Дело № 12-98/2019
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2019 года г. Озерск
Судья Озерского городского суда Челябинской области Гибадуллина Ю.Р., при секретаре Хусаиновой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Некоммерческого садоводческо-огороднического товарищества «Татыш» на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС России» ФИО2 от 22 мая 2019 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС России» ФИО2 Некоммерческое садоводческо-огородническое товарищество «Татыш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в том, что 30 апреля 2019 года в 16 часов 00 минут НСОТ «Татыш» нарушило требования пожарной безопасности при эксплуатации территории садоводства и огородничества, а именно: 1. У въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствует схема в нанесенными на нее въездами, подъездами, пожарными проездами. Осн: пункт 492 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390); 2. Председателем НСОТ «Татыш» не пройден пожарно-технический минимум. Осн: пункт 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв.Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645); 3. Территория садоводства и огородничества не обеспечена противопожарным водоснабжением. Осн. : пункты 5.9*, 8.5СНИП 30-02-97*. За данное правонарушение НСОТ «Татыш» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением от 22 мая 2019 года НСОТ «Татыш» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. При этом указав, что НСОТ «Татыш» привлечено к административной ответственности за то, что у въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствует схема с нанесенными на ней въездами, подъездами, пожарными проездами-п.492 Правил противопожарного режима в РФ. Однако, п.492 данных Правил был введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 года №947. НСОТ «Татыш» в 2001 г. было перерегистрировано из СОТ «Татыш», которое в свою очередь в 1993 году было зарегистрировано администрацией г.Челябинска-65 путем выделения садоводческого участка №17 из состава СТ «Уралсад». Занимаемый НСОТ земельный участок расположен в пределах границ земельного участка переданного НСОТ «Татыш» на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается и схемами расположения самого НСОТ «Татыш» от 1987 года. Таким образом, НСОТ «Татыш» было организовано задолго до введения как Противопожарных правил в РФ, так и п.492 этих правил. У НСОТ «Татыш» есть схема расположения участков и проездов к ним, схема от 1978 года, с указанного года расположение земель, занимаемых НСОТ «Татыш» не менялось. Указанные Правила не предписывают в каком виде должна быть эта схема. НСОТ «Татыш» -это товарищество, «раскиданное» по всему поселку №2 «Татыш», где нет одного въезда, нет возможности повесить схему такого огромного товарищества. НСОТ «Татыш» было привлечено к ответственности за то, что председателем товарищества не был пройден пожарно-технический минимум-п.31,35,36 Норм пожарной безопасности. Однако, данные пункты не указывают на обязанность проходить пожарно-технический минимум председателями садоводческих товариществ. Также в оспариваемом постановлении указано, что территория НСОТ «Татыш» не обеспечена противопожарным водоснабжением п.16 Правил противопожарного режима. Однако, территория товарищества снабжается питьевым водоснабжением поселка Татыш, откуда можно брать и берется, при необходимости, вода для противопожарных мероприятий. Таким образом, территория НСОТ «Татыш» обеспечена запасом воды для целей пожаротушения, так как водоснабжение всего поселка и НСОТ «Татыш» осуществляется одними действующими и доступными для целей пожаротушения сетями. Считая что вина НСОТ «Татыш» не нашла своего подтверждения в инкриминируемом правонарушении, постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия в действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник НСОТ «Татыш» ФИО1 просил удовлетворить жалобу, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в ней.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы №1 МЧС России» ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что доводы заявителя о незаконности постановления являются необоснованными. Довод заявителя о том, что НСОТ «Татыш» было перерегистрировано из СОТ «Татыш» и организовано задолго до введения Правил противопожарного режима в РФ, сам по себе не опровергает выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Требования Правил противопожарного режима в РФ распространяются на объекты защиты в независимости от года их постройки и регистрации. Председателем НСОТ «Татыш» не пройден пожарно-технический минимум с отрывом от производства в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Осн.: пункты 31,35,36 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв.Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645).Данные нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Под организацией в Нормах ПБ понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством РФ. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.34 Норм ПБ обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, то есть законного руководителя, то есть законного представителя юридического лица, то есть в данном случае непосредственно на председателя НСОТ «Татыш» ФИО6 Указанные нарушения (п.1 и 2) режимного характера, связаны с непосредственной деятельностью организации НСОТ «Татыш», для их выполнения не требуется значительных материальных затрат. Эти нарушения организационного характера являются существенными по своему характеру.
Нарушение, указанное в пункте 3 при вынесении постановления и назначении наказания не учитывалось, так как за данное нарушение постановлением № от 06 февраля 2019 года НСОТ «Татыш» подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению частично, а постановление от 22 мая 2019 года изменению.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения № от 09 апреля 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении НСОТ «Татыш», расположенного по адресу: <...> (л.д.15-16).
