ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/2021 от 26.04.2021 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

26 апреля 2021 года <...>

Судья Шахтинского городского суда Ростовской области Кузьменко И.А., рассмотрев жалобу ООО «Новороссийский прокатный завод» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской областии Республике Калмыкия, заместителем начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1,о привлечении ООО «Новороссийский прокатный завод» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, заместителем начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1, ООО «Новороссийский прокатный завод» признано виновным всовершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Вина ООО «Новороссийский прокатный завод» установлена в том, что ООО «Новороссийский прокатный завод», как собственник имущественного комплекса, находящегося по адресу: 346519, <адрес>, который является объектом негативного воздействия под номером П, 1-й категории НВОС, уровень государственного экологического надзора – федеральный, в нарушение ч. 2 и ч.3 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"на момент проверки не имело разработанной и утвержденной в установленном порядке программы производственного экологического контроля.

На указанное постановление ООО «Новороссийский прокатный завод» подана жалоба, в которой указывает на невозможность разработки и утверждения Программы производственного экологического контроля Обществом на момент проверки. Обществом были предприняты все зависящие от него меры по выполнению мероприятий, предшествующих формированию и утверждению Программ производственного экологического контроля (далее Программа), в частности проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываются нормативы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов вредных веществ в водный объект, образованияотходов и лимитов на их размещении.Обращает внимание на то, что срок разработки такой программы законодательством не установлено, поэтому Программа должна быть разработана после утверждения соответствующих нормативов для Общества. Фактически хозяйственная деятельность на мощностях завода в период с апреля 2020 по февраль 2021 велась ООО «Тихий Дон – 3000» на правах аренды. Общество осуществляет самостоятельную производственную деятельность на мощностях завода только с 01.12.2020 в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I,IIи III классов опасности, выданной Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора 11.11.2020. При этом отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля подлежит предоставлению в срок до 25 марта года, следующего за отчетным. На момент составления протокола об административном правонарушении обязанность по сдаче отчета у Общества не наступила. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ООО «Новороссийский прокатный завод» - по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике КалмыкияФИО3 в судебное заседание не явилась, направила в суд возражения на жалобу, в которых просит постановления оставить без изменения. Считает, что на момент проверки у Общества была необходимые сведения,для заполнения некоторых разделов Программы производственного экологического контроля («Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух их источников», «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников»).

Выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 2 и ч.3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, в том числе требования к содержанию раздела 5 "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74.

Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения материалов, поступивших из прокуратуры <адрес>, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по <адрес> и Республики Калмыкия, установлено, что по адресу: 346519, <адрес>, расположен объект негативного воздействия под номером П, который был поставлен на государственный учет ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ», с присвоением I-й категории НВОС, уровень государственного экологического надзора – федеральный.

ООО «Новороссийский проектный завод» с 26.05.2020 является собственником объекта негативного воздействия на окружающую среду на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ-к, по которому пробрело имущественный комплекс ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ».

Объектом негативного воздействия на окружающую среду, которому установлена 1 категория НВОС, внесенного в государственный реестр пономером П, является весь имущественный комплекс завода, собственником которого является ООО «Новороссийский прокатный завод». Оборудование завода эксплуатируется за счет потребления энергоресурсов, поставляемых ООО «Газпром межрегионгаз ростов-на-Дону», «Россети ФСК ЕЭС» на основании заключенных с ООО «Новороссийский прокатный завод» договоров на поставку газа горючего природного с апреля 2020 и оказания услуги по передаче электрической энергии с июня 2020.

В период с апреля 2020 по февраль 2021 хозяйственная деятельность на мощностях завода велась ООО «Тихий Дон – 3000» на правах аренды. С 01.12.2020 ООО «Новороссийский прокатный завод» осуществляет самостоятельную производственную деятельность на мощностях завода в соответствии с лицензией на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I,IIи III классов опасности, выданной Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора 11.11.2020.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе проведения прокурора турой г. Шахты проверки - с 7 по 11 декабря 2020, в нарушение приведенных выше норм ООО «Новороссийский прокатный завод»не имело разработанной и утвержденной в установленном порядке программы производственного экологического контроля.

По результатам изучения указанных выше обстоятельствдолжностным лицомМежрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО3 вынесено постановление № от 04.03.2021по делу об административном правонарушениио привлечении ООО «Новороссийский прокатный завод» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФс назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт совершения юридическим лицом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ,старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Новороссийский прокатный завод»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Новороссийский прокатный завод» приняло все зависящие от него меры для разработки и утверждения программы производственного экологического контроля, из материалов дела не усматривается. Передача имущественного комплекта в аренду третьему лицу не освобождает владельца от соблюдения природоохранного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Санкция ст. 8.1 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа наюридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Изучая вопрос о соразмерности назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, суд, учитывая то обстоятельство, что ООО «Новороссийский прокатный завод»ранее к административной ответственности не привлекалось, административное правонарушение совершено впервые, отягчающих обстоятельств по делу не установлено, приходит к выводу о необходимости изменения обжалуемого постановления в части назначения наказания.

При рассмотрении жалобыустановлено, что Программа производственного экологического контроля утверждена ДД.ММ.ГГГГ, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОС I категории -П сдан 25.03.2021.

В силу изложенного представляется возможным изменить обжалуемое постановление и назначить ООО «Новороссийский прокатный завод»наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, заместителем начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1, которым ООО «Новороссийский прокатный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, изменить, назначив ООО «Новороссийский прокатный завод» административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1 от 04.03.2021 -оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение десяти дней.

Судья: