Дело № 12-98/2018
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск 14 марта 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска (<...>) Ламченкова Г.В.,
при секретаре Ковалевой И.В.
с участием представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Смоленска ФИО7
рассмотрев апелляционную жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 5-1201/17-5), в отношении конкурсного управляющего ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1,
УСТАНОВИЛ
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ (5-1201/17-5), должностное лицо, конкурсный управляющий ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (представление таких сведений в полном или искаженном виде, либо отказ от их представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации), за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года (5-1201/17-5), указав в обоснование, что данная отчетность не могла быть своевременно сдана по объективным причинам, решением Арбитражного суда Смоленской области по делу № А 62-3112/2016 от 17.04.2017 года (с учетом определения об исправлении описки от 20.04.2017 года) ООО «Аркада-Инжиниринг» (ОГРН № ИНН/КПП №, <адрес><адрес>) признано несостоятельным банкротом, введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО1 (ИНН №, СНИЛС №, адрес для корреспонденции: <адрес> член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» (ИНН №, ОГРН № адрес: <адрес>, <адрес> В связи с чем он не имел юридических оснований и возможностей сдавать отчетность в срок до 15 января 2017 года за организацию, к которой он не имеет никакого юридического отношения. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ сведения о нем, как о руководителе ООО «Аркада-Инжиниринг», внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, с данного момента он приобрел весь комплекс прав и обязанностей в отношении ООО «Аркада-Инжиниринг», в том числе право подписи в формах отчетности. Отчетность по форме СЗВ-М за январь 2017 года 02 мая 2017 года им не сдавалась, протокол № 17_0555, ему не направлялся, о составлении данного протокола он, как конкурсный управляющий извещен не был, как и о рассмотрении дела мировым судьей, то нарушает его право на защиту. Отчетность по форме СЗВ-М начала им как конкурсным управляющим сдаваться с апреля 2017 года, то есть с даты утверждения конкурсным управляющим в соответствии с решением Арбитражного суда Смоленской области по делу № А 62-3112/2016 от 17.04.2017 года. Отчетность ООО «Аркада-Инжиниринг» за период до его назначения конкурсным управляющим (до 20 апреля 2017 года) не передавалась, в связи с чем он обратился в Арбитражный суд Смоленской области с ходатайством об истребовании данных документов у бывшего руководителя ООО «Аркада-Инжиниринг», данное ходатайство было удовлетворено, что подтверждается определением Арбитражного суда Смоленской области по делу №А 62-3112/2016 от 19.07.2017 года. Постановление по делу № 5-1201/17-5 мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года получено им 26 декабря 2017 года. Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года в отношении него, производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, поддержал доводы, изложенное в жалобе по делу об административном правонарушении.
Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Смоленска ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что срок сдачи отчетности по форме СЗВ-М для общества за январь 2017 года – 15.02.2017, отчетность ООО «Аркада-Инжиниринг» сдана 2.05.2017, в действиях конкурсного управляющего ФИО1, лица, ответственного за деятельность организации, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Выслушав мнение участника процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба конкурсного управляющего ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 подана в установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ срок, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)должностного лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь имеет право дополнить и уточнить переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 №266н (далее – Инструкция о порядке ведения учета сведений). Контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 36 Инструкции о порядке ведения учета сведений).
Представление корректирующих сведений предусмотрено Инструкцией о порядке ведения учета сведений и возможно в различном порядке в зависимости от самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо от обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 39 Инструкции о порядке ведения учета сведений страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (то есть до получения от последнего уведомления об устранении имеющихся расхождений) самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска ФИО5 в отношении конкурсного управляющего ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 составлен протокол №17_0555 об административном правонарушении, предусмотренном 15.33.2 КоАП РФ, согласно которому в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ООО «Аркада-Инжиниринг» является страхователем. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Днем окончания срока сдачи сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 -15.02.2017. Сведения о застрахованных лицах по форме СЗМ-М за январь 2017 страхователь ООО «Аркада-Инжиниринг» представило 2.05.2017 в форме электронного документа, то есть с нарушением установленного срока предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на 76 дней.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего ООО «Аркада-Инжиниринг» мировым судьей установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом, конкурсным управляющим ООО «Аркада-Инжиниринг», нарушил установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на январь 2017 года, установленный до 15.02.2017 года, фактически сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в орган контроля представлены 02.05.2017 года в форме электронного документа.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года должностное лицо конкурсный управляющий ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей. В качестве доказательств вины должностного лица мировым судьей указаны протокол по делу об административном правонарушении, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года, выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой ФИО1 является конкурсным управляющим ООО «Аркада-Инжиниринг».
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов, доводов жалобы, представленных к жалобе документов следует, что в соответствии с решением Арбитражного суда Смоленской области по делу № А 62-3112/2016 от 17.04.2017 года ООО «Аркада-Инжиниринг» (ОГРН №; ИНН № признано несостоятельным (банкротом), отношении должника открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1 член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» (ИНН № рег. №, почтовый адрес: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «Аркада-Инжиниринг» как конкурсного управляющего ФИО1 внесены в ЕГРЮЛ 04.05.2017.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, совершенного 16.02.2017, ФИО1 привлечен как должностное лицо – конкурсный управляющий. Вместе с тем сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «Аркада-Инжиниринг» как конкурсного управляющего ФИО1 внесены в ЕГРЮЛ 04.05.2017. С 4.05.2017 ФИО1 приобрел юридические права и обязанности в отношении ООО «Аркада-Инжиниринг» как конкурсного управляющего. В материалах дела об административном правонарушении не имеется сведений, с достоверностью подтверждающих, что на момент совершения правонарушения ФИО1 являлся должностным лицом, ответственным за деятельность юридического лица, являлся конкурсным управляющим как указано в протоколе об административном правонарушении. Согласно копии определения Арбитражного суда Смоленской области от 19.07.2017 10.09.2016 временным управляющим должника ООО «Аркада-Инжиниринг» утвержден ФИО2, являющийся членом Ассоциации МСРО «Содействие».
Также согласно копии определения Арбитражного суда Смоленской области от 19.07.2017 17.07.2017 конкурсный управляющий ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 обратился в суд с ходатайством об истребовании документов у руководителя должника. Вышеуказанным определением Арбитражного суда Смоленской области определено возложить обязанность передать конкурсному управляющему ООО «Аркада-Инжиниринг» документы и информацию о деятельности общества, материальные и иные ценности ООО «Аркада-Инжиниринг».
Таким образом, доводы должностного лица о том, что на момент совершения административного правонарушения он не являлся надлежащим должностным лицом не опровергнуты, изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а все сомнения в соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ трактуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Приведенные доказательства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ судья при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание данной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
Как следует из материалов дела, при назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего ООО «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 мировым судьей судебное извещение направлено по месту нахождения юридического лица (<адрес>), о рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо по месту жительства согласно протоколу (<адрес>) не извещено.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права ФИО1 на защиту. Отмеченные процессуальные нарушения являются существенными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в нарушение требований ст.26.1 КоАП РФ мировым судьей не были полно, объективно и всесторонне выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, допущены существенные процессуальные нарушения, постановление мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, составляет один год. Как усматривается из материалов дела, совершение административного правонарушения имело место 15.02.2017 года. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 16.02.2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.5-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 в г. Смоленске от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Аркада-Инжиниринг» ФИО1 – прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Г.В. Ламченкова