Дело №12-98/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
14 февраля 2018 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>, на постановление заместителя главного государственного инспектора Железнодорожного района г.Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на постановление ФИО1 поставила вопрос об его отмене, указав, что протокол не подписан должностным лицом; в акте проверки отсутствует дата, время и продолжительность проверки; в распоряжении и акте проверки отсутствует точное место проведения проверки (не указан номер квартиры); не была уведомлена надлежащим образом о проведении проверки; процессуальные документы по делу не содержат указания и доказательств того, что обследуемое помещение относится к категории «гостиница» или «хостел»; ей на праве собственности принадлежит двухкомнатная <адрес> в <адрес>; квартира расположена в панельном доме на первом этаже, вход в нее осуществляется через общий подъезд дома; в жилом помещении имеется кухня, ванная комната, санузел и огнетушитель; на двери квартиры или рядом с ней отсутствуют информационные таблички о том, что данный объект является гостиницей или хостелом; в квартире отсутствуют администратор, уборщики и другие работники; имеется патент на право применения в 2017 году патентной системы налогообложения в осуществлении предпринимательской деятельности – сдача в аренду (наем) жилых помещений; ссылка государственного инспектора на нарушение противопожарных норм и правил несостоятельна, поскольку данные нормы распространяются на помещения общественного назначения; деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться после перевода жилого помещения в нежилое и его оснащения оборудованием, необходимым для оказания услуг надлежащего качества; перевод квартиры в нежилое помещение произведен не был; не установлена дата и время (событие) правонарушения; в предписании указано, что проверка проведена в ДД.ММ.ГГГГ года; правонарушение не привело к причинению какого-либо вреда, отсутствует имущественный ущерб; ранее к административной ответственности не привлекалась.
Согласно письменному отзыву, заместитель главного государственного инспектора Железнодорожного района г.Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 просит отказать в удовлетворении жалобы; акт проверки оформлен в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития РФ №141; ФИО1 от получения распоряжения о проведении проверки уклонялась, в связи с чем, данное распоряжение вручено ей ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 25 минут; проверка началась ДД.ММ.ГГГГ с ознакомления с распоряжением, в том числе с запросом необходимых документов; раздел «дата и время проведения проверки» в середине первого листа заполняется в случае проведения проверок нескольких объектов защиты, принадлежащих одному лицу; при оформлении результатов проверки нормы ст.16 Федерального закона №294 не нарушены; в ходе предварительной проверки по обращению гражданки ФИО3 осуществлён выезд по указанному в заявлении адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что на первом этаже многоквартирного жилого дома (в <адрес>) располагаются помещения, которые имеют окна-витражи, дверной проем, выходящий на фасад дома без лестницы до уровня земли; на двери квартиры номерной знак отсутствует; в различных поисковых ресурсах сети «Интернет» имеется информация о деятельности хостела «Альбатрос», расположенного по адресу: <адрес>; поскольку по указанному адресу находится МКД, в котором размещено одно помещение, принадлежащее ФИО1 и используемое ею как гостиница (хостел), в заявлении должностного лица о согласовании проверки, а также в решении прокурора указано, что проверка проводится в отношении ИН ФИО1, осуществляющей деятельность по объекте защиты, фактическое место нахождение которого: <адрес>; распоряжение о проведении проверки предъявлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, тогда же ей разъяснены цель, предмет, правовые основания, сроки проведения проверки, перечень положений об осуществлении государственного контроля (надзора) и документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проверки; поскольку ФИО1 пояснила, что по месту проведения проверки постоянно не находится, визуальный осмотр помещений, подлежащих проверки, проведен ДД.ММ.ГГГГ; предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, связанному с поступлением обращений о нарушении требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, не допускается; на основании указанных положений ФИО1 не уведомлялась о проведении внеплановой выездной проверки, а была ознакомлена с распоряжением о проведении проверки в момент ее начала; выводы, которые легли в основу акта и протокола, основываются на изучении данных, собранных в ходе проверки, фактических обстоятельств по делу; в перечне выявленных нарушений указано об отнесении помещений к гостинице (хостелу); в сети «Интернет» имеется информация о деятельности хостела «Альбатрос», где указаны все сведения, предусмотренные ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам»; довод жалобы о том, что перевод квартиры в нежилое помещение не произведен, а также об отсутствии в помещении оборудования, необходимого для оказания услуг надлежащего качества, свидетельствует о несоблюдении ФИО1 норм жилищного законодательства и не препятствует фактическому использованию помещения в качестве хостела; изменив использование квартиры на общественное – гостиницу (хостел) необходимо обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности к помещениям гостиниц и условия их размещения в здании иного назначения; дело об административном правонарушении по ходатайству ФИО1 рассматривалось ДД.ММ.ГГГГ; при рассмотрении дела полно и всесторонне изучены все материалы дела, в том числе протокол; установлено, что протокол составлен в присутствии ФИО1, последней разъяснялись ее права и обязанности; протокол соответствует предъявляемым требованиям к содержанию и оформлению, должностным лицом подписан.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Тышов А.М. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал пояснения по их существу.
Должностное лицо административного органа ФИО5 полагает вынесенное ею постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав сторону и должностное лицо, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.34 Федерального закона о пожарной безопасности, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч.2 ст.54, ст.59 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности или высоты зданий и сооружений; применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения.
Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.2 ст.88 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно п.5.2.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений в зданиях класса Ф1.3 допускается в подвальном, цокольном, первом, втором (в крупных, крупнейших и сверхкрупных городах) и в третьем этажах многоквартирного жилого здания, при этом помещения жилой части от общественных помещений следует отделять противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа) без проемов.
Встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками т перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 46 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости 2-го типа (п.7.1.12 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные»).
В зависимости от значения нормативного показателя и числа этажей, гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты должны оснащаться СОУЭ 2,3.4 и 5 типа (п.4 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»).
Помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные вне зависимости от площади подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (п.38 таблица А3 приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которым: п.70 - руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя; п.465 - выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с пунктами 468, 474 настоящих Правил и приложениями N 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для пожаров класса A - порошок ABCE; для пожаров классов B, C, E - порошок BCE или ABCE; для пожаров класса D - порошок D. В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые. Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители; п.468 - в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей. Требования по защите считаются выполненными при использовании огнетушителей более высокого ранга в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, при условии, что расстояние до огнетушителя от возможного очага возгорания не превышает норм, установленных пунктом 474 настоящих Правил; п.474 – расстояние от возможного очага пожара до места размещения переносного огнетушителя (с учетом перегородок, дверных проемов, возможных загромождений, оборудования) не должно превышать 20 метров для помещений административного и общественного назначения, 30 метров - для помещений категорий А, Б и В1 - В4 по пожарной и взрывопожарной опасности, 40 метров - для помещений категории Г по пожарной и взрывопожарной опасности, 70 метров - для помещений категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности.
Согласно ст.38 Федерального закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами МЧС России на основании распоряжения начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по краю от ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты – здания (помещений), расположенного по адресу: <адрес> и эксплуатируемых (используемых) индивидуальным предпринимателем ФИО1.
По факту выявленных нарушений составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и ИП ФИО1 выдано предписание № на их устранение.
При рассмотрении дела заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору установлены нарушения ИП ФИО1 требований ч.2 ст.54, п.1 ст.59, ч.2 ст.88 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.2.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п.7.1.12 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные», п.38 таблицы А3 приложения А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п.4 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п.п.70,465,468,474 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившиеся: в не отделении выстроенных помещений общественного назначения (гостиницы, хостелы) от помещений жилой части дома противопожарной перегородкой 1 типа без проемов (предел огнестойкости EI 45); отсутствии в помещениях гостиницы (хостела) автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; не обеспечении помещений гостиницы (хостела) достаточным количеством огнетушителей требуемого типа для тушения пожара класса А (пожары твердых горючих веществ и материалов).
Нарушение требований пожарной безопасности и вина ФИО1 подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: заявлением ФИО3, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В силу п.п.3.1,4.1, ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» хостелом является экономическое средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественного для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимостью и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания, квартиру или несколько квартир в одном здании. Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, могут иметь вход через общий подъезд с соседями.
Материалами дела установлено, что ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно скриншотам с различных поисковых ресурсов сети «Интернет», в доме по <адрес> в <адрес> расположен хостел «Альбатрос», предоставляющий своим гостям 2 номера – общий, с двухъярусными кроватями, телевизором, кондиционером, журнальным столиком и диваном, для размещения 8 человек и семейный, включающий в себя диван-кровать, шкаф для одежды, журнальный столик и телевизор.
Из представленного фотоматериала следует, что указанный хостел имеет две отдельные комнаты, в одной из которой расположены диван, двухъярусные кровати, журнальный столик и телевизор, в другой – кресло, штраф, двухъярусная и односпальная кровать, кухню с необходимым оборудованием, инвентарем и столовой посудой.
Данные обстоятельства свидетельствует об использовании ИП ФИО1, принадлежащей ей квартиры в качестве хостела – средства размещения, предназначенного для временного проживания, а, следовательно, об обязанности соблюдать требования пожарной безопасности в предоставляемом ею помещении. В связи с этим, соответствующие доводы жалобы судом признаются несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы, внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности проведена в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, по ее результатам составлен акт, содержащий дату, время, продолжительность и место проведения проверки.
Так как основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило обращение гражданина, содержащее информацию о нарушениях пожарной безопасности, в силу требований ст.6.1 Федерального закона о пожарной безопасности предварительное уведомление ФИО1 о проведении такой проверки не требовалось; распоряжение о проверке содержит дату его получения ФИО1
Отсутствие подписи должностного лица в копии протокола об административном правонарушении, выданной ФИО1, в данном случае не является существенным процессуальным нарушением. Протокол об административном правонарушении, содержащийся в материалах, представленных по запросу суда, содержит подпись должностного лица, его составившего.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств нахождения по адресу: <адрес> иного помещения, эксплуатируемого ФИО1, не указание номера квартиры в распоряжении о проведении проверки не является нарушением; факт принадлежности ФИО1 <адрес> по вышеназванному адресу не оспаривается.
Указание в выданном по результатам проверки предписании от ДД.ММ.ГГГГ даты ее проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является явной опечаткой.
Судом при принятии настоящего решения также учитывается решение судьи Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2017, согласно которому предписание, выданное ИП ФИО1, об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ признанно законным. Обстоятельства, установленные указанным решением, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и является справедливым, повода для смягчения наказания с учетом обстоятельств дела не имеется.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку данное нарушение посягает на общественные отношения в области пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах постановление является законным, основания для его изменения или отмены отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Железнодорожного района г.Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Ткаченко Е.С.