Судья Сергеев А.А. УИД 16RS0051-01-2023-006803-76
Дело № 12-98/2023
Дело № 77-1139/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая компания «ТАЛ-АГРО» ФИО1 на решение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая компания «ТАЛ-АГРО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Ананина Н.В., судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ТО ГАДН МТУ Ространснадзор по ПФО от 10 мая 2023 года № .... общество с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая компания «ТАЛ-АГРО» (далее по тексту – ООО «МТК «ТАЛ-АГРО») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года вышеуказанный акт должностного лица изменен путем снижения назначенного административного штрафа до 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене вынесенных постановления и решения, прекращении производства по делу.
Жалоба подлежит отклонению.
В силу части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения –
влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пункт 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, указывает на то, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный Закон № 257-ФЗ).
Часть 1 статьи 29 названного закона запрещает осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом часть 15 статьи 31 Закона № 257-ФЗ закрепляет, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
Пункт 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее по тексту – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривает транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 2 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении, в частности, следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 1 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В силу части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Привлекая ООО «МТК «ТАЛ-АГРО» к административной ответственности, должностное лицо исходило из того, что 20 апреля 2023 года в 9 часов 49 минут 03 секунды на 3 километре + 690 метров автомобильной дороги «Алексеевское – Высокий Колок», работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фотосъемки и видеозаписи – «БИЗМЭН 7/Т-2П» (идентификатор № 19-0009, свидетельство о поверке С-АМ/24-05-2022/158225651, поверка действительна до 23 мая 2023 года), зафиксировано движение грузового автомобиля марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером .... в составе 4-осного автопоезда с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного транспортного средства без специального разрешения на 12.84 % (1,027 тонн) на третью ось: 9,027 тонн при допустимой нагрузке 8 тонн; 12,61 % (1,009 тонн) на четвертую ось: 9,009 тонн при допустимой нагрузке 8 тонн.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено на основании приведенных данных в порядке, предусмотренном статьей 28.6 КоАП РФ, и содержит фотоматериал с четко зафиксированным государственным регистрационным знаком автомобиля, отвечающего критериям тяжеловесного транспортного средства.
Эти обстоятельства подтверждаются фотографиями с места правонарушения, приложенными к постановлению о привлечении к административной ответственности, которые позволяют идентифицировать автомобиль, дату и время совершения правонарушения, также актом результатов измерения весовых и габаритных параметров № c6be66ed6f294e589875ec410e71b3d2 от 20 апреля 2023 года.
Такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
ООО «МТК «ТАЛ-АГРО», как владелец транспортного средства, является надлежащим субъектом правонарушения.
ООО «МТК «ТАЛ-АГРО» назначено минимально возможное наказание, сроки привлечения к ответственности соблюдены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается.
Довод жалобы о том, что масса транспортного средства не была превышена, сыпучий груз переместился на третью и четвертую оси транспортного средства, не принимается судом.
В соответствии с приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом допустимая величина массы транспортного средства определяется не путем суммирования допустимых величин нагрузок на оси, а исходя из количества осей и вида транспортного средства – одиночного или автопоезда.
То обстоятельство, что транспортное средство перевозило сыпучий груз, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях ООО «МТК «ТАЛ-АГРО» состава административного правонарушения, поскольку статья 29 Закона № 257-ФЗ, устанавливающая запрет на движение транспортного средства с превышением установленных нагрузок на ось или допустимой массы транспортного средства без специального разрешения, исключений для транспортных средств, перевозящих сыпучий груз, не содержит.
В силу пункта 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 1 к настоящим Правилам, а общая масса транспортного средства с таким грузом и (или) нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышали значения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, согласно которым в соответствии с настоящими Правилами транспортное средство относится к тяжеловесным транспортным средствам.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 апреля 2023 года № 778-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы сельскохозяйственного потребительского кооператива «Молочный край» на нарушение его конституционных прав пунктом 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» указал, что требование пункта 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, обусловленное необходимостью сохранности автомобильных дорог, направлено на исключение случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Такое подзаконное регулирование обеспечивает соблюдение законодательного запрета на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специального разрешения (пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Утверждение автора жалобы о том, что АПВГК на контролируемом участке не соответствует требованиям Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пункта 42 приказал Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», а именно после АПВГК по пути следования транспортных средств отсутствует работоспособное оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства и обеспечивающее возможность восприятия водителем размещаемой на нем информации с учетом установленного на участке автомобильной дороги скоростного режима, признается судом несостоятельным. В соответствии с сообщением заместителя директора государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» от 1 июня 2023 года метрологическая поверка средств измерений АПВГК «Левашево», дислоцированного на 3 км + 690 метров автомобильной дороги «Алексеевское – Высокий Колок» проведена 24 мая 2022 года ФБУ «ЦСМ Татарстан», выдано свидетельство о поверке со сроком действия до 23 мая 2023 года (л.д.23). Указанный АПВГК, включая информационное табло, полностью отвечает требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Минтранса России, технической документации, ГБУ «Безопасность дорожного движения» ежедневно проводит мониторинг его работоспособности. АПВГК оборудован информационным табло, на котором после проезда транспортного средства с превышением допустимых весовых параметров отображается его государственный регистрационный знак и информация о наличии превышения допустимых весовых параметров.
Апеллирование автора жалобы к нарушению административным органом Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не принимается судом, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 2 указанного закона его положения не применяются к организации и осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Процессуальных нарушений, которые не позволили рассмотреть дело полно и объективно, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая компания «ТАЛ-АГРО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Машинно-технологическая компания «ТАЛ-АГРО» ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья: