ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-991/202125.11 от 25.11.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-991/2021 25.11.2021

59RS0007-01-2021-007769-52

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием защитника Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» по доверенности Нилоговой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <адрес> административное дело по жалобе представителя Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» по доверенности Нилоговой Е. М. на постановление по делу об административном правонарушении Административной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л а:

Постановлением по делу об административном правонарушении Административной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» по ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» прекращено, в связи с малозначительностью, объявлено устное замечание.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» (далее – ТСЖ) по доверенности Нилогова Е.М. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон № 460-ПК).

В обоснование своих требований, указав, что согласно ст. 6.6 Закона № 460-ПК предусмотрена административная ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона № 460-ПК предусматривает умышленные действия (бездействии) лица, направленные на невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

По смыслу ст. 6.6 Закона № 460-ПК, сроки, в которые должны быть проведены работы по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ вменяется нарушение п. 3 Постановления администрации города Перми от 15.04.2021 № 266 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне - зимний период 2021-2022 годов», которым установлена обязанность управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, обеспечить готовность жилого фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022, утвержденными территориальными органами администрации г. Перми.

Таким образом, указанные сводные пообъектные планы-графики, не являются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

ТСЖ не допускало умышленных действий (бездействий), направленных на невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке многоквартирного дома к предстоящему отопительному сезону, поскольку сводный пообъектный план-график, утвержденный заместителем главы администрации <данные изъяты> не является нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вследствие чего, в действиях ТСЖ отсутствует состав административного правонарушения.

В свою очередь, в соответствии с п. 3 Постановления администрации г. Перми № 266 от 15.04.2021, собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, необходимо обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные подобъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 Постановления.

Пункты 5, 5.3 Постановления администрации г. Перми № 266 от 15.04.2021, нарушение которых вменяется в вину ТСЖ, содержат нормы права, которые рекомендуют товариществам собственников жилья подтвердить готовность объекта жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период путем сдачи на объект в территориальный орган администрации города Перми, в том числе акта готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2021-2022 годов.

Вместе с тем, данные нормы права указывают на желательное поведение собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по сдаче акта готовности систем теплопотребления, не придавая ему обязательного характера.

Таким образом, действия по сдаче акта готовности систем теплопотребления не являются обязательными для исполнения, что исключает ответственность за их невыполнение.

Кроме того, рассматриваемый состав правонарушения образует невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, тогда как ТСЖ вменено нарушение, выразившееся по мнению коллегиального органа в несвоевременной сдаче документов согласно требованиям Постановления.

Данные действия не являются тождественными, несвоевременная сдача акта готовности систем теплопотребления не означает нарушения сроков работ по подготовке зданий к сезонной эксплуатации, сдача паспорта в контролирующий орган является лишь подтверждением готовности объекта жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, при этом не исключается готовность самого здания к эксплуатации, что не было учтено коллегиальным органом при вынесении постановления.

Как следует из сводного пообъектного плана-графика подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов (паспорта готовности), размещенного на сайте администрации <данные изъяты> в сети <данные изъяты> срок готовности жилого дома предусмотрен на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму ООО «ТСЖ-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ в целях выполнения требований по подготовке МКД к отопительному сезону, к указанному сроку необходимые мероприятия были выполнены полностью.

Однако, в связи с нахождением на больничном инженера ТИ АО «<данные изъяты>» ФИО1, ответственной за участок, к которому относится МКД по <адрес> сдать результат работ теплоснабжающей организации с подписанием ее представителем соответствующего раздела акта готовности, не представлялось возможным.

Паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2021 - 2022 годов, а также иные документы согласно п. 5.3 Постановления администрации г. Перми № 266 от 15.04.2021, за исключением акта готовности системы теплопотребления (по причинам, не зависящими от ТСЖ), были предоставлены в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, заявитель считает, что ТСЖ не должно нести административную ответственность за действия (бездействие) сотрудников АО «<данные изъяты>».

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

Ввиду отсутствия в действиях (бездействиях) ТСЖ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона № 460-ПК производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ подлежит прекращению.

В судебном заседании защитник Нилогова Е.М. на доводах жалобы настаивала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ТСЖ состава административного правонарушения.

В судебное заседание представитель Административной комиссии <данные изъяты> не явился, извещен в предусмотренном порядке, ранее направил письменные возражения на жалобу ТСЖ.

Судья, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении ТСЖ, выслушав защитника, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6.6 Закона № 460-ПК, невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 3 постановления Администрации г. Перми от 15.04.2021 № 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов" (далее – Постановление № 266), собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.

Пунктом 7.3 Постановления № 266 установлено, что до 26 апреля 2021 г. на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2021 год и пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, представленных собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, разработать, утвердить и разместить на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов по формам согласно приложениям 19, 20, 21 к настоящему постановлению

В ходе рассмотрения дела установлено, что ТСЖ совершило действие (бездействие), выразившееся в невыполнении работ по подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, в нарушении срока, установленного органом местного самоуправления подготовки многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, а именно.

В соответствии с п. 3 Постановления № 266 установлена обязанность управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2020-2021 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами – графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022, утвержденными территориальными органами администрации г. Перми.

Согласно указанному план-графику, многоквартирный дом, расположенный по адресу<адрес>, должен был быть подготовлен к отопительному периоду в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что не было выполнено управляющей организацией.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ТСЖ не представлены документы согласно требованиям Постановления , таким образом, не обеспечена готовность к эксплуатации жилого дома в осенне-зимний период 2021-2022 годов.

Фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, актом, плановым (рейдовым) заданием на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков, расположенных в границах <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, сводным пообъектным план-графиком от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ, письмом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, и иными документами.

Доводы, изложенные заявителем в жалобе сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки должностным лицом, а также к выражению несогласия с произведенной должностным лицом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной должностным лицом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для иной оценки выводов и представленных в материалы дела доказательств не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом конкретных обстоятельств дела выводы коллегиального органа сомнений не вызывают, оснований для признания незаконным вынесенного им постановления не имеется.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Из положений ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Из материалов дела не следует, что при рассмотрении дела коллегиальным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, которые носили бы фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела. Несогласие с данной оценкой обстоятельств дела и толкованием норм права достаточным основанием для признания постановления коллегиального органа незаконным и его отмене не является.

Доводы настоящей жалобы об отсутствии оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи малозначительностью правонарушения с объявлением устного замечания, фактически направлены на изменение постановления в сторону ухудшения положения лица, в отношении которого вынесен указанный судебный акт, что при пересмотре дела является недопустимым.

Кроме того установленный для данной категории дел ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждение вопроса о вине названного лица в совершении административного правонарушения не может быть возобновлено.

В связи с этим, возможность правовой оценки действий должностного лица на предмет наличия состава административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности в настоящее время утрачена.

При таком положении и с учётом невозможности в силу части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, правовые основания для отмены постановления коллегиального органа отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление по делу об административном правонарушении Административной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» оставить без изменения, жалобу представителя Товарищества собственников жилья «Комсомольский проспект – 71» по доверенности Нилоговой Е. М. – без удовлетворения.

Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: Кочегарова Д.Ф.