Дело № 12-98/2021
РЕШЕНИЕ
14 мая 2021 года г. Сокол, Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Закутина М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат» (далее – АО «С-ДОК») на постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области № 17/1 от 05 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области № 17/1 от 05 февраля 2021 года АО «С-ДОК» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ; назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.
АО «С-ДОК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование указывает, что из акта осмотра лесосеки, протокола об административном правонарушении, а также самого постановления не усматривается нарушение (отсутствие противопожарной минерализованной полосы), не указаны обстоятельства (основания) для ее создания, а именно: отсутствует тип леса и тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы (сухие, влажные, сырые и т.д.) в лесосеке (делянке) № 1 в выделах 2, 10, 12, 13 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское». Кроме того, в перечне нарушений акта осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года отсутствует как таковой спорный вид нарушений. Согласно таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства в 2018 году, выделы 2, 10, 12, 13 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» имеются следующие характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт – ельник приручейно-крупнотравный, выдел 10 Е кис – ельник кисличник, выдел 12 Е кис – ельник кисличник, выдел 13 Е пкт – ельник приручейно – крупнотравный. Спорная делянка № 1 состоит из лесотаксационных выделов, которые по почвенным условиям не подпадают под понятие «сухих почв в хвойных равнинных лесах». По типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах выделы 2, 10, 12, 13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» расположены на почвах по характеру увлажнения свежих и/или с временно избыточным увлажнением. Отсутствует необходимость создания в период пожароопасного сезона противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра.
В судебном заседании защитник АО «С-ДОК» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что с возражениями лесничества не согласны. Обществом в 2018 году проведено лесоустройство, сделан проект освоения лесов, в связи с чем таксационное описание от 1997 года устарело. Ссылки лесничества не учебные пособия полагает недопустимыми при определении типа лесов, поскольку при привлечении лица к административной ответственности необходимо указание на нормативно-правовые документы.
Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и приложенные к ней материалы, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что 14 августа 2020 года во время осмотра делянки № 1 в квартале 15, в выделах 2, 10, 12, 13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества, которая разрабатывалась АО «С-ДОК» на основании договора аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011, заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области 24 февраля 2011 года, и лесной декларации № 5 от 27 марта 2019 года, выявлено нарушение подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент совершения нарушения), а именно: АО «С-ДОК» допустило оставление и разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений и сдвигание порубочных остатков к краю леса.
Указанные обстоятельства, в числе прочих, послужили основанием для привлечения АО «С-ДОК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следовало из подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент рассматриваемого события и утративших силу с 01 января 2021 года), при проведении очистки мест рубок (лесосек) должны были осуществляться укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Аналогичные положения закреплены в подп. «б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (действующих с 01 января 2021 года), согласно которому при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Таким образом, обязанности, предусмотренные подп. «б» п. 17 Правил от 30 июня 2007 года и подп. «б» п. 27 Правил от 07 октября 2020 года, относятся к требованиям пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела в рассматриваемой части подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 39 от 02 сентября 2020 года, актом осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года с приложенными фотоматериалами и иными материалами дела, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, невыполнение АО «С-ДОК» требований подп. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемого постановления в рассматриваемой части не имеется.
Кроме того, из обжалуемого постановления следует, что в случае оставления измельченных порубочных остатков на перегнивание на период пожароопасного сезона места рубок (лесосек) отделяются противопожарной минерализованной полосой 1,4 м; АО «С-ДОК» не выполнены работы по созданию минерализованных полос на делянке № 1 в квартале 15, в выделах 2, 10, 12, 13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества, чем нарушен п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент совершения нарушения).
Как следовало из п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент рассматриваемого события и утративших силу с 01 января 2021 года), места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками должны были отделяться противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Аналогичные положения закреплены в п. 30 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (действующих с 01 января 2021 года), согласно которому места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, обязанности, предусмотренные п. 20 Правил пожарной безопасности от 30 июня 2007 года и п. 30 Правил пожарной безопасности от 07 октября 2020 года, относятся к требованиям пожарной безопасности в лесах, нарушение которых влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Однако судья не соглашается с выводами должностного лица административного органа о наличии в деянии АО «С-ДОК» в рассматриваемой части состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.
Пунктом 20 Правил пожарной безопасности от 30 июня 2007 года (до 01 января 2021 года) и пунктом 30 Правил пожарной безопасности от 07 октября 2020 года (после 01 января 2021 года) предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, при проведении рубок лесных насаждений отделять места рубки (лесосеки) с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
При этом данная обязанность установлена при проведении рубок лесных насаждений в хвойных равнинных лесах на сухих почвах.
Так, в перечне нарушений, выявленных при осмотре лесосеки и указанных в акте осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, рассматриваемое нарушение не приведено. Кроме того, в акте отсутствует указание на тип леса, тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы (сухие, влажные, сырые и т.д.) в лесосеке (делянке) № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское».
Кроме того, тип леса, тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы в данной лесосеке не указаны в протоколе № 39 об административном правонарушении от 02 сентября 2020 года, а также в оспариваемом постановлении.
Вместе с тем, согласно п.п. 2.9.9. и 2.9.10 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года № 472, тип леса и тип лесорастительных условий определяется по лесотаксационному выделу.
Как следует из приложения 1 к приказу Рослесхоза от 16 марта 2009 года № 81 «Об утверждении методических документов», тип лесорастительных условий - лесоводственная классификационная единица, объединяющая лесные земли по сходству почвенных и гидрологических факторов, обеспечивающих произрастание лесной растительности определенного состава и производительности.
В соответствии с п.п. 84 и 85 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, типы леса устанавливаются по их диагностическим признакам, к которым относятся преобладающая древесная порода и произрастающие в данных условиях травянистые растения и кустарники; типы лесорастительных условий определяются с учетом рельефа, почвенно-грунтовых условий и произрастающих в данных условиях травянистых растений и кустарников.
Подпунктом 13 п. 111 данной Лесоустроительной инструкции, предусмотрено, что по результатам обработки карточек таксации составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесных участков, участковых лесничеств, в которых по лесным кварталам приводятся сведения о характеристиках лесотаксационных выделов, в том числе для лесных земель тип леса/тип лесорастительных условий лесотаксационного выдела.
Как указано заявителем и подтверждено материалами, приложенными к жалобе, в 2018 году АО «С-ДОК» проведено лесоустройство, по результатам которого составлено Таксационное описание лесотаксационных выделов лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества.
Согласно Таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2, 10, 12, 13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) имеют следующие характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт -Ельник приручейно - крупнотравный, выдел 10 Е кис - Ельник кисличник, выдел 12 Е кис - Ельник кисличник, выдел 13 Е пкт - Ельник приручейно - крупнотравный.
Как предусмотрено Схемой групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества:
- к сухим и периодически сухим по характеру увлажнения относятся почвы в типах леса: сосняки лишайниковые IV (V) бонитета (С.лиш) и сосняки брусничные 111 (11) бонитета (С. бр); рассматриваемые выделы 2, 10, 12, 13 в квартале 15 не содержат указанных обозначений (С. лиш и С. бр);
- к влажным и сырым с проточным увлажнением относятся почвы в типах леса: Ельник приручейно - крупнотравный 1-11(111) бонитета (Е пкт); в рассматриваемой делянке № 1 - это выделы 2 и 13;
- к свежим относятся почвы в типах леса: Ельник кисличник 1-11(111) бонитета (Е кис); в рассматриваемой делянке № 1 - это выделы 10 и 12.
С учетом данных таксационного описания делянка № 1 состоит из лесотаксационных выделов, которые не находятся в хвойных равнинных лесах на сухих почвах.
Согласно ГОСТ Р 53052-2008 и Схеме групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах, к которым относится спорная делянка № 1 (выделы 2,10,12,13 в квартале 15), к свежим и/или с временно избыточным увлажнением с черничными типами леса относятся почвы с преобладанием вида травянистой растительности разнотравно-малинниковые, вейниково-малинниковые, разнотравно-кипрейно-малинниковые, кипрейные.
Таким образом, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах выделы 2, 10, 12, 13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) расположены на почвах по характеру увлажнения свежих и/или с временно избыточным увлажнением; в данных выделах не требуется создание противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Ссылку Сокольского территориального отдела – государственного лесничества при определении типа леса в спорной делянке на таксационное описание ТОО «Марковское» Каднического лесничества 1997 года судья не может принять во внимание, поскольку данное таксационное описание утратило силу в связи с проведением АО «С-ДОК» лесоустройства в 2018 году.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что в деянии АО «С-ДОК» в рассматриваемой части отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ закреплено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление подлежит изменению, рассматриваемое нарушение, а именно: невыполнение работ по созданию минерализованных полос на делянке № 1 в квартале 15, в выделах 2, 10, 12, 13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества, образующее объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подлежат исключению из объема вмененных АО «С-ДОК» нарушений.
Вместе с тем, поскольку часть вменяемых в вину юридическому лицу нарушений исключается из объема обвинения, судья полагает возможным снизить размер административного штрафа до 51 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 05 февраля 2021 года № 17/1 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Акционерного общества «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:
- исключить из указанного акта выводы о нарушении Акционерным обществом «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат» требований пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (действовавших на момент рассматриваемого события и утративших силу с 01 января 2021 года);
- снизить размер назначенного Акционерному обществу «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат» административного наказания в виде административного штрафа до 51 000 руб.
В остальном постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 05 февраля 2021 года № 17/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Г. Закутина