ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-998/2021 от 10.12.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

10 декабря 2021 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности директора Первоуральского производственного Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» <ФИО>5 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности директора Первоуральского производственного Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» <ФИО>5 (далее по тексту <ФИО>5) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, <ФИО>5 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В ППМУП «Водоканал» направлен запрос о предоставлении технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям ППМУП «Водоканал»: проектирование и строительство детского спортивно-оздоровительного комплекса по <адрес>, расположенного по адресу <адрес>, территория парка культуры и отдыха, на земельном участке с кадастровым номером Запрос <ФИО>6 зарегистрирован под номером от ДД.ММ.ГГГГ. До направления запроса по проектируемой застройке в ППМУП «Водоканал» проводилась встреча с застройщиком, а именно с <ФИО>3 (супругом <ФИО>4), на которой были обсуждены возможные точки подключения объекта и порядок действия при подключении объекта капитального строительства. Ранее на указанный земельный участок под проектирование и строительство ППМУП «Водоканал» заявителю были предоставлены договоры на технологическое присоединения к инженерным сетям, а именно договор /в от ДД.ММ.ГГГГ и /к от ДД.ММ.ГГГГ, заявителем являлся <ФИО>2 При рассмотрении заявки от ИП <ФИО>4 и с учетом того, что ранее на указанный земельный участок выдавались технические условия на подключение к инженерным сетям, что заявителем определена необходимая нагрузка по подключению к трубопроводам холодного водоснабжения и водоотведения (нагрузка уменьшена по сравнению с ранее выданными условиями), ППМУП «Водоканал» принято решение на основании требований п. 88 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В связи с тем, что «Уралстройпроект»-Лубенцов-Малых-Чудинова-Шинкерев-Лубенцова являются лицами одной компании (лицами компаний, которые сотрудничают между собой), а проектирование и строительство-сфера деятельности <ФИО>3, то на момент подачи заявления <ФИО>4 у заявителя на руках были технические условия подключения объекта капитального строительства, в которых согласно требования Постановления предоставлена информация в соответствии с требования п. 10 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Таким образом, ППМУП «Водоканал», минуя процедуру выдачи технических условий, подготовил и направил заявителю ИП <ФИО>4 договор на подключение к инженерным сетям и, соответственно, в действиях ППМУП «Водоканал» не могут усматриваться признаки нарушения положений п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, между ППМУП «Водоканал» и ИП <ФИО>4 складывались правоотношения по заключению договора о присоединении, а не по выдаче технических условий. В соответствии с требованиями п. 90 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для целей заключения договора о присоединении ППМУП «Водоканал» на законных основаниях требовал предоставления от заявителя ИП <ФИО>4 сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям с подписью и печатью исполнителя, соответственно, в действиях ППМУП «Водоканал» не могут усматриваться признаки нарушения положений п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием утвержденного тарифа на подключение (технологическое присоединения) к сетям холодного водоснабжения и водоотведения на момент обращения заявителя и с учетом того, что ППМУП «Водоканал» на ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес Региональной энергетической комиссии Свердловской области об утверждении тарифа на подключение к инженерным сетям холодного водоснабжения и водоотведения на новый период регулирования - 2021 год, заявителю подготовлены технические условия от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные технические условия от ДД.ММ.ГГГГ по объему содержащейся информации соответствуют условиям подключения (форма типового договора на технологическое подключение (технологическое присоединение), а также соответствуют требованиям Постановления , информация о тарифе на подключение была вынесена в сопроводительное письмо. Письмом в адрес заявителя от ДД.ММ.ГГГГ ППМУП «Водоканал» направил технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, а также проинформировал заявителя о том, что в 10-ти дневный срок после утверждения тарифа на подключение в адрес заявителя будут направлены проекты договоров на технологическое подключение (технологическое присоединение). В соответствии с требованиями п. 101 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в действиях ППМУП «Водоканал» не могут усматриваться признаки нарушения положений п. п. 9 и 11 Правительства РФ . На основании изложенного, на момент вынесения постановления все допущенные нарушения были устранены. В связи с чем, указанное правонарушение является малозначительным.

<ФИО>5, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки не сообщили.

Проверив представленные материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей;

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно абз. 2 п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Правила ) под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с Правилами .

