по делу № 12-98/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Курганинск 01 декабря 2016 года
Судья Курганинского районного суда Краснодарского края Коробкин С.А., с участием представителя юридического лица ООО «Галан», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан» и жалобу на данное постановление,
установил:
31.10.2016 года в Курганинский районный суд поступила жалоба старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан», с ходатайством о восстановлении срока для принесения жалобы на данное постановление.
Данное постановление государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловал в суд, обосновав тем, что Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 30.09.2015 г. по результатам проверки в отношении юридического лица ООО «Галан» было вынесено представление № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому предприятию ООО «Галан» предписывалось разработать паспорта на отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия и подлежащие паспортизации: отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (фильтры воздушные автомобильные отработанные), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, смет с территории предприятия), бумага, загрязнённая маслами, зола лузги подсолнечника, тара из-под лакокрасочных материалов, отработанная транспортерная лента, отработанные тканевые фильтры, загрязнённые жирами. Обществом представлены: письмо Росприроднадзора от 14.10.2015 года № «О результатах рассмотрения ФБУ «ФЦАО» материалов установления классов опасности отходов для окружающей природной среды», заявление (№ от 15.12.2015 года о направлении в уведомительном порядке паспортов отходов I-IV классов опасности, заявление от 15.12.2015 года «О подтверждении отнесения видов отходов к конкретным классам опасности и включения их в ФККО и БДО, направленные в Управление Росприроднадзора по КК и РА, письма, направленные директора ФБГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (№ от 16.02.2016 года, № от 28.04.2016 года, № от 05.05.2016 года), заявление № от 25.04.2016 года «О направлении паспортов отходов I-IV классов опасности», по результатам рассмотрения которого по состоянию на 20.06.2016 года подтверждено отнесение видов отходов к конкретным классам опасности и составлены паспорта на отходы I-IV классов опасности. Таким образом, предписание от 30.09.2015 года № в срок до 20.05.2016 года не исполнено, а исполнено к 20.06.2016 года, то есть в действиях должностного лица Черной Л.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года по делу поступило в Управление 10.10.2016 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, следовательно, возможность обжалования в установленный законом срок отсутствовала. Просил восстановить срок для обжалования постановления мирового судьи и отменить постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 121), не явился, суду о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась и пояснила суду, что 30.09.2015 г. по результатам проверки в отношении юридического лица ООО «Галан» было вынесено представление № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому предприятию ООО «Галан» предписывалось разработать паспорта на отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия и подлежащие паспортизации: отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (фильтры воздушные автомобильные отработанные), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, смет с территории предприятия), бумага, загрязнённая маслами, зола лузги подсолнечника, тара из-под лакокрасочных материалов, отработанная транспортерная лента, отработанные тканевые фильтры, загрязнённые жирами. К 14.07.2015 г. предприятие ООО «Галан» направило все необходимые документы в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для подтверждения соответствия данных видов отходов определённым видам отходов, включённых в ФККО и БДО, отнесения видов отходов к конкретным классам опасности для окружающей среды и включения их в ФККО и БДО. В ходе устранения нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований ООО «Галан» получило положительное экспертное заключение ФБУ «ФЦАО» по материалам установления классов опасности отходов для окружающей природной среды от 14.10.2015 г., на основании которого были составлены и утверждены паспорта опасных отходов I-IV классов, и 15.12.2015 г. направлены в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому Краю и Республике Адыгея. Для получения положительного экспертного заключения на паспорт в отношении вида отходов - «отработанные фильтры тканевые, загрязнённые растительными маслами», необходимо было повторно направить материалы для установления класса опасности отхода, конкретизировав технологический процесс образования отходов и сведения о происхождении отхода, условие образования, а также указать химическую природу компонентов. 22.12.2015 г. заявление с приложенными материалами о подтверждении отнесения видов отходов (фильтры из хлопчатобумажной ткани, загрязнённые растительными маслами) к конкретным классам опасности для окружающей среды было сдано в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. В свою очередь Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направило в ФБУ ФЦАО заявку ООО «Галан» по вопросу рассмотрения материалов, принятии решения и выдаче экспертного заключения. Согласно требованиям нормативных актов, а именно Приказа Роприроднадзора № 701 от 07.11.2014 года заключение по направленным материалам на последний паспорт они должны были получить 22.03.2016 г.. Однако экспертное заключение в установленный срок не получили, при этом неоднократно, а именно 16.02.2016 г., 28.03.2016 г., 05.05.2016 г., обращались письменно по вопросу ускорения рассмотрения представленных материалов и выдаче заключения. Но не смотря на установленные законом сроки и их просьбы об ускорении рассмотрения материалов, экспертное заключение на последний паспорт вида отходов - «фильтры из хлопчатобумажной ткани, загрязнённые растительными маслами», было утверждено только 16.06.2016 г.. Они обращались в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с заявлением о продлении срока выполнения предписания № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, ссылаясь на то, что документы все подготовлены, но последнее экспертное заключение ещё не получено. Но в продлении срока выполнения предписания им было отказано. Кроме того в адрес Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея до истечения срока, установленного в предписании, направлялся отчёт о ходе выполнения предписания. Полагает, что ООО «Галан» по независящим от него обстоятельствам, то есть при отсутствии вины, не смогло в установленный в предписании № от 30.09.2016 г. срок, то есть до 20.05.2016 г., разработать и утвердить все перечисленные в предписании паспорта отходов. Просит жалобу оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, доводы жалобы и представленные с ней документы, суд находит ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы подлежащим удовлетворению, постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан» не подлежащим отмене, а жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года по делу поступило в Управление 10.10.2016 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции. Жалоба составлена 19.10.2016 года и направлена мировому судье судебного участка № 168 Курганинского района 20.10.2016 года, о чём свидетельствует штамп на почтовом отправлении, поступила мировому судье судебного участка № 168 Курганинского района 25.10.2016 года.
Срок на подачу жалобы не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием корреспонденции (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции и т.п.).
Таким образом, суд причину пропуска Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея срока для принесения жалобы признает уважительной и считает возможным восстановить срок для её подачи.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что представленные в судебном заседании письменные доказательства и установленные в ходе производства по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод о том, что юридическим лицом ООО «Галан» были предприняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания по устранению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в установленный в предписании срок. В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо доказательства о наличии вины юридического лица, которые бы опровергали утверждения представителя в том, что по независящим от них обстоятельствам не смогли в установленный срок разработать паспорта на отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия и подлежащие паспортизации.
Ст. 19.5 КоАП РФ в обобщенном виде для многих субъектов управления определяет ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор или государственный контроль.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
С субъективной стороны правонарушения характеризуются прямым умыслом.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что 30.09.2015 г. по результатам проверки в отношении юридического лица ООО «Галан» было вынесено представление № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому предприятию ООО «Галан» предписывалось разработать паспорта на отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия и подлежащие паспортизации: отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (фильтры воздушные автомобильные отработанные), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, смет с территории предприятия), бумага, загрязнённая маслами, зола лузги подсолнечника, тара из-под лакокрасочных материалов, отработанная транспортерная лента, отработанные тканевые фильтры, загрязнённые жирами. Согласно материалам дела по состоянию на 14.07.2015 года ООО «Галан» направило все необходимые документы в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для подтверждения соответствия данных видов отходов определённым видам отходов, включённых в ФККО и БДО, отнесения видов отходов к конкретным классам опасности для окружающей среды и включения их в ФККО и БДО. В последующем ООО «Галан» положительное экспертное заключение ФБУ «ФЦАО» по материалам установления классов опасности отходов для окружающей природной среды № от 14.10.2015 г., на основании которого были составлены и утверждены паспорта опасных отходов I-IV классов, и в уведомительном порядке 15.12.2015 г. (вх. №) направлены в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому Краю и Республике Адыгея. Для получения положительного экспертного заключения на паспорт в отношении вида отходов - «отработанные фильтры тканевые, загрязнённые растительными маслами», необходимо было повторно сдать материалы для установления класса опасности отхода, конкретизировав технологический процесс образования отходов и сведения о происхождении отхода, условие образования, а также указать химическую природу компонентов. 22.12.2015 г. заявление с приложенными материалами о подтверждении отнесения видов отходов (фильтры из хлопчатобумажной ткани, загрязнённые растительными маслами) к конкретным классам опасности для окружающей среды было сдано в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (вх. №). В свою очередь Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направило в ФБУ ФЦАО заявку ООО «Галан» по вопросу рассмотрения материалов, принятия решения и выдачи экспертного заключения (вх. №). Согласно требованиям нормативных актов, а именно Приказа Роприроднадзора № от 07.11.2014 года, заключение по направленным материалам на последний паспорт должно было быть представлено ООО «Галан» не позднее 22.03.2016 г., однако экспертное заключение в установленный срок ООО «Галан» не получило, при этом неоднократно, а именно 16.02.2016 г., 28.03.2016 г., 05.05.2016 г., предприятие обращалось письменно в ФБУ «ФЦАО» по вопросу ускорения рассмотрения представленных материалов и выдаче заключения. Но не смотря на установленные законом сроки и их просьбы об ускорении рассмотрения материалов, экспертное заключение на последний паспорт вида отходов - «фильтры из хлопчатобумажной ткани, загрязнённые растительными маслами», было утверждено только 16.06.2016 г. ООО «Галан» обращалось в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с заявлением о продлении срока выполнения предписания № об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, ссылаясь на то, что документы все подготовлены, но последнее экспертное заключение ещё не получено по не зависящим от них обстоятельствам. Но в продлении срока выполнения предписания было отказано. Кроме того, в адрес Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея до истечения срока, установленного в предписании, направлялся отчёт о ходе выполнения предписания (вх. №эл от 18.05.2016 г.).
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица ООО «Галан» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку суду не было представлено доказательств его виновности в части осознания противоправности своих действий (бездействия), предвидения его вредных последствий и желания наступления таких последствий или сознательного их допущения либо отношения к ним безразлично, поскольку материалы дела свидетельствуют о принятии юридическим лицом исчерпывающих мер по выполнению предписания №.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным и обоснованным.
Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Удовлетворить ходатайство старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан».
Постановление мирового судьи судебного участка № 168 Курганинского района от 20.09.2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Галан» оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Краснодарский краевой суд.
Судья (подпись)