ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/19 от 30.07.2019 Волоколамского городского суда (Московская область)

Дело № 12-98/19

РЕШЕНИЕ

30 июля 2019 года г.Волоколамск

Волоколамский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Перминовой Е.А.,

с участием защитника адвоката АК г.Москвы Гараева В.С.,

представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Чижовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Ядрово» в лице генерального директора ФИО3 на постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 в отношении ООО «Ядрово» вынесено постановление о назначении административного наказания, которым ООО «Ядрово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство ЖКХ МО поступило обращение гр.ФИО2 (вх.) о нарушениях требований природоохранного законодательства в области охраны окружающего воздуха по адресу: Московская обл., Волоколамский район, в районе 110-116км. Новорижского шоссе, вблизи г.Волоколамска и полигона ТКО «Ядрово».

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12:00 до 19:00 в ходе проведения административного расследования проведен осмотр «северного» (рабочего) и «южного» (нерабочего) тел полигона ТКО «Ядрово», и прилегающей территории.

Осмотром установлено, что на «северном» теле полигона ТКО «Ядрово» осуществляются работы по размещению ТКО. На момент осмотра осуществлялся завоз ТКО, на теле полигона работали каток-уплотнитель и бульдозер. Площадь полигона составляет примерно 10га. Примерно 9,5га пересыпано изолирующим грунтом. Участок полигона площадь 0,5га (50м х 100м), который является рабочей картой, не был пересыпан изолирующим грунтом, что является нарушением требований ч.2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5м, длина 30-50м.

Также установлено, что на рабочей карте полигона установлены сетчатые ограждения высотой 1,8м, для предотвращения разлета легкой фракции отходов производства и потребления. В соответствии с п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года) переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов; высота ограждения – 4-4,5м, рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50мм, ширина щитов принимается 1-1,5м.

Тем самым ООО «Ядрово» нарушило п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года),, п.5.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст.11,12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.39 Федерального закона №39-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 при обследовании территории полигона ТКО «Ядрово» на свалочном теле обнаружены размещенные отработанные автомобильные покрышки (5шт) и химический источник тока – аккумуляторная батарейка (1шт), которые запрещены к размещению на полигоне ТКО «Ядрово». Данный вид отходов отсутствует у ООО «Ядрово» в перечне отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами 1-4 классов опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности, в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ, полученной ООО «Ядрово», что является нарушением требований ст.11 ч.2, ст.14 ч.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 ч.1, ст.39 ч.ч.1-2, ст.51 ч.1 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-1 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Осмотром также установлено, что на «северном» теле полигона ТКО «Ядрово» осуществляются работы по размещению ТКО. На момент осмотра осуществлялся завоз ТКО, на теле полигона работали каток-уплотнитель и бульдозер. Площадь полигона составляет примерно 10га. Примерно 9,5га пересыпано изолирующим грунтом. Участок полигона площадь 0,5га (50м х 100м), который является рабочей картой, не был пересыпан изолирующим грунтом, что является нарушением требований ч.2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5м, длина 30-50м.

На рабочей карте полигона установлены сетчатые ограждения высотой 1,8м, для предотвращения разлета легкой фракции отходов производства и потребления, что является нарушением п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов; высота ограждения – 4-4,5м, рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40-50мм, ширина щитов принимается 1-1,5м.

Тем самым ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 по адресу: Московская обл., Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112км автодороги Волоколамское шоссе (земельный участок с кадастровым номером ) ООО «Ядрово» нарушило п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), п.п.2.4, 5.1 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ст.11,12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.39 Федерального закона №39-ФЗ «Об охране окружающей среды», что квалифицировано, как административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, т.е. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Не согласившись с постановлением, ООО «Ядрово» в лице генерального директора ФИО3 обратилось в Волоколамский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что изложенные в постановлении обстоятельства не являются нарушением материального права, постановление вынесено без изучения доказательств по делу. Считает, что требования, предусмотренные п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, устарели, не отвечают современным требованиям; несоответствие параметров ограждений требованиям, изложенным в Инструкции, не влияет на состояние окружающей среды; на полигоне применяются сетчатые ограждения меньшей высоты, что обеспечивает удержание легких фракций отходов. Обществом приняты все зависящие от него меры по выполнению требований ч.2.4 Инструкции (относительно соблюдения размеров рабочей карты), но этому препятствуют размеры катка-уплотнителя и необходимость эффективно использовать технику. Для соблюдения экологических требований общество постоянно проводит природоохранные мероприятия, мониторинг, технико-технологическое обеспечение, финансирование и подготовку кадров. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.п.1,2,9 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник адвокат Гараев В.С. жалобу поддержал. Показал, что Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов разработана в то время, когда полигоны размещали в отработанных карьерах, катки-уплотнители были маленькие. Чтобы установить 4-метровое ограждение, необходим фундамент, поэтому на полигоне устанавливают более низкие ограждения. Если через них перелетит мусор, сотрудники полигона могут собрать его на санитарно-защитной зоне, ширина которой 500м. На полигоне используют современную технику – уплотнитель, длина рабочей дорожки которого не позволяет обеспечить соблюдение Инструкции. На теле полигона обнаружили батарейку и шины. Это произошло потому, что для работы полигона необходим современный сортировочный комплекс, но предложения ООО «Ядрово» по его созданию не были реализованы. По этой причине на полигоне сортируется только часть мусора (этим занимается индивидуальный предприниматель), остальные отходы выгружаются на тело полигона, разравниваются, сотрудники полигона удаляют предметы, не подлежащие размещению на полигоне, после чего проходит каток-уплотнитель. Считает, что обществом приняты все меры по соблюдению требований законодательства. Их полигон является одним из лучших в России, в 2012-15 годах их работа неоднократно поощрялась благодарственными письмами предприятий, органов местного самоуправления и Губернатора Московской области.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы, дополнительно представленные материалы и подлинное дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15:30 по адресу: Московская обл., Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112км автодороги Волоколамское шоссе (земельный участок с кадастровым номером ) ООО «Ядрово» совершил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно:

размеры рабочей карты полигона составляют 0,5га (50м х 100м), что является нарушением требований ч.2.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой устанавливаются следующие размеры рабочей карты: ширина 5м, длина 30-50м.;

на рабочей карте полигона для предотвращения разлета легкой фракции отходов производства и потребления установлены сетчатые ограждения высотой 1,8м, что является нарушением п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), согласно которой высота переносных сетчатых ограждений должна составлять 4-4,5м.;

на свалочном теле полигона обнаружены размещенные отработанные автомобильные покрышки (5шт) и химический источник тока – аккумуляторная батарейка (1шт), которые запрещены к размещению на полигоне ТКО «Ядрово» в соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ, полученной ООО «Ядрово».

Изложенное является нарушением требований ст.11 ч.2, ст.14 ч.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.34 ч.1, ст.39 ч.ч.1-2, ст.51 ч.1 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-1 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», ч.2.4, п.2.10 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. приказом Минстроя РФ от 02.11.1996 года), и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Вина ООО «Ядрово» в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждается:

определением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, который составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ;

протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от ДД.ММ.ГГГГ года, фототаблицей;

лицензией, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ядрово» получило лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности;

другими материалами дела. Судом также изучены выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет ООО «Ядрово».

Дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом, которое, исследовав все собранные по делу доказательства в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, пришло к обоснованному выводу о виновности ООО «Ядрово» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Право ООО «Ядрово» на защиту при возбуждении и рассмотрении дела не нарушено.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, при отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств, находится в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере, близком к минимальному для юридических лиц.

К жалобе не приобщены, и суду не представлены материалы, указывающие на наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «Ядрово», в связи с чем оснований для применения ст.4.1 ч.ч.3.2, 3.3 КоАП РФ (назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ) суд не усматривает, тем более, что указанные доводы в жалобе не содержатся, защитником суду не заявлены.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли, поскольку указанное административное правонарушение относится к гл.8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и в силу ст.4.5 ч.1 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ составляет 1 год.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Доводы защиты о том, что Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, нарушение которой вменяется в вину обществу, в настоящее время устарела, не принимаются судом, поскольку Инструкция утверждена уполномоченным органом – Министерством строительства РФ от 02.11.1996 года, до настоящего времени не отменена и не признана утратившей силу; других нормативных актов, предусматривающих иное регулирование вопросов, регламентированных Инструкцией, не имеется.

Вопреки доводам жалобы, объяснения о технических характеристиках используемых механизмов (по мнению защиты, не позволяющих соблюдать установленный Инструкцией размер рабочей карты полигона), а также о способе контроля за легкими фракциями мусора, перелетевшими через невысокое ограждение (путем их сбора в пределах санитарно-защитной зоны) не свидетельствуют о том, что обществом приняты все возможные меры по соблюдению требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, доводы жалобы направлены на иную юридическую и фактическую оценку обстоятельств дела и переоценку выводов уполномоченного должностного лица, что само по себе основанием для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не является.

Иных правовых доводов, вызывающих сомнение в законности и обоснованности обжалуемого постановления, в жалобе не содержится.

Суд также не усматривает нарушений требований КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем жалоба ООО «Ядрово» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО1 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Ядрово» – оставить без изменения, а жалобу ООО «Ядрово» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.

Судья Е.А.Перминова