ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/2018 от 12.03.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 12 марта 2018 года

Судья Балашихинского городского суда <адрес> Дошин П.А., рассмотрев жалобу МУП «Балашихинский Водоканал» на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Балашихинский Водоканал» (далее - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно указанного постановления, 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», нарушение соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от года ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в осуществлении МУП «Балашихинский Водоканал» деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, а именно выразившейся в нарушении почвенного покрова на площади 3,8x5,5 метров (раскоп грунта) в результате производства ремонтных аварийных работ по устранению протечки водопровода системы водоснабжения квартала Абрамцево в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, квартал Абрамцево, в поле за домом .

Исходя из того, что границы национального парка и его охранной зоны определены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО9 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Предприятие в жалобе просит отменить указанное постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. Законом - п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»не предусмотрено требование о возможности эксплуатации объекта, расположенного на территории национального парка как особо охраняемой природной территории, только при наличии соответствующего согласования. Данным законом также не предусмотрены порядок и форма согласования, а также обязанность хозяйствующих субъектов по инициированию согласования вопросов социально-экономической деятельности.

Представитель МУП «Балашихинский Водоканал» в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы.

Представитель Национального парка «Лосиный остров» в судебное заседание не явились, извещались.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст.24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО7 о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории Алексеевского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО8 составлен акт осмотра (обследования) территории , в котором указано, что в ходе осмотра, обследования территории установлено: на территории квартала Абрамцево, на землях стороннего пользования в границах национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: в поле за домом под ЛЭП высоковольтной, МУП «Балашихинский Водоканал» производило ремонтные аварийные работы по устранению протечки водопровода системы водоснабжения квартала Абрамцево. При проведении работ произведено вскрытие участка водопровода (раскоп) на площади 3,8 х 5,5 метра, с помощью экскаватора, с отвалом извлеченного грунта вблизи раскопа на почву на площади 3,0 х 5,5 метра. Производство работ зафиксировано фотоаппаратом Canon Power Shot А470 № с инвентарным номером . Замеры производились рулеткой с инвентарным номером: ;

- ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО8 вынесено определение -А17(01) о административного расследования в отношении неустановленного лица;

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО8 посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением направлено в МУП «Балашихинский Водоканал» определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении: учетной карточки МУП «Балашихинский Водоканал»; заверенной копии Устава; приказа о назначении руководителя; свидетельства о государственной регистрации юридического лица; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; разрешительной документации на проведение ремонтных аварийных работ по устранению протечки водопровода системы водоснабжения квартала Абрамцево по адресному ориентиру: <адрес>, квартала Абрамцево, в поле за домом ; согласование социально-экономической деятельности с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России для проведения ремонтных аварийных работ по устранению протечки водопровода системы водоснабжения квартала Абрамцево по адресному ориентиру: <адрес>, квартал Абрамцево, в поле за домом ;

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО8 посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением направлена в МУП «Балашихинский Водоканал» повестка, явиться ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам 00 минутам полномочному представителю МУП «Балашихинский Водоканал» по адресу: <адрес> 21 км (контора лесопарка) к старшему государственному инспектору в области охраны окружающей среды ФИО8 для дачи объяснения, а в случае подтверждения информации послужившей поводом к возбуждению дела об административном правонарушении для участия в составлении протокола об административном правонарушении;

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут полномочный представитель МУП «Балашихинский Водоканал» не явился;

представителем МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 заявлено ходатайство об отложении явки представителя для участия в разрешении дела об административном правонарушении до 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут полномочный представитель МУП «Балашихинский Водоканал» не явился;

представителем МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 заявлено ходатайство об отложении явки представителя для участия в разрешении дела об административном правонарушении до 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут представитель МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 явилась, представила объяснения о не согласии МУП «Балашихинский Водоканал» с вменяемом ему совершении им административного правонарушения, представила заверенные копии следующих документов: ордера на право производства земляных работ на территории городского округа <адрес> от 24.11.2б17, выданного представителю МУП «Балашихинский Водоканал», согласования социально-экономической деятельности с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