По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные в протоколе об административном правонарушении № от 15 мая 2019 года и постановлении о назначении административного наказания № от 22 мая 2019 года : 1. У въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствует схема в нанесенными на нее въездами, подъездами, пожарными проездами. Осн: пункт 492 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390); 2. Председателем НСОТ «Татыш» не пройден пожарно-технический минимум. Осн: пункт 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв.Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645); 3. Территория садоводства и огородничества не обеспечена противопожарным водоснабжением. Осн. : пункты 5.9*, 8.5СНИП 30-02-97*.
Как следует из постановления о назначении административного наказания от 22 мая 2019 года и подтверждено в судебном заседании представителем ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС ФИО4 нарушение, указанное в пункте 3 протокола об административном правонарушении № от 15 мая 2019 года и постановления № от 22 мая 2019 года (территория садоводства и огородничества не обеспечена противопожарным снабжением) при назначении административного наказания не учитывалось, так как за данное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности постановлением № от 06 февраля 2019 года.
При таких обстоятельствах считаю необходимым исключить из постановления по делу об административном правонарушении № от 22 мая 2019 года указание о нарушении, выразившемся в том, что территория садоводства и огородничества не обеспечена противопожарным водоснабжением.
Нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 протокола об административном наказании и в постановлении по делу об административном правонарушении :
у въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствует схема в нанесенными на нее въездами, подъездами, пожарными проездами. Осн: пункт 492 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390), а также председателем НСОТ «Татыш» не пройден пожарно-технический минимум. Осн: пункт 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв.Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645) образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность НСОТ «Татыш» в допущении указанных нарушений требований пожарной безопасности подтверждены:
- распоряжением органа федерального государственного пожарного надзора № от 09 апреля 2019 года, согласно которому объектом проверки является Некоммерческое садоводческо-огородническое товарищество «Татыш». Период проверки с 12 апреля по 30 апреля 2019 года (л.д.1516);
-актом проверки № от 30 апреля 2019 года, согласно которому старшим инспектором группы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора отдела ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС России» ФИО5 в отношении НСОТ «Татыш» была проведена внеплановая, выездная проверка, в ходе которой были установлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д.17-18);
-протоколом № от 15 мая 2019 года об административном правонарушении, согласно которому 30 апреля 2019 года в 16 часов 00 минут НСОТ «Татыш» нарушило требования пожарной безопасности при эксплуатации территории садоводства и огородничества по адресу: Челябинская область, г.Озерск, а именно : у въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствует схема в нанесенными на нее въездами, подъездами, пожарными проездами. Осн: пункт 492 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390); председателем НСОТ «Татыш» не пройден пожарно-технический минимум. Осн: пункт 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (утв.Приказом МЧС России от 12.12.2007 №) (л.д.20-21). Председатель НСОТ «Татыш» ФИО6 согласился с указанными нарушениями;
Согласно п. 492 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года №390, у въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Доводы заявителя о том, что НСОТ «Татыш» было организовано задолго до введения как Противопожарных правил в РФ, так и п.492 этих Правил, не свидетельствует об отсутствии в действиях НСОТ «Татыш» состава административного правонарушения. Требования Правил противопожарного режима в РФ распространяются на объекты защиты независимо от года регистрации.
Доводы заявителя о том, что у НСОТ «Татыш» есть схема расположения участков и проездов к ним (схема от 1978 года) опровергаются представленными материалами дела, протоколом об административном правонарушении, согласно которому на момент проверки у въезда на территорию НСОТ «Татыш» отсутствовала схема с нанесенными на ней въездами, подъездами, пожарными проездами. С данным нарушением председатель НСОТ «Татыш» ФИО7 согласился.
Также необоснованны доводы заявителя о том, что п.31,35,36 Норм пожарной безопасности не указывают на обязанность проходить пожарно-технический минимуму председателями садоводческих товариществ.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, помимо прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п.34 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МСЧ России от 12.12.2007 года №645, обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя. Учитывая, что ФИО3 является председателем НСОТ «Татыш», на него возложена обязанность по прохождению пожарно-технического минимума с отрывом от производства.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья отмечает следующее.
Санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного НСОТ «Татыш» административного правонарушения, имущественное положение НСОТ «Татыш», при этом негативных последствий не наступило, и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым назначить НСОТ «Татыш» административное наказание по части 1 статьи 20.4 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС России» ФИО2 от 22 мая 2019 года о привлечении Некоммерческого садоводческо-огороднического товарищества «Татыш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание о нарушении НСОТ «Татыш», выразившемся в том, что территория садоводства и огородничества не обеспечена противопожарным водоснабжением. Осн.: пункт 16 Правил противопожарного режима в РФ (утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390), пункт 8.5 СНиП 30-02-97*.
Назначить Некоммерческому садоводческо-огородническому товариществу «Татыш» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС №1 МЧС России» ФИО2 от 22 мая 2019 года о привлечении Некоммерческого садоводческо-огороднического товарищества «Татыш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Некоммерческого садоводческо-огороднического товарищества - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Озерский городской суд.
Судья- Ю.Р.Гибадуллина
<>
<>
<>
<>