ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-992/2021 от 22.10.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-992/2021Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 22 октября 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора г.Йошкар-Олы Ф.Ю.Г. на постановление , вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 августа 2021 года, о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Семенова Дмитрия Владимировича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Технотех» Семенова Д.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель прокурора г.Йошкар-Олы Ф.Ю.Г. обратился в суд с протестом, считая, что постановление подлежит отмене, поскольку согласно постановлению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ООО «Технотех» осуществляет ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору с ОАО «Ковровский электромеханический завод» от 19.04.2019 №66/19-КЭМЗ в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 №47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности». В обоснование своей позиции Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области указывает, что порядок ведения ООО «Технотех» документов по раздельному учету позволяет идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат по договору с ОАО «Ковровский электромеханический завод» от 19.04.2019 №66/19-КЭМЗ. В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Технотех» ведет «котловой» учет затрат, понесенных в ходе выполнения работ (услуг, производства продукции) по договорам в рамках государственного оборонного заказа. Последующее определение стоимости затрат (в целях ведения раздельного учета), понесенных в рамках исполнения конкретного договора в рамках государственного оборонного заказа, осуществляется на основании принятых самим же ООО «Технотех» норм и нормативов. С учетом изложенного ООО «Технотех» ведет прямой учет затрат на основании первичных документов в отношении общего объема продукции, выпущенного в рамках всех договоров, заключенных во исполнение государственного оборонного заказа, а впоследствии все затраты относит на конкретные договоры расчетным способом (применяет нормы и нормативы), что не отвечает требованиям Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 №47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности». При вынесении постановления Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области не дало оценку правомерности применения используемого ООО «Технотех» способа учета затрат в целях ведения раздельного учета, ограничившись лишь констатацией позиции ООО «Технотех». Учитывая изложенное, настоящее дело рассмотрено должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области всесторонне без установления всех юридически значимых обстоятельств дела и полной оценки представленных доказательств, что повлекло преждевременный и недостаточно обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения.

Помощник прокурора г.Йошкар-Олы П.В.Г. в суде протест заместителя прокурора г.Йошкар-Олы Ф.Ю.Г. поддержал, просил постановление отменить по изложенным в нем доводам.

С.В.В. в защиту интересов Семенова Д.В. (доверенность от 09.06.2021) с доводами протеста прокурора не согласился, полагая, что должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области всесторонне, полно и тщательно рассмотрело настоящее дело и приняло верное решение о прекращении производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ.

Представители УФАС по Нижегородской области, военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела УФАС по Нижегородской области, обсудив доводы протеста, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 20.04.2021 прокуратурой г.Йошкар-Олы вынесено постановление о возбуждении административного производства отношении должностного лица – директора ООО «Технотех» Семенова Д.В. по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.37 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Семенова Д.В. послужили результаты проверки соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа по месту осуществления трудовой деятельности ООО «Технотех», проведенной прокуратурой г.Йошкар-Олы.

Согласно указанному постановлению Семенову Д.В. вменяется совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении должностным лицом исполнителя по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Вышеуказанные материалы переданы прокуратурой г.Йошкар-Олы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ (ч.1 и 2) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме (ч.1, 2 ст.26.7 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.04.2019 ООО «Технотех» (Поставщик) заключило с ОАО «<иные данные> электромеханический завод» (Заказчик) рамочный договор (Договор) на изготовление и поставку печатных плат (изделие) в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Согласно п.2.2 Договора установлено, что изделия поставляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В соответствии с п.2.3 Договора настоящий договор определяет общие условия обязательственных отношений сторон, которые конкретизируются и уточняются ими в спецификациях. Спецификации признаются отдельными договорами.

Пунктом 3.1.5 Договора установлено, что Поставщик обязан обеспечить раздельный учет затрат, связанных с исполнением договора в соответствии с Правилами введениями раздельного учета, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №47.

Согласно п.7 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

В соответствии с п.4 ст.3, п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

По смыслу п.4 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», ООО «Технотех» является исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Согласно п.1, п.12, п.14 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель обязан обеспечить соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.

Согласно п.16 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

В соответствии с п.1 «Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (ред. от 04.05.2018) (Правила), организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (продукция).

Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса.

Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.

При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (Отчет).

Согласно п.2 Правил, стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.

В соответствии с п.3 Правил, фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке: прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

1) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

2) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

3) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Согласно п.4 Правил, финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.

Согласно п.1 Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (Правила заполнения), отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, составляется по каждому контракту.

Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.

В соответствии с п.2 Правил заполнения, отчет составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту.

Требование о заполнении регистров аналитического учета (карточки фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.), в которых должны быть сгруппированы фактические затраты при ведении раздельного учета, содержалось в редакции Правил, действовавшей до 14.05.2018. Согласно действующей редакции Правил, такие затраты должны быть сгруппированы в отчете об исполнении государственного контракта, контракта.

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

Пунктами 8, 10, 25 и др. приложения №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная Политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.).

Следовательно, организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии устанавливается в соответствии с принятой учетной политикой.

Согласно Приказу Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» установлены единые подходы учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Проверкой, проведенной прокуратурой г.Йошкар-Олы, установлено, что должностным лицом ООО «Технотех» раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по вышеуказанному договору в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», не осуществлялся.

Часть 1 статьи 15.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Однако, отчет об исполнении договора от 19.04.2019, подготовленного по форме и в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №47, составляется и ежемесячно в установленные сроки согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации №554 от 08.10.2018 направляется Предприятием в адрес военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.

Учетной политикой ООО «Технотех» регламентирован порядок ведения раздельного учета по контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Согласно имеющимся в деле документам установлено, что на каждую заявку в рамках ГОЗ оформляется отдельная спецификация и открывается отдельный счет в уполномоченном банке. В заявке в обязательном порядке должны быть указаны: идентификатор и номер государственного контракта, во исполнение которого осуществляются обязательства по договору (п.2.4 Договора).

В рамках исполнения договора от 19.04.2019 по заявке от 13.03.2020 оформлена Спецификация от 19.06.2020 (НТК ).

Анализ представленных ООО «Технотех» в адрес антимонопольного органа документов показал, что в них содержаться необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей затрат по вышеуказанному договору.

ООО «Технотех» осуществляет ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по вышеуказанному договору в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», постановления Правительства РФ от 19.01.1998 №47.

Согласно пояснениям начальника военного представительства Министерства обороны РФ от 18.08.2021, по тексту заключения от 22.01.2021 не утверждается об отсутствии в ООО «Технотех» раздельного учета затрат. Военное представительство полагает, исходя из специфики производства и кооперации, ООО «Технотех» принимаются меры по обеспечению ведения раздельного учета затрат, но имеются сферы, в которых рекомендуется провести дополнительные мероприятия по усовершенствованию (изменению) подходов к учету, оформлению первичных документов, детализации и маркированию затрат по каждому контракту (с разными ИКГ) отдельно (обособленно), с учетом периодов действия этих контрактов, начиная с первой хозяйственной операции. Грубых нарушений правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не усматривается.

На основании вышеизложенного административный орган обоснованно пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, вмененного директору ООО «Технотех» Семенову Д.В.

Кроме того, изучив представленные материалы дела и доводы протеста прокурора, прихожу к выводу, что доводы, изложенные в протесте от 20.09.2021, выходят за пределы предъявленного заявителю объема правонарушения.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В силу ч.1 ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст.29.10 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, рассмотрев постановление и материалы административного дела, собранные по делу доказательства в их совокупности, объяснения лиц и оценив все обстоятельства дела, руководствуясь ст.24.5, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления обоснованно пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании ст.24.5 ч.1 п.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1, 26.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены значимые для дела обстоятельства.

С учетом установленных по делу обстоятельств у суда не имеется оснований не согласиться с выводами административного органа об отсутствии события административного правонарушения, предъявленного директору ООО «Технотех» Семенову Д.В.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаю, что оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 августа 2021 года не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 августа 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Технотех» Семенова Д.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения оставить без изменения, а протест заместителя прокурора г.Йошкар-Олы – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья – Т.Н. Касаткина