотрения дела не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных административным правонарушением, которые повлекли бы существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку лимиты бюджетных обязательств были в итоге доведены до получателя 04.06.2018 г., а временной интервал между принятием бюджетного обязательства 29.05.2018 г. и доведением лимитов бюджетных обязательств является незначительным.

С учетом изложенного назначенное Старкову Н.И. наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей не отвечает требованиям справедливости и соразмерности применительно к совершенному проступку.

Статьей 2.9 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы, то выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в виду малозначительности деяния.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя министра финансов Республики Хакасия – начальника контрольно-правового департамента №01/2019 от 10.01.2019 г. о привлечении Старкова Н.И. к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ Старкова Н.И. от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.

Судья Ю.Н. Лоцкий