ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/20 от 27.11.2020 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело №12-98/2020

УИД 37MS0055-01-2019-000020-07

Р Е Ш Е Н И Е

г.Шуя Ивановской области 27 ноября 2020 года

Судья Шуйского городского суда Ивановской области Шальнова Н.В.,

при секретаре Лаговской М.А.,

с участием

лица, в отношении которого ведется производство

по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 29 сентября 2020 года о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Шуйского судебного района в Ивановской области ФИО2 от 29 сентября 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, будучи несогласным с фактом привлечения к административной ответственности, обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи от 29 сентября 2020 года, просил его отменить и производство по делу прекратить, указывая, что:

- в рамках осуществления плановой документарной проверки сотрудниками Комитета Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения не использовался проверочный лист (списки контрольных вопросов), чем нарушили положения п.6 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что свидетельствует о том, что материалы дела об административном правонарушении получены с нарушением закона и не могут быть использованы в качестве доказательств,

- паспорт безопасности территории Шуйского муниципального района в силу грифа «секретно» и соответственно отнесения к документам, оборот которых регламентирован Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1, не мог быть предоставлен комиссии из сотрудников Комитета, участвовавших в проверке и не предъявивших допуска к сведениям, составляющим государственную тайну,

- об отнесении паспорта к сведениям, составляющим государственную тайну, Комитет был проинформирован письмом администрации до начала проверки, при этом в период проведения проверки каких-либо мотивированных запросов о предоставлении иных необходимые документов, позволяющих оценить исполнение обязательных требований, не поступало.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, доводы своей жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить, а постановление мирового судьи от 29 сентября 2020 отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Инспектор В*** В.Т. в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв, в котором фактически не соглашаясь с доводами жалобы ФИО1, полагает о наличии в его действиях состава административного правонарушения, в связи непредставлением им паспорта безопасности и подтверждающих документов его наличия.

Суд, заслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст.19.4 КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Из материалов дела следует, что 21 августа 2020 года старшим государственным инспектором отдела гражданской защиты населения комитета Ивановской области по обеспечению деятельности мировых судей и гражданской защиты населения В*** В.Т. в отношении начальника отдела ГОЧС и безопасности администрации Шуйского муниципального района ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в связи с тем, что им не представлены паспорт безопасности территории Шуйского муниципального района с приложениями и документы, подтверждающие направление второго экземпляра паспорта безопасности территории, в главное Управление МЧС России по Ивановской области.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 29 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка №1 Шуйского судебного района в Ивановской области действия ФИО1 переквалифицированы с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ на ч.1 ст.19.4 КоАП РФ и ему назначено административного наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Принимая решение о наличии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности мировой судья исходил из того, что данное должностное лицо администрации, умышленно не исполнив предписание, не предоставило в период проведения документарной проверки в Комитет либо его сотрудникам паспорт и подтверждающие документы с помощью фельдъегерской службы. Доводы ФИО1 о невозможности предоставления сотрудникам Комитета паспорта и подтверждающих документов в силу их отнесения к документам, содержащим сведения о государственной тайне, мировым судом оценены как основанные на ошибочном толковании закона.

Между тем выводы мирового судьи являются ошибочными по следующим обстоятельствам.

Диспозиция ч.1 ст.19.4 КоАП РФ предусматривает умышленное неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), которое в силу положений ч.1 ст.2.1 КоАП РФ должно также быть противоправным.

Согласно ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Из системного толкования данных правовых норм следует, что правомерное неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), равно как и неповиновение незаконному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что паспорт безопасности территории Шуйского муниципального района в силу грифа «секретно» относится к документам, оборот которых регламентирован Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1 (далее – Закон о государственной тайне). О наличии в паспорте сведений, составляющих государственную тайну, администрация письменно заблаговременно и до начала проверки письмом от 8 июня 2020 года уведомила Комитет, то есть сообщила об особом правовом режиме доступа для ознакомления с паспортом. При этом письмо от 8 июня 2020 года по существу относится к подтверждающим документам об исполнении администрацией предписания Комитета в этой части.

Согласно ст.8 Закона о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Учитывая, что в соответствии со ст.16 Закона о государственной тайне взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.

Положения ст.16 Закона о государственной тайне конкретизируются в соответствующем подзаконном акте – Постановлении Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (далее – Постановление № 63), п.66 которого предусматривает доступ граждан ксведениям, составляющим государственную тайну, в организациях осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания(форма 5), документов, удостоверяющих личность, и справок о допуске по соответствующей форме (формы 6-8). Требования п.66 Постановления №63 в связи с намерением ознакомиться с паспортом сотрудниками Комитета В*** В.Т., К*** В.Л. и Я*** Е.В., равно как иными сотрудниками Комитета не были выполнены. В силу отсутствия иного предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка ознакомления сотрудников Комитета с паспортом бездействие ФИО1 по непредставлению этого документа в соответствии с предписанием корреспондирует требованиям Закона о государственной тайне.

Таким образом, из материалов дела следует, что должностным лицом ФИО1 были приняты исчерпывающие меры по исполнению запроса Комитета о предоставлении паспорта безопасности территории Шуйского муниципального района с приложенными документами, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 29 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене.

В силу наличия безусловного основания для отмены обжалуемого заявителем постановления суд не рассматривает иные доводы, приведенные в обоснование незаконности постановления мирового судьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Шуйского судебного района в Ивановской области от 29 сентября 2020 года о признании ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в порядке, установленном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья Н.В.Шальнова