- обращение МУП «Балашихинский Водоканал» в Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; обращения МУП «Балашихинский Водоканал» в Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; Устава МУП «Балашихинский Водоканал»; свидетельства о государственной регистрации юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал»; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе МУП «Балашихинский Водоканал»; приказа от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в должность директора МУП «Балашихинский Водоканал»;

- ДД.ММ.ГГГГ старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО8 составила протокол в отношении юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал» о том, что в 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ совершено нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», нарушение соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от года ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в осуществлении МУП «Балашихинский Водоканал» деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, а именно выразившейся в нарушении почвенного покрова на площади 3,8x5,5 метров (раскоп грунта) в результате производства ремонтных аварийных работ по устранению протечки водопровода системы водоснабжения квартала Абрамцево в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» по адресному ориентиру: <адрес>, квартал Абрамцево, в поле за домом ;

- при составлении протокола об административном правонарушении юридическому лицу МУП «Балашихинский Водоканал» в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 разъяснены его права и обязанности, а также перед началом дачи объяснений разъяснена ст. 51 Конституции РФ; :;,

в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП «Балашихинский Водоканал» в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 дало письменное объяснение о не согласии МУП «Балашихинский Водоканал» с вменяемом ему совершении им административного правонарушения;

согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МУП «Балашихинский Водоканал» в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении извещено надлежащим образом; -

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 40 минут на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении представитель юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) явилась, представила объяснения (от ДД.ММ.ГГГГ вх ) о несогласии МУП «Балашихинский Водоканал» с вменяемом ему совершении им административного правонарушения; »

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении до 10 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ в связи с истребованием дополнительных материалов по делу и необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств дела.

ДД.ММ.ГГГГ определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении вместе с повесткой на рассмотрение протокола посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением направлено МУП «Балашихинский Водоканал» по юридическом адресу;

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении представитель юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) явилась, в устной форме поддержала позицию о не согласии МУП «Балашихинский Водоканал» с вменяемом ему совершении им административного правонарушения;

отводы и ходатайства по делу об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал» вновь не поступали.

Действия МУП «Балашихинский Водоканал» квалифицированы должностным лицом органа административной юрисдикции по ст. 8.39 КоАП РФ.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Указанная норма является бланкетной, поскольку предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По смыслу ст. 8.39 КоАП РФ под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В силу п. 4 ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Установлено, что границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО9 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес>ФИО9 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. На основании Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении и дальнейшем развитии

Постановления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров». Постановлением Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка расширены.

Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с право удостоверяющими документами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Нормы, закрепленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", являются императивными, т.е. обязательными для исполнения.

ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Для согласования социально-экономической деятельности МУП «Балашихинский Водоканал» должно было обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо МУП «Балашихинский Водоканал», обязано осуществлять свою социально-экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. МУП «Балашихинский Водоканал» не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при ведении социально-экономической деятельности в границах особо охраняемой природной территории национального парка «Лосиный остров» и не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность статьей 8.39 КоАП РФ.

Вышеуказанная деятельность юридического лица МУП «Балашихинский Водоканал» зафиксирована фотоаппаратом Canon Power Shot А470 № с инвентарным номером и подтверждается:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся основной формой фиксации правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ;

актом осмотра (обследования) территории от ДД.ММ.ГГГГ;

- объяснениями представителя МУП «Балашихинский Водоканал» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1;

- ордером на право производства земляных работ на территории городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного представителю МУП «Балашихинский Водоканал»;

- согласованием социально-экономической деятельности с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды -Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ;

выкопировкой из плана Алексеевского лесопарка с указанием места совершения правонарушения, границ национального парка;

выкопировкой из публичной кадастровой карты с указанием места совершения правонарушения, границ национального парка

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положения, закрепленные в ст.8.39 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» являются императивными, то есть обязательными для исполнения, а отсутствие порядка согласования не освобождает лицо от соблюдения требований п.4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях».

Таким образом, доводы жалобы о незаконности вынесенного по делу об административном правонарушении постановления, обоснованными быть признаны не могут.

Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены или изменения состоявшегося в отношении Общества постановления, должностным лицом административного органа допущено не было.

Действия Общества квалифицированы верно, наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, с учтены характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств.

Таким образом оснований удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу МУП «Балашихинский Водоканал» оставить без удовлетворения.

Судья Дошин П.А.