ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/2021 от 10.12.2021 Зуевского районного суда (Кировская область)

№ 12-98/2021

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2021 года г. Зуевка Кировской области

Судья Зуевского районного суда Кировской области Хлюпин Д.В.,

с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 23.12.2020,

защитника ФИО2 - Шоломовой В.Г., действующей на основании доверенности от 01.09.2020 43АА 1397439,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО3 от 24.09.2021 № 43122123700063600003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО3 от 24.09.2021 № 43122123700063600003 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, как вынесенное с нарушением процессуальных требований, и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что 20.07.2021 в адрес ИФНС им направлено заявление по форме №1А «Заявление о предоставлении налогоплательщиком….физическим лицом…, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», в котором указан фактический адрес его проживания: <адрес>. Заявление зарегистрировано в ИФНС 22.07.2021 за №156958, что подтверждается официальным ответом о рассмотрении интернет-обращения от 14.09.2021 № 03-1-03/09740@. Однако на указанный адрес корреспонденция от ИФНС, в том числе уведомление от 25.08.2021 № 43122123700063600001 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного материала, не направлялась. Полагал, что сотрудник Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области при составлении протокола об административном правонарушении нарушил требования частей 1 и 4 статьи 25.15, части 4.1 статьи 28.2, статьи 25.1 КоАП РФ, что является основанием для отмены оспариваемого постановления. К жалобе приложены копии отзывов Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области, направленные 5, 7 и 12 июля 2021 года в адрес Кировского областного суда, которые указывают на то, что ФИО2 с заявлением по форме №1А к ним не обращался, тогда как имеется форма заявления о предоставлении налоговому органу для направления по почте документов, которые используются налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденная приказом ФНС России от 29.05.2014 №ММВ-7-14/306@ «Об утверждении формы Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Указанные документы приобщены судом к материалам дела.

В судебное заседание ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом не явился, 10.12.2021 направил ходатайство, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, допустить к участию в деле защитника Шоломову В.Г. Ходатайство ФИО2 судом удовлетворено.

Защитник Шоломова В.Г. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, как вынесенное с нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, дело вернуть на новое рассмотрение.

В подтверждение доводов представила суду скриншот обращения ФИО2, поступившего в налоговый орган 22.10.2021 через Личный кабинет налогоплательщика, ответ на обращение от 16.11.2021. По ходатайству защитника указанные документы приобщены судом к материалам дела.

Дополнительно в обоснование жалобы пояснила, что, 20.07.2021 ФИО2 направил заявление по форме №1А в адрес ИФНС. В заявлении указал адрес проживания: <адрес>. Однако по указанному адресу налоговый орган не известил ни о дате составления протокола, ни о дате рассмотрения дела, утверждая в отзыве, что адрес, указанный ФИО2 в заявлении по форме №1А, налоговый орган вправе использовать при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, что противоречит их позиции, указанной ранее неоднократно в отзывах по иным жалобам.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской областиФИО1в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, в её удовлетворении просила отказать. Поддержала доводы отзыва о том, что в соответствии с положениями статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу. Согласно информации, имеющейся в Инспекции, адрес регистрации ФИО2: <адрес>. Ходатайства о направлении извещений по иному адресу в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ в ходе данного административного дела ФИО2 не заявлялись. В соответствии с положениями пункта 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Приказом ФНС России от 29.05.2014 №ММВ-7-14/306@ утверждена форма №1А «Заявление о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Адрес, указанный в представленном ФИО2 заявлении по форме №1А, налоговый орган вправе использовать при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уведомление о месте и времени составления протокола от 25.08.2021 №43122123700063600001, протокол об административном правонарушении от 10.09.2021 №43122123700063600002 направлялись ФИО2 по месту регистрации: <адрес>, и по адресу фактического проживания: <адрес>. Почтовая корреспонденция возвращена за истечением срока хранения. Таким образом, процессуальные нарушения в ходе производства по настоящему делу отсутствуют, права и законные интересы ФИО2 не нарушены. Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, доказана, подтверждается материалами дела. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности вреда, причиненного публично-правовым отношениям, при рассмотрении дела не установлено.

Заслушав объяснения защитника Шоломовой В.Г., представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской областиФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской областиот 23.08.2021 в отношении АО «имени Кирова» была проведена документарная проверка соблюдения юридическим лицом валютного законодательства Российской Федерации за период с 13.09.2019 по 31.10.2019.

По результатам проверки соблюдения валютного законодательства должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области в г. Кирово-Чепецкесоставлен акт от 23.08.2021 № 431220210021004, а также справка о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства № 431220210021003, из которых следует, что в период с 13.09.2019 по 31.10.2019 АО «имени Кирова», председателем которого являлся ФИО2, произвело выплату заработной платы иностранным гражданам ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, работающим по трудовым договорам, наличными денежными средствами через кассу предприятия по расходным ордерам и платежным ведомостям, что является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства, а именно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами-резидентами расчетов с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 10.09.2021 протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «имени Кирова» ФИО2

24.09.2021 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области ФИО3 вынесено постановление № 43122123700063600003, которым генеральный директор АО «имени Кирова» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Вместе с тем, выводы должностного лица о доказанности совершения ФИО2 указанного административного правонарушения, являются преждевременными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если был соблюден порядок вручения почтовых отправлений.

Как усматривается из материалов дела, уведомление от 25.08.2021 №43122123700063600001 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ направлено ФИО2 заказным письмом 26.08.2021 по месту регистрации: <адрес>, а также по иному известному административному органу адресу: <адрес>. Письма возвращены за истечением срока хранения.

09.09.2021 Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП.

Протокол содержит сведения о его составлении в отсутствие ФИО2, а также информацию о рассмотрении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ 24.09.2021 в 14 часов 15 минут. Протокол направлен 10.09.2021 заказным письмом по месту регистрации ФИО2: <адрес>, а также по иному известному административному органу адресу: <адрес>. Корреспонденция возвращены отправителю в связи с неудачной попыткой вручения и за истечением срока хранения соответственно.

24.09.2021 протокол по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО2 рассмотрен в его отсутствие. При этом должностным лицом оставлено без внимания, что еще 20.07.2021 ФИО2 направил заявление по форме №1А «Заявление о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», в котором указал адрес для направления документов по почте: <адрес>. Заявление зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 7 по <адрес> 22.07.2021 за номером 156958, что подтверждается письмом «О рассмотрении Интернет-обращения» от 14.09.2021 №03-1-03/09740@. (л.д. 11)

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ утверждена форма №1А «Заявление о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

По материалам дела судом установлено, что уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, а также протокол от 10.09.2021 по адресу: <адрес>, ФИО2 не направлялись.

29.09.2021 по указанному адресу направлено постановление о привлечении к административной ответственности от 24.09.2021, которое получено 11.10.2021.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области при составлении протокола об административном правонарушении требования статьи 28.2 КоАП РФ, предусматривающей обязанность составления протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или в его отсутствии, но при наличии данных о его надлежащем извещении, выполнены не были, что лишило ФИО2 возможности ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, дать объяснения и возражать по существу вменяемого административного правонарушения, представлять доказательств в подтверждение своей позиции, то есть реализовать свое право на защиту.

Довод представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Кировской области о том, что адрес, указанный в заявлении по форме №1А, налоговый орган вправе использовать при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых, законодательством о налогах и сборах, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку в соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Более того, Межрайонная ИФНС России № 7 по Кировской области неоднократно указывала ФИО2 на необходимость в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации сообщить адрес места жительства (места пребывания) для направления документов путем подачи заявления по форме №1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, что подтверждается отзывом ИФНС от 05.07.2021 на жалобу по делу №12-36/2021, отзывом ИФНС от 07.07.2021 по делу №12-22/2021, отзывом ИФНС от 12.07.2021 на жалобу по делу №12-24/2021.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенное должностным лицом нарушение процессуального требования является существенными, не позволяет полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, имел место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий 2 года со дня совершения административного правонарушения, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы истек.

Из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных обстоятельствахпостановлениезаместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО3 от 24.09.2021 № 43122123700063600003, вынесенное в отношении ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО3 от 24.09.2021 № 43122123700063600003 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Кировской области ФИО3от 24.09.2021 № 43122123700063600003, вынесенное в отношении ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.В. Хлюпин

Решение14.12.2021