Дело № 12-98/2020 * 33RS0015-01-2020-002597-64Р Е Ш Е Н И Е
Судья Петушинского районного суда Владимирской области Язев И.В., рассмотрев жалобу ООО «Хартия» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям № от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Хартия»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Владимирской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Белова В.Н. № от дата юридическое лицо ООО «Хартия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * руб.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Хартия» обратилось с жалобой в Петушинский районный суд, просит постановление отменить, производство прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указано, что ООО «Хартия» не ввозило ТКО из другого субъекта (города Москвы), а осуществляло перегрузку ТКО на территории Владимирской области в г. Покрове, что свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения.
Представитель ООО «Хартия» ФИО1 в судебном заседании поддержал жалобу по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно представитель пояснил, мусор с территории другого субъекта не ввозился, имела место перегрузка мусора в городе * на производственной базе по адресу: адрес, при этом накопления мусора по данному адресу не было. Места перегрузки ТКО не подлежат включению в территориальную схему, следовательно, действия Общества не являются незаконными.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что ООО «Хартия» нарушило территориальную схему по обращению с отходами на территории Владимирской области, осуществило накопление мусора на территории города Покров, в отсутствие разрешительной документации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что дата в соответствии с приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 22.07.2020 № 515-П «Об утверждении планового (рейдового) задания сотрудниками Управления совместно с сотрудниками УМВД России по Владимирской области проводился осмотр транспортных средств, осуществляющих транспортировку твердых коммунальных отходов на территории Петушинского района Владимирской области».
В ходе проверки установлено, что в * мин. на автомобильной дороге *государственным инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Владимирской области, старшим лейтенантом полиции * был остановленгрузовой автомобиль *, государственный номерной знак №, прицеп государственный номерной знак № осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов.
Водитель вышеуказанного транспортного средства * в ходе разговора с государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям * пояснил, что везет мусор по маршруту, согласно путевого листа. После проверки документов была проведена дальнейшая фиксация маршрута движения вышеуказанного автомобиля. В ходе фиксации установлено:
- в *
*
*
*
Результаты рейдового мероприятия послужили основанием составления протокола об административном правонарушении № от дата в отношении ООО «Хартия» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В дальнейшем при ознакомлении представителя ООО «Хартия» ФИО3 (доверенность от дата№), последняя, с протоколом об административном правонарушении № от дата не согласилась и пояснила, что вышеуказанное транспортное средство (мусоровоз с прицепом) следовало из адрес на автобазу в адрес пустым. На автобазе в адрес автомобиль был загружен твердыми коммунальными отходами и проследовал для разгрузки на территорию Центра по переработке и утилизации ТБО, расположенного у дер. адрес.
В подтверждении своих доводов * представлен заверенный договор аренды производственных помещений и земельного участка за № от дата согласно которого ООО «Хартия» приняло в аренду от ЗАО «*» помещения общей площадью * кв.м. и часть прилегающего земельного участка площадью 0,36 га, расположенные по адресу: адрес
Согласно служебной записке начальника отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям *., по адресу: адрес юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не выдавалась.
Вместе с тем департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области в ответ на запрос Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от дата№ сообщил, что территориальная схема по обращению с отходами на территории Владимирской области, утвержденная постановлением департамента природопользования от дата№ не предусматривает наличие действующего объекта по обращению с отходами (объект перегрузки, накопления, сбора обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов) по адресу: Владимирская адрес (письмо от дата№).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст.11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (п.1 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ).
Требования к территориальным схемам обращения с отходами закреплены в ст.13.3 Федерального закона №89-ФЗ.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в т.ч., схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (п.3 ст.13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).В соответствии с положениями п.п.1, 7, 8 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ именно региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами и представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
В силу п.10 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области утверждена дата постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды № «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» (далее - Территориальная схема).
Согласно разделу 1 Территориальной схемы, она обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами и реализацию положений Стратегии обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с разделом 9 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов» Территориальной схемы, прием отходов из других субъектов Российской Федерации на территорию Владимирской области, не предусмотрен.
Таким образом, Территориальная схема не предусматривает наличие соответствующих потоков из иных регионов и с объектов, не включенных в Территориальную схему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, указанных в данной норме.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования № от дата, ООО «Хартия» посредством автомобиля *, государственный номерной знак № прицеп государственный номерной знак №, нарушило территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области, утвержденную постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от дата№, где прием отходов из других субъектов РФ на территории Владимирской области запрещен.
Согласно протоколу № от дата следует, что дата около * мин. ООО «Хартия» при осуществлении деятельности по транспортировке и размещению отходов на Полигон ТБО у д. адрес с использованием автомобиля *, государственный номерной знак №, прицеп государственный номерной знак №, нарушило территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области, утвержденную постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от дата№ в соответствии с которой прием отходов из других субъектов Российской Федерации на территории Владимирской области не предусмотрен.
Таким образом, названные доказательства фиксируют вину ООО «Хартия» в нарушении территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области в виде перемещения на территорию Владимирской области отходов из другого субъекта РФ.
Обжалуемое постановление вынесено на основании исследования названного акта и протокола по делу об административном правонарушении, между тем в нем не указано, какие именно действия ООО «Хартия» вменяются ему в вину (ввод отходов из иного субъекта РФ, накопление и складирование, перегруза, загрузка мусора в городе Покров Петушинского района Владимирской области).
Должностное лицо Ростехнадзора в ходе проведения проверки и при вынесении обжалуемого постановления не установило место загрузки ООО «Хартия» ТКО, место выгрузки ТКО на территории Петушинского района. Так же в материалах дела отсутствуют надлежащая определенность события и состава административного правонарушения (согласно протоколу по делу об административном правонарушении ТКО ввезено во Владимирскую область из иного субъекта РФ).
С учетом изложенного вывод должностного лица о наличии события вменяемого юридическому лицу - ООО «Хартия» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек. При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы, подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Владимирской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 № от дата. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Хартия».
Дело направить на новое рассмотрение должностному лицу.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии настоящего решения.
Судья: подпись. ФИО5