В силу п. 8 Правил запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;

В силу п. 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

При отсутствии на момент запроса заявителя технической возможности для подключения (технологического присоединения) вследствие недостаточности свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и отсутствии в инвестиционной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", осуществляет действия по определению возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения, для чего направляет запрос в органы местного самоуправления поселения, городского округа о возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего водоснабжения либо направить мотивированный отказ в выдаче указанных условий в течение 7 рабочих дней с даты получения от органа местного самоуправления поселения, городского округа информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п. 11 и п. 12 Правил информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

В случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:

на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;

с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей водоснабжения и водоотведения также с учетом схем водоснабжения и водоотведения.

Материалами дела подтверждается, что ИП <ФИО>4 направила в адрес ППМУП «Водоканал» запрос о предоставлении технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям ППМУП «Водоканал», а именно: детский спортивно-оздоровительный комплекс по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, территория парка культуры и отдыха (далее также Запрос) и платы за подключение.

Указанный запрос зарегистрирован ППМУП «Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на запрос ППМУП «Водоканал» направило ИП <ФИО>4 уведомление (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о некомплектности представленных сведений и (или) документов, в котором сообщается о приостановлении рассмотрения запроса на 20 рабочих дней и необходимости предоставления в адрес ППМУП «Водоканал» недостающих сведений и документов, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок, оформленные за заявителя ИП <ФИО>4 с указанием срока аренды земельного участка; сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; сведения о высоте и об этажности зданий, строений, сооружений; Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям с подписью и печатью исполнителя».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ИП <ФИО>4 направила в адрес ППМУП «Водоканал» следующие документы: нотариальную копию договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, справку о составе и свойствах сточных вод; технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям.

Технические условия подключения Строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения и информация о плате за подключение от ДД.ММ.ГГГГ направлены ИП <ФИО>4 письмом от 21.10.2020.

Вместе с тем, должностным лицом антимонопольного органа установлено, что в данных технических условиях отсутствует информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

При этом содержание запроса о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определено п. 8 Правил . Данный перечень является закрытым.

Обязанность правообладателя земельного участка по направлению запроса в соответствии с п. 8 Правил корреспондирует право организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в случае отсутствия в запросе сведений, указанных в Правилах , требовать представление таких сведений. Требование организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о представлении иных документов, не предусмотренных п. 8 Правил , нарушает права лиц, обратившихся в данную организацию в целях получения технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также противоречит публичному характеру договора.

При этом в нарушение п. 8 Правил , ППМУП «Водоканал» в уведомлении (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) указывает на необходимость представить сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям с подписью и печатью исполнителя.

Таким образом, должностным лицом антимонопольного органа установлено наличие события административного правонарушения, совершенного:

ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в нарушении п. 8 Правил 83, а именно: направление в адрес ИП <ФИО>4 уведомления (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости представить сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям с подписью и печатью исполнителя;

ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в неисполнении ППМУП «Водоканал» п. 9 Правил , а именно: не предоставление в установленный срок (7 рабочих дней с даты получения запроса) технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инжшерно-техничесяого обеспечения на запрос ИП <ФИО>4 о предоставлении технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям ППМУП «Водоканал» (детский спортивно-оздоровительный комплекс по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, территория парка культуры и отдыха);

ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в неисполнении ППМУП «Водоканал» п. 9 и п. 11 Правил , а именно: не определение и не предоставление в установленный срок (7 рабочих дней с даты получения запроса) информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на запрос ИП <ФИО>4 о предоставлении технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям ППМУП «Водоканал» (детский спортивно-оздоровительный комплекс по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, территория парка культуры и отдыха) и платы за подключение.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Вопреки доводам жалобы каждое доказательство по делу получило надлежащую правовую оценку должностного лица в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.

На основании вышеизложенного, органом антимонопольной службы сделан верный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в жалобе <ФИО>5, не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица <ФИО>5 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

Постановление о привлечении <ФИО>5 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. В силу указанных норм последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Допущенные должностным лицом выявленные нарушения в данном конкретном случае нельзя признать существенными в связи с тем, что они не повлекли последствий, причинивших вред охраняемым законом общественным отношениям. Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения, отсутствие каких-либо негативных последствий, прихожу к выводу, что в рассматриваемом случае при формальном наличии в деянии <ФИО>5 признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что свидетельствует о его малозначительности.

Само по себе то обстоятельство, что состав указанного правонарушения является формальным, не препятствует возможности признания деяния малозначительным, поскольку, из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе и к формальным.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора Первоуральского производственного Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» <ФИО>5 - отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.

Судья. Подпись:

Копия верна. Судья: