Дело № 12-98/2022
УИД 54RS0002-01-2021-005302-83
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 марта 2022 года судья Ленинского районного суда г.Томска Перминов И.В., с участием защитника Силиной Ю.П., рассмотрев жалобу начальника Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области ФИО4 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 15.11.2021 № 0602/061021/05032 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) от 15.11.2021 №0602/061021/05032 начальник Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области (далее – Департамент) ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, начальник Департамента Ш.А.ВБ. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление МРУ Росалкогольрегулирования по СФО от 15.11.2021 № 0602/061021/05032 отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что закупленный Департаментом у ООО «Кировский биохимический завод» этиловый спирт в количестве 10 декалитров приобретен в целях, не связанных с производством и оборотом этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции. Департамент был обязан предоставить декларацию в срок до 20.07.2021. Им, как руководителем Департамента, было поручено главному бухгалтеру ФИО1 представить декларацию. Должностным лицом, ответственным за формирование и направление декларации, являлся консультант комитета бухгалтерии Департамента ФИО2 Должностным лицом Департамента была своевременно сформирована и направлена декларация, однако из-за технической ошибки в системе СБИС, а именно в связи с неправильным указанием наименования организации, на которую возложена обязанность подачи декларации (вместо Департамента была указана Администрация Томской области), и ИНН организации, декларация не была принята к отправке. После устранения данной ошибки декларация была направлена 23.08.2021. Департамент не уклонялся от представления декларации, умышленно не затягивал сроки представления декларации и предпринимал все необходимые, возможные и достаточные меры для устранения возникшей ошибки и недопущения совершения административного правонарушения. Допущенное нарушение не повлекло наступления последствий, представляющих существенное нарушение охраняемым общественным отношениям. Учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины начальника Департамента в совершенном правонарушении, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, считает, что правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании защитник ФИО4 Силина Ю.П., действующая на основании доверенности от 22.02.2022 сроком до 31.12.2022, доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что Департаментом предпринимались попытки для своевременного направления декларации, однако в связи с техническим сбоем в программе СБИС декларация была направлена лишь 23.08.2021.
Начальник Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области ФИО4, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав защитника Силину Ю.П., изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия по искажению информации и (или) по нарушению порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995
№171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта.
Порядок и формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций, утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (далее - Порядок представления деклараций).
В соответствии с пп. 6, 13 Порядка представления деклараций организации, осуществляющие закупку этилового спирта и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 к Порядку представления деклараций, ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 14 Порядка представления деклараций декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок и сроки декларирования объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 21.07.2021 № 91/3 МРУ Росалькогольрегулирования по СФО проведен анализ информации, содержащейся в информационных системах, по результатам которого установлено, что во 2 квартале 2021 Департамент осуществил закупку у ООО «Кировский Биохимический завод» 10 дал. этилового спирта.
Таким образ, учитывая требования вышеуказанных положений Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и Порядка представления деклараций, Департамент был обязан в срок до 20.07.2020 предоставить декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 к Порядку представления деклараций.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 05.08.2021 начальником Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области является Ш.А.ВБ.
Вместе с тем, в установленный срок Департаментом декларирование закупки этилового спирта во 2 квартале 2021 года не осуществлено.
Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», Департамент представил декларацию по форме приложения №4 к Порядку представления деклараций за 2 квартал 2021 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка 23.08.2021 (имя файла: 04_<***>_061_14072021_F8844549-912A-49C3-9356- E54B09CA7F8E.xml), то есть с нарушением установленного законодательством срока на 34 дня.
В этой связи 06.10.2021 специалистом – экспертом отдела отчетности и анализа информационных систем МРУ Росалкогольрегулирования по СФО ФИО3 в отношении начальника Департамента ФИО4 составлен протокол № 0602/061021/05032 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Силина Ю.П. подтвердила факт несвоевременного направления декларации по форме согласно приложению № 4 к Порядку представления деклараций.
Таким образом, должностное лицо МРУ Росалкогольрегулирования по СФО обоснованно пришло к выводу о виновности начальника Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области ШатовичаА.В в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ.
Доводы начальника Департамента ФИО4 о том, что он не уклонялся от представления декларации, умышленно не затягивал сроки представления декларации и предпринимал все необходимые, возможные и достаточные меры для устранения возникшей ошибки и недопущения совершения административного правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии его вины.
Как указывает начальник Департамента ФИО4, при направлении декларации по СБИС 14.07.2021 Департаментом был получен ответ о том, что отчетность не будет доставлена в связи с тем, что при отправке отчета на сервер Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка произошла ошибка и рекомендовано обратиться в службу технической поддержки. При этом, на сервисе https://service.fsrar.ru в качестве организации была зарегистрирована Администрация Томской области с ИНН <***>, что послужило причиной возникновения ошибки при отправке декларации.
Вместе с тем, регистрацию на ресурсе service.fsrar.ru Департамент производил самостоятельно и самостоятельно внес указанные недостоверные сведения.
При этом, согласно представленным в материалы дела скриншотам 23.08.2021 Департамент через личный кабинет на ресурсе service.fsrar.ru, в котором в строке «наименование организации» указано Администрация Томской области и ИНН <***>, загрузил декларацию за 2 квартал 2021 года по форме приложения № 4 к Порядку, в тот же день она успешно принята.
Соответственно, факт того, что недостоверные сведения о наименовании организации в Личном кабинете - Администрация Томской области вместо Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области явились препятствием для направления в Управление Росалкогольрегулирования по СФО декларации, не подтвержден материалами дела.
Довод заявителя о том, что Управлением Росалкогольрегулирования по СФО на основании письма Департамента от 16.08.2021 № 37-01-204 внесены изменения, после которых Департаменту удалось сдать декларацию за 2 квартал 2021 года по форме приложения № 4 к Порядку, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, письмо Департамента от 16.08.2021 № 37-01-204 поступило в Управление Росалкогольрегулирования по СФО 08.09.2021 за вх. № вх6-16238, т.е. после успешной сдачи Департаментом 23.08.2021 декларации за 2 квартал 2021 года по форме приложения № 4 к Порядку.
Таким образом, ФИО4, являясь начальником Департамента, осуществлявшего деятельность по обороту (закупке) этилового спирта, имел возможность выполнения требований нормативных правовых актов в части соблюдения срока представления декларации по форме приложения № 4 к Порядку представления деклараций за 2 квартал 2021 года, и имел возможность для своевременного представления декларации.
ФИО4, являясь начальником Департамента, в силу занимаемой должности обязан знать о необходимости выполнения требований нормативных правовых актов в части соблюдения сроком представления указанной декларации и имел возможность для своевременного предоставления декларации, однако не принял достаточных и необходимых мер по обеспечению их соблюдения, что свидетельствует о наличии вины должностного лица.
Заявитель не представил достаточных доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению начальником Департамента ФИО4 вышеуказанных обязательных требований, не установлено.
В связи с этим судья приходит к выводу о доказанности в действиях начальника Департамента ФИО4 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции статьи 15.13 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица ФИО4 к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для признания совершенного начальником Департамента ФИО4 административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное заявителем правонарушение является малозначительным, если не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких- либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 № 919- О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела.
Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ судья учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В рассматриваемом случае состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава правонарушения эти последствия не имеют правового значения.
При этом, судья также учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, тот факт, что заявителем принимались меры по исправлению возникшей ситуации при отправке декларации, допущенное нарушение носит единичный характер и материалами дела подтверждаются действия заявителя на подачу указанной отчетности.
Судья полагает, что предоставление декларации за 2 квартал 2021 года 23.08.2021 не могло привести к дезорганизации деятельности административного органа и повлечь существенное нарушение законных интересов административного органа либо иных лиц.
Кроме того, каких-либо данных о наступлении негативных последствий для указанных интересов в материалы дела не предоставлено и судьей не установлено.
В жалобе заявитель указал, что нарушение было допущено им впервые, при направлении декларации он столкнулся с трудностями технического характера.
Исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лица лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
По мнению судьи, возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты превентивные цели административного наказания, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, судья полагает, что наложение на начальника Департамента ФИО4 в данном случае штрафа по оспариваемому постановлению в размере 5000 руб. имеет неоправданно карательный характер, не отвечает задачам юридической ответственности.
Кроме того, правонарушением не создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям в связи с отсутствием пренебрежительного поведения правонарушителя, что подтверждается попытками исполнением обязательства в срок.
Таким образом, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного должностным лицом ФИО4, приняв во внимание существо противоправного деяния, отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением алкогольной продукции, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, судья приходит к выводу о том, что своими действиями начальник Департамента ФИО4 не создал ни потенциальной, ни реальной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания административного правонарушения малозначительным и освобождения начальника Департамента ФИО4 от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 15.11.2021 № 0602/061021/05032, вынесенное в отношении начальника Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 15.11.2021 № 0602/061021/05032 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области ФИО4, прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья И.В. Перминов