Дело № 12-98/2017
РЕШЕНИЕ
г. Новотроицк 17 октября 2017 года
Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Этманова Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» на постановление № 03-172/2017 от 09.08.2017 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области – эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» (далее ООО «УКХ»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области – эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 № 03-172/2017 от 09.08.2017 ООО «УКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «УКХ» обратилось в Новотроицкий городской суд с жалобой, в которой просит признать постановление от 09.08.2017 незаконным и отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с каждой организации и индивидуального предпринимателя, чья хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, оказанное ООО «УКХ» в 2016 году, представленная в Управление 10.03.2017 Общество полностью произвело начисление и уплату за негативное воздействие на окружающую среду, образовавшееся в результате хозяйственной деятельности ООО «УКХ». Указанные в постановлении отходы: осадок из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных вод в количестве 300,600 тонн, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных вод в количестве 2569,900 тонн, мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный в количестве 15,260 тонн, не относятся к хозяйственной деятельности ООО «УКХ», а приходят на очистные сооружения по сточной канализации со всего г. Новотроицка.
В судебном заседании представитель ООО «УКХ» ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что складирование ила избыточного, образовавшегося в результате очистки сточных вод не относится к деятельности ООО «УКХ» по размещению отходов, отсутствуют доказательства негативного воздействия на окружающую среду в результате его складирования, в связи с чем, ООО «УКХ» не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Просила жалобу удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среду по Оренбургской области ФИО1 в ходе судебного заседания 02.10.2017 пояснил, что жалоба на постановление является необоснованной, постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ вынесено законно и обоснованно, поскольку предприятие ООО «УКХ» является владельцем городских биологических очистных сооружений хозбытовой канализации. В результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «УКХ» на очистных сооружениях образуются следующие отходы, в том числе: мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный, IV класса опасности, осадок из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный, IV класса опасности, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, IV класса опасности. При проведении проверки произведен отбор образцов. В соответствии с Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «УКХ» за 2016 год в результате хозяйственной деятельности в 2016 году образовалось 18,241 тонн отходов IV-Vклассов опасности, из них размещено 4,141 тонн отходов IV-V классов опасности. Вместе с тем, согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) и данных первичного учета Предприятием в 2016 году образовано и размещено 2900, 082 тонн отходов IV-V классов опасности, в том числе осадок из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых хозяйственно-бытовых и смешанных вод в количестве 300,600 тонн, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод в количестве 2569,900 тонн, мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный в количестве 15, 260 тонн. Просил в удовлетворении жалобы отказать.
Судья, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной названного правонарушения является бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 того же Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно абз. 2, 4 и 19 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ч. 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шлейфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
На основании п. 1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среде плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктами 1, 2, 3, 5 ст. 16.4 Закона об окружающей среде установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанность вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные нормами Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Судом установлено, что в период с 29.06.2017 по 26.07.2017 Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «УКХ» требований природоохранного законодательства Российской Федерации, с выездом на проверяемый объект.
Проверкой установлено, что ООО «УКХ» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица.
Основными видами деятельности Общества являются: производство и распределение тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, оказание услуг по канализации стоков, удалению отходов и санитарной обработке и др.
ООО «УКХ» осуществляет деятельность по сбору, обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности в соответствии с лицензией от 21.02.2012 серия 056 № 00047.
На государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду поставлены городская свалка ТБО и очистные сооружения (Оренбургская область, г. Новотроицк, <...>).
Оспариваемым постановлением ООО «УКХ» привлечено к ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, выразившееся в размещении отходов производства и потребления за 2016 год в виде: осадка из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных вод (образованный в количестве 300,600 тонн, код по ФККО 72210201394), ила избыточного биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (образованный в количестве 2560,900 тонн, код по ФККО 72220001394), мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасного (образованный в количестве 15,260 тонн, код по ФККО 72210101714).
С выводами должностного лица в постановлении о невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства за 2016 год в виде осадка из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных вод (образованный в количестве 300,600 тонн, код по ФККО 72210201394), мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасного (образованный в количестве 15,260 тонн, код по ФККО 72210101714), судья соглашается, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, подтверждаются исследованными доказательствами и соответствуют нормам действующего законодательства.
Доводы жалобы ООО «УКХ» о том, что общество не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данные отходы образованы в результате поступления сточных вод со всего г. Новотроицка, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что осадок из песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных вод, мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный, ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод образуются в результате хозяйственной деятельности ООО «УКХ» по очистке сточных вод на очистных сооружениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая субъективную сторону вмененного правонарушения, суд приходит к выводу, что обществом не представлены доказательства невозможности исполнения возложенной на него законом обязанности по своевременному внесению платы негативное воздействие на окружающую среду, а также проявления той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством.
Между тем, с выводом должностного лица в оспариваемом постановлении о невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов в виде: ила избыточного биологического очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (образованный в количестве 2560,900 тонн, код по ФККО 72220001394) судья не соглашается, считая их ошибочными по причине неверного толкования закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2012 СНиП2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Учитывая, что размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, следует считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов.
Данные разъяснения даны в письмах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.11.2013 № 05-12-44/21713, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.09.2014 № ОД-03-03-36/14249, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.02.2015 № 2279-01/04, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630, и были доведены до сведения территориальных органов Росприроднадзора.
Следовательно, иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит частичному изменению путем исключения вывода о необходимости внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов в виде ила избыточного биологического очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (образованный в количестве 2560,900 тонн, код по ФККО 72220001394).
В соответствии с ч.2 п.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» удовлетворить частично.
Постановление № 03-172/2017 от 09.08.2017 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области – эксперта экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» изменить, исключить из него вывод о том, что обществом с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» не внесена плата за размещение в 2016 году отходов в виде ила избыточного биологического очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (образованный в количестве 2560,900 тонн, код по ФККО 72220001394).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.Е. Этманова